31-08-2023
«Властный» до 9 марта 1902 года — «Кефаль» |
||
---|---|---|
|
||
Эскадренный миноносец «Властный» | ||
Основная информация | ||
Тип | Эскадренный миноносец | |
Государство флага | Россия | |
Порт приписки | Порт-Артур | |
Принадлежность | Балтийский флот Первая Тихоокеанская эскадра Сибирская военная флотилия Флотилия Северного Ледовитого океана |
|
Верфь | Forges et Chantiers de la Mediterranee, Гавр | |
Спущен на воду | 28 февраля 1901 года | |
Введён в эксплуатацию | 27 июня 1902 года | |
Выведен из состава флота | 1922 год | |
Современный статус | Разобран | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 346 т | |
Длина | 56,6 м | |
Ширина | 6,3 м | |
Осадка | 3,4 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 паровые машины, 4 котла | |
Мощность | 5800 л. с. | |
Винты | 2 | |
Скорость | 28 узлов | |
Дальность плавания | 1500 миль (15 узлов) | |
Экипаж | 4 офицера и 60 матросов | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 1 × 75-мм, 5 × 47-мм С 1913 года: 2 × 75-мм, 6 × 7,62-мм пулемётов |
|
Торпедно-минное вооружение | 2 × 381-мм ТА С 1913 года: 2 × 457-мм ТА |
«Властный» — эскадренный миноносец Российского Императорского флота типа «Форель».
Содержание |
Заказан по судостроительной программе «Для нужд Дальнего Востока». 11 января 1899 года зачислен в списки судов Российского флота, 28 февраля 1901 года спущен на воду. Вступил в строй 27 июня 1902 года. На испытаниях превысил контрактную скорость на 2 узла. После испытаний отправился в Кронштадт, куда прибыл 4 августа 1902 года.
С 24 сентября 1902 года по 5 мая 1903 года совершил переход из Кронштадта в Порт-Артур, где вошёл в состав Первого отряда миноносцев Первой Тихоокеанской эскадры[1].
С началом Русско-японской войны «Властный» принял активное участие в боевых действиях, неся сторожевую службу на внешнем рейде и совершая разведывательные походы. За первый месяц войны миноносец выходил в море с различными боевыми заданиями 11 раз[1]. 26 февраля 1904 года «Властный» принял участие в бою миноносцев у Порт-Артура. В этом бою четвёрке эскадренных миноносцев русского отряда противостояли четыре японских «истребителя». После обнаружения кораблей противника «Властный» вслед за флагманским миноносцем в 3 часа 30 минут открыл огонь по ним[1]. Японские корабли, в свою очередь, сосредоточили огонь на «Властном» и «Выносливом». Видя бедственное положение «Выносливого», командир «Властного» повёл свой корабль на помощь и попытался таранить японский миноносец «Асасиво»[1]. Вместо тарана по японскому кораблю выпустили две торпеды, причём, по наблюдениям с русского корабля, противник был потоплен (японской стороной эти данные опровергаются)[1]. Через несколько минут «Властный» имел скоротечный контакт с эсминцем «Касуми». В ходе нового короткого столкновения японцы не выдержали огня и, погасив прожектор, резко сменили курс[1]. После окончания боя «Властный» был протаранен «Внимательным» и получил новые повреждения. В общей сложности, в ходе боя миноносец получил несколько попаданий, наибольшие повреждения на этом корабле причинил 76-мм снаряд с миноносца «Асасиво», взорвавшийся в носовом кубрике[1].
В мае и июне «Властный» активно участвовал в поддержке русских войск у Цзиньчжоу. За это время миноносец в составе отряда принял участие в нескольких кратковременных столкновениях с японскими кораблями. После боя 28 июля миноносец вернулся в Порт-Артур. В боевых действиях в конце осады Порт-Артура «Властный» практически не принимал участия из-за сильного износа механизмов[1]. Перед сдачей Порт-Артура 19 декабря миноносец прорвался в Чифу и был там интернирован до окончания военных действий.
2 января 1905 года «Властный» вошёл в состав Сибирской флотилии. В 1912—1913 годах прошёл капитальный ремонт с перевооружением. С 27 января по 25 августа 1916 года совершил переход из Владивостока в Архангельск и 22 ноября 1916 года перечислен в состав Флотилии Северного-Ледовитого океана[1]. 24 сентября 1916 года эсминец имел столкновение с германской подводной лодкой, закончившееся погружением последней. Один из снарядов поразил вражескую субмарину[1].
В феврале 1917 года ушел в Англию на капитальный ремонт, где в ноябре 1917 года был незаконно реквизирован британским правительством. В мае 1918 года передан белогвардейскому командованию в обмен на уголь, но 14 мая 1921 года возвращен РСФСР и в 1922 году продан совместному советско-германскому акционерному обществу «Деруметалл» для разборки.
Российские эскадренные миноносцы программы 1898 года | ||
---|---|---|
Фирма «Шихау» (Германия) | «Кит» («Бдительный») · «Дельфин» («Бесстрашный») · «Скат» («Беспощадный») · «Касатка» («Бесшумный») | |
Фирма «Норман» (Франция) | «Форель» («Внимательный») · «Стерлядь» («Выносливый») | |
Фирма «Форж и Шантье» (Франция) | «Осётр» («Внушительный») · «Кефаль» («Властный») · «Лосось» («Грозовой») | |
Фирма «Братья Лэйрд» (Англия) | «Сом» («Боевой») | |
Трофейный миноносец | «Лейтенант Бураков» («Хай Хуа») |
Миноносцы России по типам | ||
---|---|---|
Миноносцы (1877—1903) | ||
Миноносцы, переклассифицированные в эсминцы (1900—1907) |
||
Минные крейсера, переклассифицированные в эсминцы (1904—1906) |
||
«Новики» (1914—1925 гг.) |
«Новик» • «Дерзкий» • «Счастливый» • «Орфей» • «Лейтенант Ильин» • «Гавриил» • «Изяслав» • «Гогланд» • «Фидониси» |
|
Эскадренные миноносцы СССР (1925—1957 гг.) |
||
Эскадренные миноносцы СССР и России после 1957 г. |
||
Большие противолодочные корабли |
проект 57-А • проект 61 • проект 1134 • проект 1134-А • проект 1134-Б • проект 1135 • проект 1155 • проект 1151.1 • |
|
Нереализованные проекты | ||
См. также: {{Лидеры эсминцев ВМФ СССР}} • {{Минные крейсеры Российского Императорского флота}} |
Властный (миноносец).