Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Карикатура

28-04-2023

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать).

Русская карикатура времён Первой мировой войны
  1. Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.
  2. Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

Статья посвящена понятию № 2.

Близко с термином «Карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск.

Современная карикатура — это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и т. д. Жанр карикатуры развивается во всем мире.

Большая Энциклопедия Карикатуры дает определение понятию "современная карикатура":

  • по форме — линейная или контурная, насыщенная — штриховая, черно-белая или цветная, карикатура в единичном изображении или в многочисленных сюжетах (комикс, streap-cartoon),
  • по содержанию — юмор (funny cartoon), сатира, шарж, чёрный юмор, карикатура как искусство или станковая карикатура, (fine art cartoon), философская карикатура, странные предметы, и т. д.
  • по технике и жанру исполнения — графика, иллюстрация, коллаж, монтаж, фотография, плакат, живопись, реклама, анимация, скульптура и объемные изображения, архитектура, инсталляция, перформанс, актинг,
  • по области применения — различные виды полиграфической продукции (журнальная и книжная иллюстрация, календари, буклеты, почтовые марки и открытки, наклейки, печати, и т. д.), реклама, анимация, и т. д.

В настоящее время международное признанное название caricature относится только к шаржам, утрированным портретам. А русское понятие карикатура описывается в мировой практике другим словом — cartoon.[1]

Известные отечественные художники-карикатуристы:

1917-60-е годы. Художники, работавшие над пропагандистскими плакатами и карикатурами в советских газетах - Черемных, Ротов, Семенов, Бродаты, Дени, Кукрыниксы, Ефимов

Начало 70-х гг. Так называемый «юмор молодых», (не участвующие в агитпропаганде) - В.Коноплянский, В.Иванов, И.Макаров, В.Бахчанян, В.Песков, Ф.Куриц, В.Розанцев, С.Тюнин, Л.Тишков, М.Златковский, О.Теслер, А.Некрасов, И.Воробьев, В.Скрылев, И.Копельницкий, В.Богорад, В.Дубов

80-е гг. А.Меринов, А.Бильжо, А.Сергеев, братья Лемеховы, Г.Светозаров, В.Степанов, В.Земцов, С. Айнутдинов, И.Варченко, В.Дружинин, И.Анчуков http://www.anchukov.ru/index.html и http://анчуков.рф

90-2000 гг. Н. Кращин, С.Елкин, А.Попов, С.Дергачев, В.Мисюк, М.Серебряков, Д.Полухин

Современные художники, работающие в жанре «шаржа»: И.Макаров, В.Мочалов, В.Балабас, К.Куксо, братья Ивановы В. и М.http: //www.2ivanova.ru/cite/celebre.html

Содержание

В России

Карикатура — один из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.

Известно, что император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя. В России в 1812 году во время Отечественной войны разгорелась целая полномасштабная карикатурная кампания против французского императора, а главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов для распространения даже образовал при своем штабе особую типографию[2]. Во время войн и военных конфликтов всегда широко используется так называемая плакатная карикатура, поднимающая патриотизм и боевой дух и оскорбляющая противоположную сторону.

Хотя карикатура существует с древних времен, однако карикатура как искусство появилась не сразу.

В XIX веке

В России карикатура получила особое признание с 19 столетия.

Развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой. Поначалу в газетах появлялись статьи с сатирическими рисунками на те или иные события с пояснительным текстом. Постепенно, с течением времени, стали публиковаться рисунки и без сопроводительного и объясняющего текста, сюжет рисунка был понятен и без слов. Но царская цензурная охранительная система внимательно следила за политическим аспектом их и не допускала никакой свободы в оскорблении властьимущих. Однако развитие жанра уже невозможно было остановить. Безымянные карикатуры передавались друг другу, а иногда особо едкие и перерисовывались.

