Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Бородино (броненосец)

22-10-2023

«Бородино»
Основная информация
Тип Броненосец
Государство флага  Россия
Верфь «Новое адмиралтейство», Санкт-Петербург
Строительство начато 25 мая 1900 года
Спущен на воду 8 сентября 1901 года
Введён в эксплуатацию сентябрь 1904 года
Современный статус Погиб в Цусимском сражении
Параметры
Водоизмещение 15 275 тонн
Длина 118,7 м
Ширина 23,2 м
Осадка 8,9 м
Технические данные
Силовая установка Две паровые машины
Мощность 15 800 л. с. (11,62 МВт)
Скорость 17,6 узла (32,6 км/ч)
Экипаж 867 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерийское вооружение 4 × 305-мм орудия,
12 × 152-мм орудий,
20 × 75-мм орудий,
20 × 47-мм,
2 × 37-мм пушки Гочкиса,
2 × 63-мм пушки Барановского
Торпедно-минное вооружение 4 торпедных аппарата

Бородино́ — русский эскадренный броненосец. Построен в 1901 году в Петербурге на верфи «Новое адмиралтейство» под руководством корабельного инженера Д. В. Скворцова по переработанному проекту броненосца «Цесаревич». Заложен 25 мая 1900 года, спущен на воду 8 сентября 1901 года. Вступил в строй в сентябре 1904 года. Из-за ненадёжности машин броненосец мог развивать лишь 16 узлов вместо проектных 18.

Под командованием капитана 1-го ранга Петра Иосифовича Серебренникова участвовал в Цусимском сражении.

Содержание

Постройка

Несомненные достоинства «Цесаревича» побудили российское морское ведомство выбрать его в качестве прототипа серии броненосцев, строительство которых намечалось на отечественных верфях. В 1900—1902 годах в Петербурге состоялась закладка сразу пяти кораблей типа «Бородино». Они отличались еще большей площадью бронирования (не защищенная на «Цесаревиче» батарея 75-мм орудий получила трехдюймовую броню), усовершенствованными узлами броневых стыков и рядом других изменений. Правда, за это пришлось заплатить уменьшением толщины брони. Увы, последнее не спасло новые броненосцы от чрезмерной перегрузки: их водоизмещение вместо 13 530 т по проекту в действительности перевалило за 15 тыс. т, а осадка возросла на целый метр. В результате нижний броневой пояс полностью скрылся в воде, что сыграло роковую роль в судьбе этих кораблей.

Участие в бою

Командир корабля капитан 1-го ранга Пётр Осипович Серебренников.

«Бородино» шёл третьим мателотом в колонне 1-го броненосного отряда. В 14:12 получил первое серьёзное попадание снаряда. В 14:18 из-за задымления «Князя Суворова» японские корабли перенесли сосредоточенный огонь на «Императора Александра III» и «Бородино». Примерно в 14:30 броненосец выкатился из строя вправо, но исправил повреждения и занял своё место в кильватерной колонне. В 14:38 авизо «Чихая» выпустил по броненосцу две торпеды с дистанции 13,5 кабельтовых.

В 14:40 «Император Александр III» вышел из строя, и «Бородино» возглавил колонну.

В 14:50 броненосец повернул на север, пытаясь прорваться за кормой у эскадры Камимуры, однако манёвр был замечен, и японские крейсера легли на курс сближения. В начале четвёртого «Бородино» повернул на юго-восток и в сгустившемся тумане разошёлся с Камимурой на контр-курсах. После этого броненосец вновь повернул на северо-запад и лёг на курс к Владивостоку. В начале пятого японский флот опять начал охватывать голову русской колонны, и «Бородино» повернул на юг, чтобы пройти у противника за кормой, в результате чего русская эскадра опять скрылась из видимости за туманом и дымом.

В 17:00, повинуясь приказу контр-адмирала Небогатова, «Бородино» опять повёл колонну на северо-восток, к Владивостоку. В 17:13 адмирал Того наткнулся на колонну русских броненосцев, но вскоре вновь потерял их в тумане. В ходе короткой перестрелки был тяжело ранен командир броненосца Серебренников, и командование принял старший офицер Макаров.

