Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Неправославные храмы Санкт-Петербурга

01-06-2023

Перейти к: навигация, поиск

С первых лет своего существования Петербург всегда был интернациональным и веротерпимым городом. В начале XX века из каждой тысячи жителей 73 были лютеранами, 47 — католиками. Значительное количество составляли немцы, мусульмане-татары и иудеи. Царское правительство, понимая важность для столицы межконфессионального мира, давало разрешение на отправление церковных обрядов и строительство зданий для облегчения деятельности религиозных общин.

Содержание

Старообрядчество

Основные разновидности старообрядчества — это поповство и беспоповство. Они, в свою очередь, делятся на другие течения-согласия. В поповстве это Белокриницкое согласие, беглопоповцы и единоверы-попытка вернуть старообрядческое население в лоно Православной церкви. Беспоповство делится на большее количество согласий. Основные храмы старообрядцев.

Более полный список старообрядческих храмов на странице Храмы Петербурга в соответствующих разделах (Старообрядческие храмы; единоверческие церкви)

Немецкая община Петербурга

С началом Первой мировой войны большинство немцев уехало в Германию. Немецкая община была самой большой из иностранных общин русской столицы. Петербургским немцам предоставлялось полное право исповедовать свою религию, создавать школы, общества, издавать прессу на родном языке, соблюдать национальные обычаи и традиции.

Более 90 % петербургских немцев были протестантами. В начале XX века в северной столице действовало около десяти немецких лютеранских храмов и Немецкая реформатская церковь. Некоторые из этих зданий, построенных по проектам известных петербургских немцев, существуют и поныне.

При четырёх церквах — Петрикирхе, Анненкирхе, Катеринен-кирхе и Немецкой реформатской на Мойке — существовали училища или школы, которые содержались за счёт церковной (немецкой) общины, отчего и назывались они немецкими, хотя на самом деле были многонациональными: никаких национальных или религиозных ограничений при поступлении туда не существовало.

Протестантские церкви, молитвенные залы и часовни

Немецкие лютеранские церкви

Церковь Апостола Петра (Петрикирхе)

Церковь Апостола Петра

(Невский проспект, 22 — 24)

Среди немецкого населения Петербурга (см. Немцы Петербурга) значительную долю составляли евангелисты, имевшие сеть различных евангелических учреждений.

Первое здание кирхи, которая поначалу была единственной иноверческой церковью Петербурга, не сохранилось. Ныне существующее здание, стоящее в глубине участка на Невском проспекте, своим обликом отдалённо напоминает средневековый романский храм.

В самой старой и богатой лютеранской общине при этой церкви до переворота состояло около 15 тысяч человек. Начиная с 1708 года, немцы наравне с прочими единоверцами молились в деревянной церкви на дворе адмирала К. И. Крюйса на берегу Невы. После заключения Ништадтского мира с переездом купцов и ремесленников из Архангельска и из Москвы количество прихожан увеличилось, и в Петров день 29 июня 1728 года по проекту фельдмаршала Миниха была заложена кирха, которая была освящена 14 июня 1730 года в день двухсотлетия Аугсбургского исповедания.

В XIX веке возникла необходимость значительно увеличить размеры храма. После конкурса, в котором победил А. П. Брюллов (лютеранин по вероисповеданию), 31 августа 1833 была заложена новая кирха, освящённая 31 октября 1838. В церкви св. Петра был установлен в 1886 году второй в стране по размерам прекрасный орган производства немецкой фирмы «Валькер», одной из ведущих в Европе (В Петербурге было установлено 33 органа этой фирмы. Большинство из них не сохранилось, в том числе и этот). Будучи студентом Консерватории, сюда приходил заниматься у органиста Г. Штиля будущий композитор П. И. Чайковский.

Храм закрыт в конце 1937 года. Несмотря на то, что здание находилось под охраной государства как «памятник архитектуры», его внутреннее убранство было уничтожено при попытке сделать концертный зал. В 19581962 в нём был размещен плавательный бассейн. Осенью 1992 года храм возвратили лютеранской общине, бассейн перекрыли полом, и здесь разместился офис главы лютеран и начались богослужения. Здесь же находится постоянно действующая выставка «История немцев Санкт Петербурга». Здание является главным для общины лютеран города.