Но и официальная карикатура развивалась. Постепенно сатирические рисунки стали занимать все больше газетной территории. Сатирические и юмористические отделы открывались в серьёзных общественных периодических изданиях, например, в журнале «Сын Отечества» (с 1812 до 1852 гг.), где обязательно какое-то место отводилось рисункам. Стали появляться отдельные рисованые издания. Направленность их часто ограничивалась окружающей бытовой обстановкой и избегала политической тематики. Осмеянию в первую очередь предавали мелких чиновников-казнокрадов, торговцев или артистов неудачно исполненных ролей. В качестве сюжета также использовались не проверенные сплетни, которых всегда бывало в избытке в столичном обществе. Известно, что именно таким образом, сомнительного вкуса карикатурами, доводили до отчаяния великую драматическую актрису Варвару Асенкову (1817—1841) её завистницы по сцене[3]:

«Скандал, разгоравшийся вокруг имени талантливой актрисы, с годами приобретал все больший размах. Не проходило и дня, чтобы в столичных газетах не появлялись карикатуры на Асенкову, намекавшие на двусмысленные связи и сплетни»[4].

Сейчас, уже в наше время, по воспоминаниям современников, досконально известно, что все это были досужие вымыслы, разжигаемые интригами и специально проплаченные, сейчас уже известно, и кто за ними стоял, но в то время несправедливые сатирические удары воспринимались публикой доверчиво и довели Варвару Асенкову до ранней смерти. Об этом писали Каратыгин (П. Каратыгин, Записки, новое издание по рукописи под ред. Б. Казанского, тт. 1—2, Л., 1929—1930) и Панаева (А.Панаева. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002. — 448 с. — ISBN 5-8159-0198-9). Карикатура таким образом могла стать и средством достижения чьих-то корыстных и завистливых целей. Цензура жестко следила за непоявлением сатиры на царствующих особ, а в оскорблениях в адрес бессильной актрисы не усматривала нарушений.

В середине XIX в. в России появился целый ряд сатирических журналов. Одним из таких изданий стал журнал «Ералаш» — русский иллюстрированный сатирический журнал, основанный художником М. Л. Неваховичем и выходивший в Петербурге с 1846 по 1849 гг. Журнал в сатирической форме отражал явления общественной русской столичной жизни и быта, а также все происходившие в сфере искусства и чиновничества; также много места занимали карикатуры на современных деятелей культуры: писателей, артистов[5]. Многие рисунки в журнале были выполнены самим издателем, но также там сотрудничали и другие художники: Н. А. Степанов, И. И. Пальм. Однако, жизнь этого издания была короткой в связи с кончиной самого издателя. Периодичность журнала была 4 номера в год и всего вышло 16 номеров. Художник Н. А. Степанов (1807—1877) через некоторе время, в 1865 году начал издавать свой сатирический журнал «Будильник». Этот журнал вошёл в историю российской культуры в первую очередь тем, что там публиковались первые юмористические рассказы А. П. Чехова под псевдонимом Антоша Чехонте и Брат моего брата. Но именно там появлялись и карикатуры художника Дмитрия Орлова, получившего известность под псевдонимом Моор, а также будущего знаменитого архитектора Федора Шехтеля под псевдонимом Финь-Шампань, а также рисунки А. Н. Лебедева[6], в этом жанре прославились и другие художники: М. О. Микешин (1835—1896), В. С. Шпак (1847—1884)[7], Н. В. Иевлев (1834—1866), П. М. Шмельков (1819—1890)[8], Н. П. Чехов, А. Ф. Афанасьев и т. д. Их карикатуры также печатали и другие издания того времени: «Иллюстрированный альманах», «Стрекоза», «Шут», «Зритель», «Искра», «Гудок» «Сверчок», «Москва», «Осколки» и др.[9].

Но все более накаляемая в Российской империи общественная обстановка заставила непритязательные юмористические издания заинтересоваться политическими аспектами российской жизни.

Из книги: Карина Грет (KARINE GRETH) «LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS», 2002—2003 Перевод с французского представлен под адресу: http://www.cartoonblues.com/forum/viewtopic.php?f=3&t=4049):

«Первая предреволюционная карикатура относится к 1900 году. На рисунке в виде социальной пирамиды изображается трудное положение рабочих и безземельных крестьян того времени. С революцией 1905 года свобода слова достигает своего пика, что позволило журналистам и издателям той поры публиковать рисунки, минуя контроль цензуры. К сожалению, эта свобода продолжалась недолго. Однако это был первый шаг к беспрепятственному распространению информации. В 1905 году народ смог наблюдать настоящий всплеск в карикатуре достойной своего имени».

