Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Дед Мороз

02-06-2023

Дед Мороз

Дед Мороз
Главный сказочный персонаж на празднике Нового года, приносит подарки детям и взрослым.
Мифология: славянская
Имя на других языках: укр. Дід Мороз
белор. Дзед Мароз
В иных культурах: см. Санта-Клаус и подобные персонажи
Местность: С 1995 года Лапландский заповедник, с 1998 года — Великий Устюг[1], в 2012 также Северный полюс[2]
Связанные понятия: новогодняя ёлка, подарки
Связанные персонажи: внучка Снегурочка
Связанные события: Новый год
Иллюстрации на Викискладе?

Дед Моро́з (см. варианты имени) — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка[3].

Обычно изображается в красной, синей, иногда белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой Снегурочкой, обычно изображаемой в белой или серебристой шубе.

Содержание

Варианты имени

Встречается уменьшительно-ласкательный вариант «де́дка Моро́зка». Например, в воспоминаниях Корнея Чуковского[4]:

К вечеру Мурка по-своему распорядилась мифом о «Деде Морозе». Она устроила ёлочку для своих кукол — маленькую — вершка в полтора — и сказала им, что эту ёлку принёс дедка Морозка, «за то, что они были хорошие».

Также встречается «де́дко Моро́зко» как вариант ретроактивной ассимиляции «дедка → дедко» под влиянием формы «Морозко». Последнее — застывшая форма бывшего звательного падежа основы на «-а». Морозко как персонаж известен из народных сказок, а в советское время популяризирован фильмом «Морозко» режиссёра Александра Роу.

История возникновения

Исторические корни

В своём исследовании С. Б. Адоньева указывает[3], что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Е. В. Душечкина, в принципе соглашаясь с таким мнением[5], указывает на более древние источники формирования образа. Более подробно она рассматривает этот вопрос в отдельной книге[6].

«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885.

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко)[7].

Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывались с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же мороз просили не приходить летом и не портить урожай[7].

Современный образ

В литературную традицию Дед Мороз входит[5] в 1840 году, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович»[8]. В ней впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь[5]:

… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. … В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза[9]. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозке становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost)[10].

Дед Мороз на тройке, марка СССР, 1971.

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвёргся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики[11]. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло через год. В январе 1937 года он со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов[12].

В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф [13].

Дед Мороз и православие

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным[5]. Ведь в своих истоках это языческая персонификация сил природы (зимы и мороза) и волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.

В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что церковь поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если в «официальной биографии» Деда Мороза будет упомянуто, что он принял крещение[14]. А по словам зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонаха Филиппа, усиление «культа» Деда Мороза и Снегурочки во время празднования Нового года является «нездоровым неоязыческим проявлением»[15].

Менее строго высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий[16]: «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции.»

Русский Дед Мороз

Дом Деда Мороза в Великом Устюге.

В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе[17]. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза»[1]. В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября[18]. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы[18].

Ситуацию с двумя общероссийскими Дедами Морозами — Лапландским и Великоустюгским — разрешили так: Поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг[19].

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России. По словам бывшего губернатора Вологодской области В. В. Позгалёва, за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. С начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица[20].

В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске. Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска»[21].

Помимо «главных» Дедов Морозов с резиденциями в Великом Устюге и на Чунозере, на территории Российской Федерации известны и их «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме[22].

Белорусский Дед Мороз

Белорусский Дед Мороз в его осеннем наряде.

В Белоруссии[23] Дед Мороз (белор. Дзед Мароз) также теперь имеет свою официальную резиденцию. 25 декабря 2003 года на территории национального парка «Беловежская пуща» приветствовал в своей усадьбе первых гостей белорусский Дед Мороз со Снегурочкой. С тех пор Дед Мороз круглый год, а не только под Новый год, сердечно встречает гостей в своих владениях[24]. За первые пять лет работы Поместья здесь побывало более 340 тысяч туристов из 70 стран мира[25].