Церковь Святой Анны (Анненкирхе)

Церковь Святой Анны

(Кирочная ул., 8)

К числу старейших относится и церковь св. Анны. Деревянное здание церкви появилось у Пятой Линии Литейной части (ныне Кирочная улица) в 1820-х годах. 20 июля 1775 было заложено каменное здание церкви по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в стиле классицизма (сохранилось в перестроенном виде). Строителем её стал архитектор Дж. Руска. 24 октября 1779 церковь была освящена. С 1736 года при церкви работала школа, отличавшаяся высоким уровнем образования. Среди членов немецкой общины города существует мнение, что церковь иногда инкогнито посещала последняя русская императрица.

Кирха была закрыта 1 сентября 1935 и в следующие два года переделана в кинотеатр «Спартак». В марте 1992 в церкви возобновились воскресные богослужения, но в другие дни здание по-прежнему использовалось как кинотеатр до тех пор, как там произошёл пожар, уничтоживший всё внутреннее убранство храма.

Не позже 2013 года храм был передан Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Сейчас (2014 год, осень) в здании церкви действует выставка (вход свободный) и силами волонтёров готовится к открытию Музей Ингрии (финско-шведское название территорий Ленинградской и частей некоторых других соседних областей, входивших в состав Швеции до Сеерной войны).

Церковь Святой Екатерины (Катеринен-кирхе)

Церковь Святой Екатерины

(Большой проспект В. О., 1)

С самых первых лет основания Петербурга на Васильевском острове жило много лютеран: купцов, военных, чиновников и учащихся, вследствие чего там была организована община, занявшая каменный дом на 1-й линии, где 16 июня 1729 была освящена церковь. На фундаменте этого здания был возведён и 29 июля 1744 освящён храм во имя апостола Павла. Затем здесь же по проекту Ю. М. Фельтена был заложен 22 июня 1768 храм, который 26 января 1771 был освящён во имя святой Екатерины. Церковь содержала приходскую и торговую школу, два детских дома, реальную гимназию, детский сад, вдовий приют и дешёвые квартиры.

В начале 1920-х годов храм перешёл к баптистам и стал их центром. В 1930 он был закрыт и передан горнякам для устройства в нём клуба. Затем, благодаря хорошей акустике, он использовался как студия звукозаписи. В 1990 он передан лютеранской общине, в которой богослужения ведутся на русском, немецком и литовском языках.

Церковь Святого Михаила

Церковь Святого Михаила

(Средний проспект В. О., 18)

Немецкая община, возникшая в 1841 году, приобрела участок, на котором по проекту инженер-полковника К. К. Бульмеринка был заложен храм, освящённый 19 декабря 1876. Этот храм славился своей акустикой.

Была закрыта 15 августа 1935 и переделана внутри с разделением на этажи. После войны в ней находится завод «Спорт», а здание передано евангельским христианам-баптистам. В здании ведётся ремонт и ведутся богослужения.

Немецкая лютеранская церковь при Евангелической женской больнице (НИИ фтизиопульмонологии)

(Лиговский пр., 2/4)

Крестовоздвиженская (?) церковь. Построена в 1869—1871 г. г. в стиле неоготика, архитекторы: Р. Б. Бернгард, О. Г. фон Гиппиус. Главное здание с домовой лютеранской церковью входит в комплекс больницы. Здесь же размещались благотворительные учреждения для лиц «исключительно евангелического вероисповедания» — детский больничный приют, школа, убежище для престарелых гувернанток и приют Св. Магдалины для раскаявшихся проституток.

Церковь освящена в 1874 г. епископом Рихтером. Двусветная церковь находилась в центре второго этажа и была освящена в 1874 г. Оформлена церковь в готическом стиле: стрельчатые арки, высокие окна, щипцовые фронтоны. Вел. кн. Екатерина Михайловна (внучка Павла I) подарила храму заалтарный витраж с изображением Спасителя и четырех евангелистов, выполненный в мастерской В. Д. Сверчкова в Мюнхене (по непроверенным данным, они должны находиться в Эрмитаже, если не были переданы). Резной алтарь и фигуры апостолов поднесла кирхе гр. О. И. Орлова-Давыдова. Панели и церковную кафедру делал столяр Шрадер, а распятие — бронзовщик А.Дипнер. В 1910 г. в храме установили орган фирмы Валкер, находящийся сейчас в католической церкви Лурдской Божией Матери в Ковенском пер. Церковью пользовались, кроме больных и персонала, также окрестные жители — лютеране. Последним пастором перед революцией был Т. Лисс. Церковь была закрыта в начале 1920-х гг. Убранство отдано русской лютеранской общине.

