21-06-2023
Адриан ван де Венне | |
нидерл. Adriaen van de Venne | |
Портрет, написанный Вацлавом Холларом |
|
Имя при рождении: |
Адриан Питерс ван де Венне |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Жанр: |
живопись, гравировка, эмблемы книг |
Стиль: | |
Работы на Викискладе |
Адриан ван де Венне (нидерл. Adriaen van de Venne; 1589 год, Делфт — 12 ноября 1662 года, Гаага) — разносторонний нидерландский художник периода Золотого века Голландии, известный аллегориями в своих работах, жанровыми сценами, портретами; также был художником-миниатюристом, писателем, иллюстратором книг, автором политических сатир, поэтом.
Ван де Венне родился в 1589 году в Делфте в семье почтенных родителей, которые бежали с южных провинций из-за войны и религиозного гнёта[1]. Согласно написанной Арнольдом Хоубракеном биографии, ван де Венне учился в латинской школе в Лейдене и мечтал стать художником. Живописи в основном учился самостоятельно, но также получал уроки от мастера ювелирного дела и художника Симона де Валка (нидерл. Simon de Valck). В Гааге[2] его второй учитель Иеронимус ван Дист (нидерл. Hieronymus van Diest), работавший техникой гризайль, научил его граверному искусству[3][4].
В 1607 году ван де Венне упоминается в Антверпене, а в 1614–1625 годах он жил в Мидделбурге[2], где вдохновением для него служили пейзажи Яна Брейгеля Старшего и сатирические поучительные виньетки Питера Брейгеля Старшего[1]. Там творчество художника достигает своего апогея, а картины того периода, полихромные, маньеристические по духу, написанные быстрым мазком, близки к произведениям Матеуса Молануса (нидерл. Mattheus Molanus) и Кристоффеля ван ден Берге (англ.)русск.[2]. Его сатирическая картина «Ловля душ» (нидерл. De zielenvisserij), написанная в 1614-м, является ироническим замечанием к конфликту католической и протестантской церквей во время Нидерландской революции, когда река Шельда, изображённая на картине и находившаяся в непосредственной близости от дома ван де Венне в Мидделбурге, отделяла южную католическую Фландрию от северных протестантских Брабанта и Зеландии. Влияние Яна Брейгеля Старшего особенно заметно проявляется в этой аллегории религиозного фанатизма[5], реалистические детали трактованы в ней с тонким юмором[2].
Ван де Венне работал как книжный иллюстратор, дизайнер печати, политический пропагандист и поэт, сотрудничал со своим братом Яном, известным издателем и арт-диллером (англ.)русск.. Ведущие голландские писатели, например Якоб Катс[6], нанимали ван де Венне, поскольку его иллюстрации способствовали росту популярности нидерландских книг эмблем (англ.)русск., содержащих уроки морали и соответствующие иллюстрации, которые обычно были представлены гравюрами жанровых сцен с крестьянами, нищими, ворами и дураками. Благодаря этим работам он прославился при жизни и оставался знаменитым после своей смерти в течение 18-го века.
В 1625 году Адриан ван де Венне переехал в Гаагу, где вступил в Гильдию Святого Луки. Там же, возможно, работал в суде. В 1640 году стал деканом Гильдии. Он продолжал заниматься своими книжными и эстампными проектами и написал бо́льшую часть своих известных картин, многие из которых изображали обездоленных и увечных людей. В 1656 году Адриан стал одним из сооснователей Confrerie Pictura (англ.)русск. — организации, альтернативной официальной Гильдии. Адриан Ханнеман (англ.)русск., ван де Венне и другие местные деятели искусств создали её, будучи недовольными положением дел в Гильдии Святого Луки[7]. Умер ван де Венне 12 ноября 1662 года в Гааге, не оставив после себя учеников и последователей[1].
«Лето» (1614 ) — Государственные музеи Берлина
«Зима» (1614) — Государственные музеи Берлина
«Танец смерти» (1630-е) — гризайль, Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Mans verdriet» (1624)
«Ловля душ» (1614) — Государственный музей, Амстердам
«Порт Мидделбурга» (1615) — Государственный музей, Амстердам
«Al te bot!» (между 1610 и 1625) — Дворец изящных искусств, Лилль
|
Ван де Венне, Адриан.