15-10-2023
«Аскольд» | ||
---|---|---|
|
||
Крейсер «Аскольд» в Порт-Артуре, 1904 г. | ||
Основная информация | ||
Тип | бронепалубный крейсер 1-го ранга | |
Государство флага | Россия | |
Верфь | "Германия", г. Киль | |
Строительство начато | 8 июня 1899 года | |
Спущен на воду | 2 марта 1900 года | |
Введён в эксплуатацию | 1902 год | |
Современный статус | продан на слом в 1922 году | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 5905 т | |
Длина | 132,5 м | |
Ширина | 15 м | |
Осадка | 6,2 м | |
Бронирование | палуба — 39…51 мм, рубка — 152 мм, щиты орудий — 25 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | три вертикальные паровые машины; 19 котлов Шульца-Торникрофта | |
Мощность | 19 650 л. с. (14,45 МВт) | |
Винты | 3 | |
Скорость | 23,8 узла на испытаниях | |
Дальность плавания | 3140 миль (10-узловым ходом), запас угля — 1300 т | |
Экипаж | 580 офицеров и матросов | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 12 × 152-мм/L45, 12 × 75-мм/L50, 8 × 47-мм, 2 × 37-мм орудий, 2 × 64-мм десантные пушки, 2 пулемёта |
|
Торпедно-минное вооружение | 6 × 381-мм торпедных аппаратов |
«Аско́льд» — бронепалубный крейсер 1-го ранга; во время Русско-японской войны входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре. Назван в честь Аскольда — легендарного киевского князя. Из особенностей корабля нельзя не отметить характерный пятитрубный силуэт, единственный в Российском флоте того времени.
Строился в Киле на немецкой верфи «Германия»; заложен в 8 июня 1899, спущен на воду 2 марта 1900, вступил в строй в 1902. Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток.
В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.
10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии.
В начале первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против германской крейсерской эскадры адмирала Шпее. Позже он был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в Дарданелльской операции. После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) «Аскольд» в июне 1917 под командованием Казимира Кетлинского прибыл в Мурманск и вошёл в состав эскадры Северного Ледовитого океана.
В 1918 захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV». В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран.
Бронепалубные крейсера ВМФ Российской империи | ||
---|---|---|
Тип Витязь | Витязь · Рында | |
Тип Диана | Паллада · Диана · Аврора | |
Тип Богатырь | Богатырь · Олег · Очаков (Кагул) · Кагул (Память Меркурия) · Витязь | |
Тип Жемчуг | Жемчуг · Изумруд | |
Индивидуальные проекты | Адмирал Корнилов · Светлана · Варяг · Аскольд · Новик · Боярин · Прут (Меджидие) |
Аскольд (крейсер).