Сейчас в главном зале кирхи располагается конференц-зал Фтизиопульмонологического института. Гостей теперь уже конференц-зала, как и прежде, встречает надпись на немецком языке, выложеннае на полу «Willkommen» («Добро пожаловать»). Осенью 2014 года витраж закрыли светоотражающим экраном, скоро в кирхе произойдёт реставрация. Здание кирхи выделяется из застройки, его легко заметить. Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Каменное зало (Новый дворец) — Немецко-лютеранская придворная кирха св. Елены

(г. Ломоносов,Парки Ораниенбаума, 27 [Английская аллея])

В 1843 году по настоянию Елены Павловны здание было перестроено под лютеранскую кирху св. Елены. Здесь проходили семейные торжества с участием её зятя Георгия Мекленбург-Стрелицкого, а потом и внуков. В 1902 году архитектор О. Паульсен надстраивает над западной частью здания каменную колокольню, которая была снесена в 1967 году, когда реставратор М. М. Плотников вернул зданию предполагаемый изначальный облик в стиле елизаветинского барокко. Тогда же арх. М. М. Плотников заменил овальные окна верхнего света (люнеты) на первоначальные прямоугольные. Сохранились церковный портал, апсида и хоры. В наше время здание используется как выставочный и концертный зал.

Церковь Святой Екатерины

(посёлок Новосаратовка, 142)

После манифеста Екатерины Второй 1763 года о колонистах в окрестностях столицы начали селиться выходцы из средней Германии, которые занимались молочным хозяйством и огородничеством. Одна из колоний расположилась неподалёку от столицы на правом берегу Невы и была названа Новой Саратовкой. В начале ХХ века в ней было около тысячи жителей. По прибытии в 1766 году на место они построили деревянный храм, деньги на возведение которого дала Екатерина Вторая. Церкви было дано имя святой. Новое каменное здание было заложено 24 сентября 1833 по образу и подобию немецких церквей. Оно было освящено 8 декабря 1835. Была закрыта 21 сентября 1935 и перестроена под школу. Сейчас здесь начались богослужения.

Теологическая Семинария Евангелическо-Лютеранской Церкви России и сопредельных государств

Главное здание Семинарии (аудитории, капелла, столовая, библиотека с читальным залом, общежитие) находится в старой лютеранской церкви деревни Новосаратовки, построенной в 1833 году. В советское время, еще до Второй мировой войны, это здание было превращено в школу. Башня была снесена, здание разбито на два этажа и расширено в размерах. В позднесоветское и перестроечное время оно пришло в негодность. В 1994 году церковь выкупила здание с целью использования для теологической семинарии, но первый набор студентов-очников смогла набрать лишь в 1997 году. В 2004 году было освящено второе, новое здание, в котором находятся административные помещения и квартиры для преподавателей.

Лютеранская церковь св. Елизаветы - Здание Водоканала

(г. Кронштадт, ул. Ленинградская, 1Н)

Первая лютеранская деревянная церковь во имя св. Елизаветы существовала в Кронштадте примерно с 1710-х гг. После городского пожара 1732 г. по указу императрицы Анны Иоанновны территория, прилегающая к кирхе была передана под дворы морских служителей, а для кирхи отведено новое место «позади водоналивной мельницы». Здесь в 1735 г. было начато строительство храма, но не завершено, поэтому в 1739 г. участок передали для строительства Андреевского собора.

Для кирхи в 1750 г. прихожане приобрели три участка у Петербургских ворот, в Андреевской, Шкиперской и Восточной улицах и получили разрешение на строительство. Здесь была выстроена деревянная Елизаветинская церковь. Около нее до 1776 г. существовало лютеранское городское кладбище.

В начале 1830-х гг. деревянная церковь сгорела, а в 1836—1838 гг. на прилегающем участке арх. К. Бейль выстроил каменную церковь по проекту арх. Э. Аннерта.

Кампания по изъятию церковных ценностей после революционных событий почти не коснулась лютеранских храмов. Лишь в церкви святой Елизаветы были изъяты 6 серебряных алтарных подсвечников. Число лютеран в Кронштадте из-за выезда немцев, латышей, эстонцев, финнов и шведов за границу, быстро сокращалось.