В это время особо проявились художники: Сергей Чехонин (1878, с. Лыкошино, ныне Калининской области — 23.2.1936, Лёррах) и Валентин Серов.

С 1908 по 1914 годы в Петербурге издавался журнал «Сатирикон» — там публиковалось много карикатур, в том числе и политических. В 1913—1918 гг. выходил журнал «Новый Сатирикон», издававшийся частью авторов старой редакции. После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции, оставшиеся — разошлись по советским изданиям, однако рамки карикатурных тем советской карикатуры сделались узкими.

Карикатура — одно из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок. Известно, что император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя. В России в 1812 году во время Отечественной войны разгорелась целая полномасштабная карикатурная кампания против французского императора, а главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов для распространения даже образовал при своем штабе особую типографию[2]. Во время войн и военных конфликтов всегда широко используется так называемая плакатная карикатура, поднимающая патриотизм и боевой дух и оскорбляющая противоположную сторону. Хотя карикатура существует с древних времен, однако карикатура как искусство появилась не сразу.

В СССР

В СССР официальная карикатура служила политическим целям: борьбе с внешним врагом — капитализмом и с внутренними отдельными моральными недостатками общества строителей социализма, высмеивая тунеядство, пьянство, прогулы и тому подобное. Но наравне с официальной карикатурой всегда существовала подпольная, высмеивающая властные структуры, что не могла делать официальная.

Из книги: Карина Грет (Karine Greth) «Le dessin de caricature en Russe comme miroir des représentations», 2002—2003 Перевод представлен под адресу: http://www.cartoonblues.com/forum/viewtopic.php?f=3&t=4049):

«В Советском Союзе существовало разделение карикатуры на жанры — шарж, политика, злоба дня, портрет, хотя сама карикатура не была официально признана. Борис Ефимов, один из протогонистов карикатуры, полагал, что всякая карикатура в СССР была политической, а потому подразделялась лишь на две категории — для внутреннего употребления и международного».

Художник-карикатурист Владимир Мочалов в биографической книге «О себе и не только»: «…после 1922 года никаких шаржей и карикатур на больших руководителей в СССР не печатали. Официально говорилось, что главным источником всех несчастий в нашей стране являлся управдом. Ну, в крайнем случае — безымянный чиновник. Очень удобно — и власть делает вид, что к ней это отношения не имеет, и автор не репрессирован»[10].

Карикатура в СССР, таким образом, была в первую очередь плакатная. Ещё в годы Гражданской войны Моор зарекомендовал себя в плакатной карикатуре, в частности, широко известна его работа Ты записался добровольцем?, а также серия карикатур, направленных на врагов Советской власти и чуждые советскому духу явления: Белое движение, Антанта, религия, публиковавшиеся в открывшемся новом советском журнале «Безбожник у станка».

Широко известны карикатурные агитплакаты первых лет советской эпохи в 1919—1921 гг. «Окна РОСТА», в работе над которыми участвовали: М. М. Черемных В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков, Б. Е. Ефимов, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы.

Через много времени художник-карикатурист Владимир Мочалов в биографической книге «О себе и не только» иронично скажет об этих художниках и их творчестве: «Недаром иностранные критики в эпоху СССР, восхищаясь работой наших карикатуристов, придумали феноменальный термин: „положительная сатира“!»[10].

Годы НЭПа вывели много разных юмористических журналов, но их жизнь оказалась недолгой. В 1922 году начинают издаваться сразу несколько сатирических юмористических журналов: «Крокодил», «Смехач», «Заноза», чуть позже, в 1923 году — «Прожектор» (при газете «Правда») и ещё несколько. Там публикуется в основном литература для непритязательного чтения, далекая от политики, не конфликтная, хотя и с осторожным приятием новой советской действительности: юморески, веселые неприхотливые историйки, пародийные стихи и, конечно, карикатуры. Среди прочих карикатур в этих журналах публиковались и рисунки знаменитого театрального режиссёра, создателя Мастфора Николая Фореггера, который был ещё и художником. Но все эти издания стали исключением в советской периодике и очень скоро по решению властей были закрыты, с 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом[11]. Советская карикатура очень быстро вернулась к политическо-плакатной форме.

