У этого термина существуют и другие значения, см. Бот.
Бот (от нидерл.boot — лодка) — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно[1] водоизмещением до 60 т, вооружённое 6—8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов[2]. Боты бывали палубные для морских плаваний или беспалубные для прибрежного. В эпоху парового флота под ботом понимают небольшое парусное, парусно-гребное или моторное судноводоизмещением до 15 тонн, предназначенное для грузоперевозок или других целей.
Под словом ботик традиционно понималось не уменьшительно-ласкательное слово (как кораблик или судёнышко), а бот меньшего размера[3]; самым известным из которых в России можно по праву назвать ботик Петра Великого, который несколько веков носит прозвище «дедушка русского флота»[4] и в настоящее время находится в в Центральном военно-морском музее города Санкт-Петербурга. Не следует путать ботик и ботничек; последний представляет собой небольшую лодочку, выдолбленную из цельного ствола дерева[5].
Боты различают, по типу двигателя (гребные, парусно-гребные, парусные и моторные) и по применению (лоцманские, промысловые, водолазные, спасательные, десантные и другие боты).
Лоцманский бот — бот, используемый для дежурства лоцманов и проводки судов, а также для передачи лоцмана «с борта на борт». Оборудуется съёмным трапом (по типу водолазного трапа) и поисковым прожектором.
Водолазный бот — моторный бот для обеспечения водолазных работ в пределах акваториипорта. Имеет помпы для подачи воздуха водолазам, трапы для их спуска и другое водолазное оборудование.
Десантный бот — моторный бот, используемый для доставки с военных кораблей к берегу морского десанта. В эпоху парусных кораблей представлял собой небольшое деревянное гребное судно, отличавшееся от других шлюпок малой осадкой (чтобы иметь возможность ближе подойти к берегу) и особым устройством кормы с откидным транцем, который прижимался, помощью натяжных болтов с талрепами, к особо устроенному шпунту; когда судно подходило кормой к месту высадки, болты отдавались, транец откидывался назад и служил помостом[6].
Швертбот — парусная яхта с легким подъемным килем — швертом.