23 декабря 1924 г. районный комитет комсомола направил в кронштадтское экономическое совещание докладную записку, в которой ссылался на то, численность прихожан церкви св. Елизаветы составляет лишь 15-20 человек, предлагал закрыть храм и устроить в его здании Дом пролетарской физической культуры профсоюза металлистов и Главного военного порта. А уже 8 января 1925 г. председатель приходского совета Шплет заявил об отказе использования храма, поскольку «приход распался», служб не было около двух лет, а пастор давно покинул Кронштадт. 18 января 1925 г. церковь св. Елизаветы была закрыта, ее имущество передали в кирху св. Николая, а церковное здание приспособили под клуб профсоюза металлистов. Вскоре та же судьба постигла и вторую кирху. 26 мая 1926 г. начальник административного отдела Кронштадта ходатайствовал о закрытии кирхи «за малочисленностью верующих». Формально закрытие произошло в августе 1926 г.

Храм Святителя Николая эстонско-шведско-финского прихода

(г. Кронштадт, ул. Ленинградская, 1Н)

В 1868 г. на участке Елизаветинской кирхи была построена новая деревянная лютеранская церковь Святителя Николая для выделившегося в самостоятельный эстонско-шведско-финского прихода. Создание этого прихода было связано с большим притоком в Кронштадт строителей из северо-западных окраин России. Рабочие латышкой национальности окормлялись в Елизаветинской кирхе.

Кирха св. Николая была снесена в 1930-е гг.

Финские лютеранские церкви

Финская церковь Святой Марии

Церковь Святой Марии, финская

(Большая Конюшенная, 6а)

Несмотря на то, что финны-инкери, основное население Ингерманландии (Приневского края), получили Евангелие от православных миссионеров, их основная масса уже в начале XVIII века исповедовали лютеранство.

Каменный храм бедная община могла себе позволить лишь в 1803 году, когда начали строить по проекту Г.-Х. Паульсена храм, освящённый 12 декабря 1805 года, в день рождения Александра Первого. Перед Октябрьским переворотом финская община была самой многочисленной после немецкой и насчитывала около 15 тысяч человек[1][2]. В 1930 храм был закрыт и перестроен внутри под общежитие. С 1970 в нём находился «Дом природы». Только в 1977 для финнов в Царском селе был вновь открыт молитвенный дом. В здании на Конюшенной богослужения возобновились с 1991.

Лютеранская церковь в Зеленогорске

Памятник териокийцам, павшим в войне 1939—1944 гг., и костёл

(пр. Ленина, 13)

Церковь в Зеленогорске была построена по проекту Йозефа Стенбека в 1908 году. Находится под юрисдикцией епископов Церкви Ингрии. При кирхе есть небольшое финское кладбище, на котором похоронены 75 териокийцев, павших во время советско-финского вооружённого противостояния Второй мировой войны в 1939—1944 годах. На памятнике установлены доски с именами погибших и годами их смерти. В настоящее время (лето 2010 года) надписи практически не читаются из-за вандального осквернения. В кирхе регулярно проводятся концерты классической музыки. В честь благополучного окончания реконструкции 14 сентября 2008 к 100-летию создания кирхи было произведено её повторное освящение.

Кирха Воскресения Христова в Пушкине

(г. Пушкин, ул. Набережная, 4)

Построена в 1865 архитектором А. Ф. Видовым и выдержана в стиле английской готической архитектуры. Богослужения проводились на немецком и латинском языках. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь в стиле ампир, построенная в 1819 году архитектором В. П. Стасовым. Для прихожан кирха была закрыта в 1938 году. Сейчас в здании вновь проходят церковные службы.

Финская кирха в Мартышкино

(г. Ломоносов, ул. Кирочная, 14)

Самостоятельный лютеранский приход Тюрё был выделен из прихода Туутари в 1642 году. Во времена шведского владычества приход Тюрё включал в себя также капельный приход Ретусаари (фин. Retusaari) на острове Котлин.

В 1691 году была построена первая деревянная приходская церковь.

Через полвека кирха сильно обветшала, и в 1748 году пастор Густав Херкепеус (швед. Gustaf Herkepaeus) подал императрице Елизавете Петровне прошение о постройке новой деревянной церкви, где, в частности отмечал: «Деревянная кирка имеется в самом худом состоянии…, как меня, так и весь приход задавить может».

В 1749 году по проекту Ф. П. Броуэра была возведена вторая деревянная кирха, просуществовавшая до 1831 года.