Плакатность особо выросла во время Великой Отечественной войны, когда карикатура стала в какой-то степени орудием борьбы и средством патриотического поднятия духа. Известен плакат Моора начала войны «Все на Г» (Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс и русская буква Г с известным русским масштабным словом широкого смысла на эту букву и графической игрой в четыре эти буквы, сложившиеся в фашистский знак).

Необходимо также отметить работы в этой области Кукрыниксов. Кукрыниксы представляли собой творческий коллектив, возникший в начале 1920-х годов из трех хадожников-графиков и живописцев: Михаил Васильевич Куприянов (19031991), Порфирий Никитич Крылов (19021990) и Николай Александрович Соколов (19032000). Их темой было гротескное злободневное освещение внутренней и международной жизни с позиций советского человека. Они являлись также авторами выполненных в форме карикатур иллюстраций и серии агитационных политических плакатов. Кукрыниксы стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»[12]). Все трое за свои достижения получили звания, стали действительными членами АХ СССР, народными художниками СССР (1958), Героями Социалистического Труда.

Через много лет, уже после завершения советской эпохи, с разоблачительными статьями против ещё одного очень известного художника того же плакатного жанра http://www.youtube.com/watch?v=46faB63HYAA Златковский рассказывает о «плохих художниках-двоечниках» Пескове и Бахчаняне, которые на самом деле выдающиеся мастера)

Время Хрущевской оттепели открыло новые возможности для расширения сферы деятельности официальной советской карикатуры, но все это с окончанием Хрущевской оттепели закончилось так же быстро, как и началось. Тем не менее, какое-то движение в разнообразии все-таки наметилось. Внутренней политической карикатуры официально не было, а единственная область советской жизни, которая подвергалась осмеянию — сфера обслуживания.

Однако 1 января 1967 года по решению ЦК КПСС «Литературная газета» приобрела новый формат, главным редактором был назначен Александр Чаковский, и появился юмористический раздел «Клуб 12 стульев», который возглавили Виктор Веселовский и Илья Суслов.

Из книги: Карина Грет (KARINE GRETH) «LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS», 2002—2003:

«В этой обстановке, происходит и маленькая революция в мире советской прессы: в январе 1967 года на 16 странице „Литературной Газеты“ создается новая рубрика — „12 стульев“. Этот клуб имел огромное значение для карикатуры, так как предлагал новые и смелые для того времени темы. В первом январском номере за 1967 год на знаменитой шестнадцатой полосе можно было прочесть: „Мы хотим разнообразить репертуар нашего клуба, а потому мы предлагаем вам публиковать вещи не только смешные, но и иронично-умные. Участник клуба 12 стульев должен принадлежать к одной из двух категорий — либо быть членом союза писателей (художников) либо не быть членом ни того ни другого. Все другие кандидатуры даже не рассматриваются“. С этого момента редакции „Литературки“ разрешается публиковать тексты и рисунки намного более колкие, чем когда-либо раньше. Самое поразительное в этой истории — что такое разрешение было дано лишь одному изданию, так как газета была адресована к интеллигенции, а руководство страны начало понимать необходимость отдушины для этой категории читателей».(http://www.cartoonblues.com/forum/viewtopic.php?f=3&t=4049&sid=a2f9f40c059c0839b2fd276f9d8a2007&start=15)