Белорусский Дед Мороз одет в длинную шубу до пят, опирается на волшебный посох, не носит очки, не курит трубку, ведёт здоровый образ жизни и не страдает заметной полнотой[26]. Самым первым официальным Дедом Морозом в Беловежской пуще был Вячеслав Семаков, заместитель директора белорусского Национального парка «Беловежская пуща» по научно-исследовательской работе. О своей двухлетней карьере Деда Мороза он написал книги «Как я был Дедом Морозом» и «Дед Мороз и его родня» (совместно с генеральным директором национального парка Николаем Бамбизой)[27][28].

Общая площадь сказочного поместья составляет 15 гектаров[29]. Кроме собственно Дома Деда Мороза, в поместье также имеется отдельный домик для Снегурочки, Сокровищница (белор. Скарбніца), где хранятся подарки и письма, присланные детьми, и Музей Деда Мороза. На территории резиденции произрастает, как заявляют в национальном парке, самая высокая в Европе сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет[29].

Территория усадьбы украшена многочисленными деревянными статуями различных сказочных персонажей, макетом мельницы и «волшебным» колодцем. Филиал почтового ящика Деда Мороза находится в минском парке им. Горького[29][30].

Белорусский Дед Мороз имеет свой собственный сайт[31], на котором в том числе можно увидеть некоторые детские рисунки, присланные в подарок Деду Морозу. Белорусский Дед Мороз получает 1,5 тысячи писем ежедневно и почти на все послания с обратным адресом отправляется ответ[32].

С 2011 года Белорусская железная дорога организовала праздничный вагон в поместье Деда Мороза в Беловежскую пущу, который будет курсировать с 23 декабря[33].

Существует мнение, что создание в пуще на месте бывшего зубропитомника Поместья Деда Мороза нарушило экологическое законодательство Республики Беларусь и привнесло в заповедный реликтовый лес чужеродные ему элементы садово-паркового дизайна, а также послужило причиной сильного беспокойства для пущанской популяции зубров[34].

Украинский Дед Мороз

Дед Мороз на Майдане Незалежности, 2003.

На Украине Дед Мороз (укр. Дід Мороз) известен, но своей официальной резиденции не имеет. Есть мнение[35], что этот привнесённый из России советизированный образ покровителя праздника Нового года по новому стилю подменил собой исконно почитаемого среди украинцев христианского заступника святого Николая (укр. святий Миколай)[36]. Это он, а не Дед Мороз, приносит в ночь с 18 на 19 декабря детям подарки (миколайчики) и кладёт их под подушку[37]. Также указывают, что до реформы календаря Новый год приходился на древний праздник Меланьи (укр. Маланка) и имел иную атрибутику и ритуалы[35]. Отрицательно к Деду Морозу относится и Украинская грекокатолическая церковь[38].

С другой стороны, украинская писательница Лада Лузина считает нападки на Деда Мороза как на незваного пришельца несправедливыми. В своём эссе[39] она напоминает о древних славянских корнях Деда Мороза и в заключительной части пишет:

Так же, как языческий бог Позвизд, Мороз рассекал небосвод и сыпал снег на землю. Так же, как бог зверья Велес, он оберегал и холил всех лесных птиц и зверей, активно помогавших ему в любых начинаниях. А кроме того, летал на ракете в космос, как бог новой эпохи Гагарин, водружал флаг СССР на Северном полюсе, как Папанин. А в 1944-м грозный Мороз с ружьём в руках гнал прочь фашистов…
Так стоит ли попрекать его за это? Если он и впрямь дух наших прадедов, он прожил такую же жизнь, как и наши деды.


В советском и российском кинематографе

Некоторые известные фильмы с Дедом Морозом:

Галерея изображений

См. также

Викиновости по теме:
Исламисты убили Деда Мороза

Примечания

  1. ↑ Великий Устюг - родина Деда Мороза  (рус.). Правительство Вологодской области.(недоступная ссылка) Проверено 1 декабря 2011.
  2. Дед Мороз принял приглашение отправиться в экспедицию на Северный полюс  (рус.). INTERFAX.RU. Проверено 1 декабря 2011.
  3. 1 2 Адоньева 1999
  4. Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15 томах. — М.: Терра-Книжный клуб, 2001. — Т. 12. — С. 181.
  5. 1 2 3 4 Душечкина 2000
  6. Душечкина 2002
  7. ↑ Кликанье мороза  (рус.). Российский Этнографический музей. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 декабря 2011.
  8. Мороз Иванович // Сказки дедушки Иринея.
  9. Душечкина 2003
  10. King Frost // More Russian picture tales. — 1914.
  11. Как ёлочка стала советской // Московские новости : газета. — М., 2003. — № 49.
  12. Душечкина 2008
  13. Дед Мороз и клаустрофобия  (рус.). Известия науки (28 декабря 2006). Проверено 1 декабря 2011.
  14. Православная Церковь примет участие в реализации проекта „Великий Устюг — родина Деда Мороза“ в случае упоминания в „официальной биографии“ российского Морозко факта его крещения  (рус.). сайт «Научный атеизм». Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 декабря 2011.
  15. Церковь выступила против Деда Мороза и Снегурочки  (рус.). Newsland (15 августа 2010). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 1 декабря 2011.
  16. Соработничество // Благовестник : вологодская епархиальная газета. — 2000. — № 12.
  17. «В России появилась ещё одна родина Деда Мороза». 17 декабря 2003
  18. ↑ Российский Дед Мороз отпразднует день рождения 18 ноября. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  19. «В „Лапландию“ к Деду Морозу…». «Мир новостей» № 2 (836)2012
  20. 17 ноября вологжане отметят в Петербурге день рождения Деда Мороза  (рус.). Аргументы и факты — Северо-Запад (16 ноября 2011). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 декабря 2011.
  21. Новости ТВ-21 — 29 декабря 2011
  22. Чем примечателен образ Паккайне, карельского коллеги Дедушки Мороза?  (рус.). ШколаЖизни.ру (28 декабря 2009). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 декабря 2011.
  23. см. ВП:ИМЕНА
  24. Поместье белорусского Деда Мороза  (рус.). сайт Брестской области. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 декабря 2011.
  25. Досье на Деда Мороза  (рус.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  26. Главный белорусский Дед Мороз утверждает, что отечественные производители сувениров неправильно изображают новогоднего персонажа  (рус.). TUT.BY. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  27. Белорусский Дед Мороз написал книгу  (рус.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  28. От Камчатки до Беловежья  (рус.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  29. ↑ Резиденция белорусского Деда Мороза  (рус.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  30. Белорусский Санта Клаус (фото)  (рус.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  31. Официальный сайт белорусского Деда Мороза  (рус.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  32. Белорусский Дед Мороз получает 1,5 тысячи писем ежедневно  (рус.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  33. Праздничный вагон в поместье Деда Мороза начнет курсировать по БЖД с 23 декабря  (рус.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  34. Резиденция Деда Мороза — нарушение законодательства и экологического планирования  (рус.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  35. ↑ Дід Мороз — радянський Святий Миколай  (укр.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  36. Святий Миколай завжди був для мене святом Божої доброти (укр.) // День : газета. — 2010. — № 232—233.
  37. 19 грудня — Свято Миколая  (укр.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  38. Про св. Миколая та інших: Санта Клауса, Діда Мороза...  (укр.). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  39. Национальность Деда Мороза  (рус.). Проверено 1 декабря 2011.

Литература

  • Адоньева С. Б. История современной новогодней традиции // Мифология и повседневность : сборник. — СПб.: ИРЛИ РАН, 1999. — В. 2. — С. 372.
  • Душечкина Е. В. Дед Мороз и Снегурочка // Отечественные записки : журнал. — М., 2003. — № 1.
  • Душечкина Е. В. Дед Мороз: этапы большого пути (К 160-летию литературного образа) : доклад. — СПб.: ИРЛИ РАН, 2000.
  • Душечкина Е. В. История Деда Мороза в России // Русская ёлка. История, мифология, литература. — СПб.: Норинт, 2002. — ISBN 5771101265
  • Душечкина Е. В. Три века русской ёлки // Наука и жизнь : журнал. — 2008. — № 1.

Ссылки

  • Внешние отличия Деда Мороза и Санта Клауса  (рус.). За Деда Мороза!. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 декабря 2011.

Дед Мороз.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31