В 1827 году император Николай I, рассмотрев ряд проектов, принял решение о строительстве новой, третьей по счёту, но уже каменной кирхи по проекту придворного архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя. В январе 1828 года Высочайшим указом на строительство храма было выделено 90 тысяч рублей. Новая кирха на 700 мест была освящена во имя Святого Иоанна 21 января 1831 года.

Цоколь и паперти кирхи были выполнены из путиловской плиты. Здание было оштукатурено и окрашено светло-серой масляной краской. На окнах были кованые решётки работы кузнецов Е. Семёнова и П. Юрова. Внутри деревянный потолок украшали три хрустальные люстры. Резной деревянный алтарь выполнил скульптор Генрихсен, в нём находились картины «Моление о чаше» и «Тайная вечеря» работы академика Дмитрия Антонелли. Вся резьба алтаря была позолочена мастером Харитоном Вольфом. На алтаре церкви лежала «прекрасная, с серебряной застёжкой святая Библия, отпечатанная в Стокгольме в 1642 году». Отапливался храм четырьмя голландскими белыми изразцовыми печами. В 1834 году в кирхе был установлен орган петербургского мастера и композитора Карла Вирта, стоимостью 3000 рублей.

В 1917 году количество прихожан составляло 8424 человека. В 1936 году кирху закрыли. В годы Великой Отечественной войны в её здании располагался медсанбат. В послевоенные годы в здании церкви располагалась мастерская по изготовлению посуды и крышек для консервирования, а затем кинотеатр «Заря» и местная библиотека. В конце 1980-х годов здание принадлежало Ломоносовской дирекции киновидеосети, в нём размещался Дом культуры и ряд кооперативов. В 1989 году в связи с аварийным состоянием здание было закрыто.

19 ноября 1991 года здание кирхи было передано в бессрочное пользование лютеранскому приходу Тюрё. В 1992 году начался капитальный ремонт храма. 19 мая 1996 года состоялось повторное освящение церкви. В настоящее время входит в Санкт-Петербургское пробство Церкви Ингрии.

Эстонская церковь Святого Иоанна

Церковь святого Иоанна

(ул. Декабристов, 54)

Община была создана в 1731 году в здании первого кадетского корпуса. Церковное здание на Офицерской улице было заложено 24 июня 1859, на 800 мест (архитектор Г. А. Боссе), освящено 27 ноября 1860. Здание было построено в псевдороманском стиле. Церковь имела большую шатровую колокольню. Для строительства церкви была выделена значительная сумма из казны, остальные собрали сами прихожане.

В 1930 году церковь была закрыта. Затем здание было перестроено: снесена колокольня, к главному фасаду пристроена лестница, внутри были сделаны перекрытия между этажами. Внутри здания расположился клуб. В 1993 году в Санкт-Петербурге была зарегистрирована эстонская лютеранская община, которой 29 мая 1997 было передано здание. С 25 ноября 2000 здесь проходят регулярные молитвенные собрания на эстонском языке. Приход входит в Церковь Ингрии.

В 2009 году была начата реставрация церкви, восстановлены колокольня и исторический облик фасада. 20 февраля 2011 года, после завершения реставрационных работ, состоялось открытие и освящение церкви. Зал на третьем этаже используется как концертный (концертный зал «Яани Кирик»), в нём проводятся концерты классической, старинной и современной музыки.


Шведская Церковь Святой Екатерины

Церковь Святой Екатерины. Шведская

(Малая Конюшенная улица, 1)

После присоединения Ингерманландии к России некоторые шведы переехали из Ниеншанца в новую столицу, где в наёмном доме уже в 1703 служил пастор. В 1728, когда шведская община отделилась от финской, шведы создали себе молитвенный дом, на месте которого 17 мая 1767 в Вознесенье архитектором Ю. М. Фельтеном заложена каменная церковь, выходившая фасадом на Шведский переулок. Через сто лет храм стал слишком маленьким, и 28 июля 1863 рядом архитектором К. Андерсоном началась постройка нового храма, в числе жертвователей был император Александр Второй. 28 ноября 1865 состоялось освящение храма. Фасады церкви были несколько видоизменены в 1905 известным петербургским архитектором Ф. М. Лидвалем, шведом по происхождению, когда он заканчивал стоящий рядом дом общины. Перед Октябрьским переворотом шведская община насчитывала около 5000 человек, в основном выходцев из Финляндии. В марте 1936 церковь закрыли и переделали под спортивный зал. В конце 1991 небольшая шведская община возобновила богослужение, хотя в здании по-прежнему находится спортивная школа.