Около 18:00 японский флот опять догнал русскую эскадру и начал расстреливать «Бородино» и «Орел» с дистанции в 30 кабельтовых. «Бородино» попытался уклониться, но японцы вновь сократили расстояние. Около 18:50 на «Бородино» была сбита грот-мачта, и начался сильный пожар. В 19:00 в броненосец попали два 12" снаряда броненосца «Сикисима», после чего пламя из кормовой батареи поднялось на 10 метров над верхней палубой и быстро начало распространяться. Кормовая башня замолчала.

В 19:10-19:12 последний 12" снаряд из носовой башни японского броненосца «Фудзи» взорвался около правой носовой 6" башни «Бородино». Столб пламени и дыма поднялся на высоту дымовых труб. Броненосец окутался клубами дыма и пара. Пожары вышли из-под контроля. Внезапно броненосец повалился на правый борт, опрокинулся и вскоре затонул со всем экипажем. Из воды был спасён только матрос Семён Ющин.

Список корабельных и штабных офицеров, погибших в Цусимском сражении

  1. Флагманский Интендант Капитан 2 ранга Александр Густавович фон-Витте
  2. Командир Капитан 1 ранга Пётр Иосифович Серебрянников 1-й
  3. Старший офицер Капитан 2 ранга Дмитрий Сергеевич Макаров 2-й
  4. Ревизор Мичман Николай Оскарович Отт 1-й
  5. Старший минный офицер Лейтенант Алексей Фёдорович Геркен 1-й
  6. Младший минный офицер Лейтенант Владимир Титович Матковский
  7. Старший артиллерийский офицер Лейтенант Пётр Евгеньевич Завалишин 2-й
  8. Младший артиллерийский офицер Лейтенант Михаил Эдуардович Фукс
  9. Младший артиллерийский офицер Лейтенант Евдоким Иванович Яковлев 5-й
  10. Старший штурманский офицер Лейтенант Борис Илларионович Чайковский 1-й
  11. Младший штурманский офицер Мичман Константин Рудольфович Де Ливрон 4-й
  12. Вахтенный Начальник Лейтенант Алексей Павлович князь Еникеев
  13. Вахтенный Начальник Мичман Михаил Александрович Таранецкий
  14. Вахтенный Начальник Мичман Георгий Михайлович Жолкевич
  15. Вахтенный офицер Мичман Николай Николаевич Прикот
  16. Вахтенный офицер Мичман Николай Александрович Протасьев
  17. Вахтенный офицер Мичман Евгений Генрихович Цивинский 2-й
  18. Вахтенный офицер Мичман Александр Викторович Кочуков
  19. Вахтенный офицер Поручик Лейб Гвардии Гуссарского Полка Леонтий Павлович граф Бенигсен
  20. Вахтенный офицер Прапорщик по морской части Борис Владимирович Недзвецкий
  21. Старший судовой механик Подполковник КИМ Василий Семёнович Рябинин
  22. Трюмный механик Штабс-Капитан КИМ Владимир Константинович Нюхалов
  23. Судовой механик Штабс-Капитан КИМ Павел Павлович Корнеев
  24. Судовой механик Поручик КИМ Павел Михайлович Иорк
  25. Судовой механик Поручик КИМ Эрнест Николаевич Вульф
  26. Младший судовой механик Поручик КИМ Владимир Георгиевич Харитонов
  27. Младший судовой механик Прапорщик по мех. части Николай Степанович Певнев
  28. Младший судовой механик Прапорщик по мех. части Иван Иванович Дзахов
  29. Старший судовой врач Надворный Советник Фёдор Михайлович Лукин
  30. Младший судовой врач Лекарь Аксель Эдуардович Гнадеберг
  31. Корабельный инженер Младший Помомошник судостроителя Диодор Михайлович Шангин
  32. Судовой священник Иеромонах отец Варлаам
  33. Капельмейстер Павел Новиков

Исторические факты

См. также

Примечания

  1. «Крейсер „Аврора“ и броненосец „Победа“». Журнал Нива, № 21 от 20 мая 1900, стр. 424а

Ссылки

  • ЭСКАДРЕННЫЕ БРОНЕНОСЦЫ «Цесаревич» и типа «Бородино»
  • Эскадренный броненосец «Бородино»
  • Фотографии, чертежи, ТТД - Эскадренный броненосец «Бородино»
  • С. Балакин. «Последние броненосцы Франции»

Бородино (броненосец).

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31