Это были великие преобразования и новшества, на которые немедленно откликнулись молодые художники. Только там в то время новая плеяда молодых карикатуристов под рубрикой «Чудаки» ушла от политико-морального назидательства, сделав советскую карикатуру тонкой, философичной, где весёлость граничила с трагизмом. Именно сопричастность и трагическое мироощущение в отечественной карикатуре в конце 1960-х — начале 1970-х годов, немыслимые в работах начала века, позволили полностью уйти к созданию совершенно нового вида карикатуры[15]. Не бичевание пороков персонажей, а душевность и теплота стали основой жанра. Эта карикатура получила название «новой волны»[16]. В «Клубе 12 стульев» работали четыре штатных художника-карикатуриста, знаменитую «великолепную четвёрку» составили: Виталий Песков (1944—2002) (ставший безусловным лидером отечественной карикатуры и начавший именно в «ЛГ»), Вагрич Бахчанян (1938—2009), Владимир Иванов (1944—1978) и Игорь Макаров (р. 1944). Эти карикатуристы нашли язык иронии и сарказма для передачи современного общества, постепенно перенаправляя остриё пера во внутрисоциальную сторону. Они ушли от, казалось бы, главного в карикатуре — осмеяния. Их работы обрели символику, мудрость и философичность, а злободневность рисунков первой половины ХХ века сменилась внешней безобидной веселостью и болью за этот столь несовершенный мир. Появились и другие карикатуристы, шедшие той же стилистикой: Олег Теслер, Василий Дубов, Валентин Розанцев, Михаил Златковский, Андрей Бильжо, Сергей Тюнин, Игорь Копельницкий и другие. И хотя на страницах «Литературной газеты» публиковалось то, что никогда бы не прошло цензуру Главлита в других советских изданиях, полной свободы не было и там. Карикатура новой волны постоянно должна была бороться за свое существование.

Из интервью редактора газеты "Утюг" Валентина Розанцева "Московскому комсомольцу": http://cartoonia.net/index.php?option=com_content&task=view&id=18&Itemid=55)

Карикатура Виталия Пескова

Вдова одного из самых крупных карикатуристов новой волны см.здесь), написанной в форме письма умершему мужу: «Когда в „Литературной газете“ появилась твоя картинка с изображением стаи птиц, летящей в клетках (моя любимая картинка, ты повторил этот рисунок для меня. Нарисовал на темной бумаге — другой не было. Вернее, немножко было — её тебе для работы доставал в специальном магазине старейший карикатурист Борис Ефимов — но не тратить же её на нас!), совсем высокое начальство позвонило меньшему и по телефону изрекло: баланс надо соблюдать! Если публикуете такое, то рядом должно быть и другое, балансирующее…»[17]

Карина Грет (KARINE GRETH. «LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS», 2002—2003) заключает рассказ об эпохе советской карикатуры:

«Итак, с 1968 по 1988 гг. клуб „12 стульев“ был единственным местом, где можно было найти настоящую карикатуру. Неформальные клубы образуются с начала 70-ых годов: карикатуристы новой волны часто собираются на квартирах, чтобы поделиться новыми идеями, показать свои работы, пообщаться и даже попытаться организовать тайные выставки».[18]

Неофициальная карикатура, как и любое другое проявление инакомыслия, в СССР незамедлительно каралась. Одним из таких неформальных карикатуристов являлся Вячеслав Сысоев (1937, Москва — 2006, Берлин), участвовавший в неофициальных, неразрешенных цензурой выставках и активно публиковавшийся на Западе, в результате чего арестованный, как значилось в документах, за «распространение порнографии».

Выставки

Одними из первых в СССР выставок художников-карикатуристов стали проходившие в Воронеже в 1986-1989 годах I, II и III Всесоюзные выставки карикатуры. Организатором выставок являлся созданный Воронежским карикатуристом Иваном Анчуковым http://www.anchukov.ru Клуб карикатуристов "ШЕДЕВР". В выставках принимали участие художники-карикатуристы из Алма-Аты, Бахчисарая, Бендер, Брно (ЧССР), Вильнюса, Владивостока, Волжского, Воронежа, Днепродзержинска, Днепропетровска, Донецка, Дубны, Еревана, Железноводска, Запорожья, Ивантеевки, Казани, Калининграда, Каунаса, Киева, Кишинева, Краснодара, Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), Минска, Москвы, Новосибирска, Омска, Перми, Петрозаводска, Риги, Ростова-на Дону, Рыбницы, Самарканда, Свердловска (ныне Екатеринбург), Солнечегорска, Ставрополя, Таллинна, Уфы, Фрунзе (ныне Бешкек), Харькова, Челябинска, Черновцов, Шауляя. Всего более 200 художников-карикатуристов. По итогам выставок выпускались каталоги с карикатурами участников.