Англиканские церкви

Англиканская церковь Иисуса Христа

(Английская наб., 56)

Церковь была построена в 1811—1815 гг. по проекту архитектора Джакомо Кваренги и служила в период с 1815 по 1919 годы приходу Церкви Англии в Петербурге/Петрограде. Была закрыта в 1939 году. В настоящее время в здании церкви размещается Городское экскурсионное бюро. Церковный зал используется в качестве актового, интерьер его (включая алтарь и орган) хорошо сохранился.

Британо-Американская церковь Иисуса Христа

(ул. Якубовича, 16 А)

1839—1840 — арх. Карл-Вильгельм Винклер 1890 — гражд. инж. Фёдор Иванович Соболевский (расширение) — «Список…» КГИОП, п. 382 (дата обращения — 25.10.2014)

"В 1833 по просьбе пастора Ниля и старейшин Британо-американской конгрегациональной церкви в Петербурге Николай I дозволил конгрегационалистам выстроить или нанять дом для молитвы. Община образовалась 6 декабря 1833 при англиканской церкви, но через семь лет отделилась от нее. Она приобрела дом на Ново-Исаакиевской улице, к которому в 1839—1840 К. В. Винклер пристроил со двора двусветный молитвенный зал на 250 человек (хотя в столице конгреционалистов было больше). Поэтому пастор Александр Фрэнсис из Эдинбурга в 1899 получил разрешение проводить духовные собрания в частных домах и только на окраинах. Когда в 1890 праздновалось пятидесятилетие общины, лицевой дом по проекту Ф. Н. Соболевского был расширен двухэтажной пристройкой и заново отделан. Здесь, по инициативе Фрэнсиса, в 1891 открылась школа, в которой главным учителем был опытный педагог Вальтер Скотт. В январе 1904 пастора Фрэнсиса сменил Эндрю Ричи. В это время церковь, подчиненная посольству США, имела около 150 прихожан, десяток которых был русскими. Храм был закрыт постановлением Президиума Ленсовета от 17 апреля 1939, и его дом передали Государственной Публичной библиотеке. Ныне в перестроенном здании находится отделение милиции.

Британско-американская церковь при Александровском главном механическом заводе

(Обуховской Обороны пр., 129)

Многие сотрудники завода были выходцами из Британской империи. Ближайший храм находился в центре Петербурга (Английская наб., 56, см. выше), поэтому с 1848 г. пастор Томас Эллерби начал проводить богослужения за Невской заставой в специально нанятом доме.

Потом в помещении заводской конторы был открыт филиал Британо-американской церкви, который дейстовал несколько лет. На время Крымской войны службы были прекращены, но после заключения мира опять возобновились.

Сюда вместе с отцом, инженером, одним из строителей железной дороги Москва-Петербург, ходил Джеймс Уистлер — будущий крупный американский художник.

Потом на территории завода был построен молитвенный дом. Позже участок понадобился для расширения завода. Церковь строили заново на соседнем участке, открыта она была в 1901 году.

Церковь закрыта с 1920-х гг. Здание сохранилось в искаженном виде. В нём располагался телефонный узел. Сейчас телефонный узел сдаёт помещения в здании разным конторам.


Реформатские церкви

Голландская церковь

(расположен по трём адресам: Невский пр., 20, наб. р. Мойки, 44 и Большая Конюшенная ул., 31)

В 1708 году голландцы Петербурга начали молиться в небольшой деревянной лютеранской кирхе при дворе Корнелия Крюйса, бывшего тогда вице-адмиралом. В 1717 году пастором этой голландской общины, состоящей всего из 36 человек, стал некий Х. Г. Грубе. В 1724 община приобрела дом Пьера Пуси, находившийся на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. В этом доме работала голландская школа. Несколько позже сама кирха была перестроена в одноэтажный дом, купленный 6 апреля 1733 за 1500 рублей приобретен одноэтажный дом. Спустя 3 года, летом 1736 оба строения сгорели.

Новое здание для кирхи удалось возвести лишь в 1742 году на средства, большая часть которых поступила из Нидерландов. Новая кирха вмещала уже 250 человек и имела достаточно затейливые интерьеры. С XIX века по-голландски в храме служили лишь летом, когда начиналась навигация, в остальные месяцы службы велись на немецком языке, ибо богатая, но небольшая (перед революцией она насчитывала всего 300 человек) община была сильно онемечена и лишь треть ее членов говорила по-голландски.