В Российской Федерации

С окончанием советской власти и цензуры границы карикатурных тем были упразднены. Любые темы были открыты. Сразу же самое большое распространение получила политические карикатура. Карикатуры на политических советских и российских деятелей, заполонили все газеты и журналы. Особо много карикатуристами использовался образ Жириновского. Появились новые темы для карикатур: олигархи, криминал во власти, коррупция, новый взгляд на политическую борьбу, новые социальные проблемы.

Музеи карикатуры и юмора

В Воронеже ко Дню города открылся музей юмора
В начале сентября 2011 года в ТЦ "Аксиома" открылся первый в Воронеже музей юмора "Весёлая лестница". Его создателем стал известный карикатурист Иван Анчуков. Помимо постоянной экспозиции в музее работает гостевая стенка, где размещаются работы молодых карикатуристов. В дальнейшем Иван Анчуков планирует открыть школу карикатуры. Посетители могут посмотреть архивные юмористические коллажи, плакаты, оригинальные дорожные знаки, образцы рекламы с юморным уклоном, майки с весёлыми рисунками, а ещё авторские плакаты. Автор экспозиции сделал уникальную шахматную доску размером 1,5 на 1,5 метра с юмористическими рисунками на тему шахмат. Вместе с карикатуристом над выставкой работает юморист Виталий Будённый. В настоящее время он прорабатывает идею доски почёта. Идея создания музея юмора возникла у Ивана Анчукова после того, как в Воронеже заговорили о развитии туризма. По его мнению, наш город может заменить Одессу как центр юмора. Воплощая свою задумку, он опирался на опыт клуба карикатуристов «Шедевр», который он организовал в конце 80-х годов. (Информация с http://news.moe-online.ru)

Европа

В 20052006 г. карикатуры на Мухаммеда, напечатанные в одной из датских газет стали причиной карикатурного скандала.

См. также

Примечания

  1. Большая Энциклопедия Карикатуры
  2. Карикатура как искусство
  3. Варвара Николаевна Асенкова
  4. Асенкова Варвара Николаевна — Великие любовные истории
  5. Стернин Г. Ю. Очерки русской сатирической графики. — М.: Искусство, 1964. — 334 с.: ил.
  6. Лебедев Александр Игнатьевич. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  7. Биографии.ру. Шпак Виктор Сильвестрович
  8. http://www.artsait.ru/art/sh/shmelkov/main.htm Русская живопись]
  9. Русская сатира и юмор второй половины XIX — начала XX в., Москва, «Художественная литература», 1988
  10. ↑ О себе и не только (ч.2)
  11. МОСКОВСКАЯ ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА 1920-х ГОДОВ, автор А. Морозов (Московский журнал, 1.07.2003)
  12. Простой советский человек. Некролог по смерти Виталия Пескова. Автор Илья Суслов
  13. Михаил Златковский, Литература
  14. Борис Ефимов (1900—2008) — мнение Златковского
  15. Тема трагедии в карикатуре (Международная конференция «Катарсис и трагедия», Институт культоорлогии Мин культа Рф, май, 2006 год)
  16. Тема трагедии в карикатуре
  17. «Виталию от Ирины», часть 1, рис. [103]
  18. Перевод с фр.яз.

Приведенные цитаты из книги Карины Грет — это её докторская диссертация в университете Бордо,2003 г., консультантами для которой были М.Златковский и И. Богорад. Многие материалы для диссертации взяты из книги М.Златковского «История российской карикатуры» и исследований В. Богорада. К сожалению, окончательный текст на французском был недоступен консультантам. Поэтому в работе есть немало неточностей и неверных выводов.

Приведенная классификация современной карикатуры принадлежит М.Златковскому. Книга «История мировой карикатуры»

Литература

Ссылки

В Викисловаре есть статья «карикатура»


Карикатура.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31