Из-за репатриации большей части голландцев на родину национализированный храм, в котором оставалось всего 20 верующих, был в мае 1920 закрыт, но в 1923—1926 им стала пользоваться русская лютеранская община. Затем здание отдали кукольному театру, а церковное имущество вывезли. После ремонта в 1935—1936 помещение заняла библиотека им. А. А. Блока. Так как верующих голландцев, которые хотели бы вернуть здание церкви нет, в нём находится недавно реконструированный и оснащенный по последнему слову техники Информационный центр по искусству и музыке (БИКЦИМ), филиал библиотеки им. В. В. Маяковского.

Французская реформатская церковь

(Большая Конюшенная ул., 25)

С 1708 французское население, как и все протестанты, имело приход в лютеранской кирхе на дворе К. Крюйса в Немецкой слободе. В 1724 году произошло отделение и образование совместной с немцами реформатской общины, которая разместилась в доме купца Жана Пеллонтье. На первом проводимом в новообразовавшейся общине крещении 31 июля 1724 года Пётр I был восприемником сына лейб-хирурга Гови, и кресло, в котором сидел император, хранилось затем в помещении церкви.

2 января 1728 года община купила за 1,5 тысячи рублей участок на Большой Конюшенной улице, где была выстроена небольшая деревянная церковь. Освящение храма состоялось в 1731 году, но в 1762 году пожар полностью его уничтожил. Французы-реформаты около десяти лет посещали голландскую церковь на Невском.

13 мая 1770 было заложено новое здание Французско-немецкой реформатской церкви Св. Павла, которое сооружалось в течение двух лет по проекту архитектора Ю. М. Фельтена. На новый каменный храм собрал средства лейб-хирург Фусадье. Также в строительстве участвовал каменных дел мастер Дж. Руска. Украшенный плоским куполом с золотым крестом храм на 300 человек расположился вдоль красной линии. Церковь была освящена 22 декабря 1772 года.

Перед революцией из 800 прихожан только половину составляли французы. После закрытия храма в 1924—1930 годах в здании размещались Богословские курсы баптистов, а затем — Дом атеистической пропаганды.

С 1937 года в здании размещается Городской шахматный клуб имени М. И. Чигорина.

Здесь была открыта и до сих пор работает знаменитая пышечная «Желябова 25», которая внесена в Красную книгу памятных мест Петербурга. За последние 50 лет в пышечной не изменился ни ассортимент, ни рецепты приготовления основных двух продуктов: кофе и пышек.

Немецкая реформатская церковь

(Большая Морская ул., 58)

До 1862 года немецкая реформаторская община совершала службы в здании Французской реформаторской церкви на Большой Конюшенной улице. Однако число прихожан росло и вскоре возникла необходимость в строительстве отдельного храма. Главы общины обратились к властям города и получили участок земли на пересечении Большой Морской улицы, набережной реки Мойки и Почтамтского переулка.

На этом месте по проекту архитектора Г. А. Боссе была построена Немецкая реформатская кирха в смешанном романо-готическом стиле. Храм заложен в сентября 1862 года, в день празднования тысячелетия Руси. Руководил строительством Д. И. Гримм. Кирха была освящена 24 октября 1865 года.

Стены фасадов здания были сделаны из красного кирпича без штукатурки, отдельные элементы были выкрашены белой краской. Храм имел высокую башню-колокольню. В здании на первом этаже размещалась школа и квартира пастора, на втором — сам храм с большими витражными окнами рижской мастерской Э. Байермана и органом. Одним из первых настоятелей был Герман Дальтон.

В 1930-е годы здание было полностью перестроено в стиле конструктивизма для Дома культуры архитекторами П. М. Гринбергом и Г. С. Райцем. Верхняя часть башни со шпилем была убрана, на фасады добавлены скульптурные композиции и балконы. Здесь располагались концертный зал, кинозал, библиотека, досуговые кружки. История ДК связи тесно связана со становлением ленинградской школы русского рока, на его сцене выступали и записывались Аквариум, Кино и т. д.

Римско-католические церкви и часовни

Церковь Святой Екатерины

Церковь Святой Екатерины Александрийской

(Невский проспект, 32-34)

Петербург уже в 1706 году имел католический приход. В 1739 году на Невском проспекте был выстроен временный деревянный храм, автором которого был П. А. Трезини. 14 января 1761 в глубине участка по проекту Ж.-Б. Валлена-Деламота был заложен каменный храм, стройка была поручена А. Ринальди, который руководил ею с 1779 года. После его отъезда работы завершил Д. Минчаки, и 7 октября 1782 папский нунций Дж. А. Аркетти освятил храм. Этот храм был главным в столице, тем не менее часто менял правление. Вначале это были бенедиктинцы, в 1800 году их сменили иезуиты, а с 1816 по 1898 управляли доминиканцы. У немцев, поляков, французов и итальянцев были свои проповедники. Последним настоятелем храма до переворота был каноник Константин Будкевич, расстрелянный большевиками в 1923 году.

В стенах храма молились Ж. де Местр, А. Мицкевич, О. Бальзак, А. Дюма, Ф. Лист и другие. В храме погребен умерший в Петербурге последний польский король Станислав-Август Понятовский и французский генерал Ж. Моро, смертельно раненный в битве при Дрездене. В июне 1855 года здесь отпевали О. Монферрана перед отправкой тела в Париж.

8 октября 1938 церковь была закрыта и отдана под склад. В 1947 и в 1984 годах она горела, что привело к уничтожению внутреннего убранства. 4 октября 1992 в бывшей ризнице были начаты католические богослужения. Единственный католический храм России, которому присвоен почётный титул малой базилики.

Храм Святой Лурдской Девы Марии

Костел Святой Лурдской Девы Марии

(Ковенский переулок, 7)

В Петербурге перед большевистским переворотом жили 3700 французов-католиков. В 1898 графу Монтебелло удалось воспользоваться начавшимся русско-французским сближением и добиться разрешения на строительство специального храма.

Построен для французского посольства в 19031909 архитекторами Л. Н. Бенуа и М. М. Перетятковичем, который изменил оформление фасада. Церковь не действовала в 19221923.

Церковь Святого Сердца Иисусова

Церковь Святого Сердца Иисусова

(ул. Бабушкина (Большая Щемиловка), 57)

Рабочие-католики, работавшие за Невской заставой, ещё в 1892 году задумали построить для себя церковь. Храм по проекту гражданского инженера С. П. Галензовского был заложен 8 сентября 1907 и освящён около 1918 года. Летом 1919 года «коллектив нацменов» потребовал передать храм под дом физкультуры, но окончательно он был закрыт лишь в 1937. Основной объём храма сохранился. 6 июня 1996 года состоялось первое богослужение.


Храм Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы

(Минеральная ул., д. 21)

В 1852 году католическое духовенство Санкт-Петербурга обратилось с просьбой об открытии в городе католического кладбища. В 1856 году император Александр II утвердил создание католического кладбища и часовни при нём. Земля под кладбище была отведена на Выборгской стороне. Впоследствии это кладбище стало самым большим католическим кладбищем Санкт-Петербурга. По разным оценкам, на нёи было захоронено от 40 до 50 тысяч католиков. Проект кладбищенской часовни был создан архитектором Николаем Бенуа. В 70-х годах было решено превратить часовню в храм, тот же Николай Бенуа стал автором проекта колокольни с часами, которую пристроили к церкви. В крипте храма были погребены некоторые католические архиепископы и митрополиты, а также создатель храма — архитектор Николай Бенуа.

Деятельность храма была прекращена с 1 ноября 1938 года постановлением Президиума ВС РСФСР от 7 сентября 1938 года[3]. В следующем году кладбище было ликвидировано, часть захоронений наиболее известных людей перенесена в музейные некрополи Александро-Невской лавры и на Успенское кладбище. Здание церкви было перестроено, сначала в нём располагалось картофелехранилище, затем промышленная лаборатория.

В апреле 2002 года здание церкви возвращено католикам в крайне запущенном состоянии. На данный момент (август 2014 г.) продолжается длительная реставрация. До недавнего времени в здании не было отопления и приходилось топить «печью-буржуйкой».

Собор Успения Пресвятой Девы Марии

(1-я красноармейская ул. (1-я рота), 11)

Долгое время консисторское управление католическими приходами в России находилось в Могилёве. После того, как его было решено перенести в столицу, архитектор В. И. Собольщиков разработал проект большого митрополичьего храма для митрополита Могилёвского, как официально назывался глава католиков в стране. Храм был заложен 2 августа 1870 и освящён 12 апреля 1873. Костел был закрыт 5 декабря 1922 усиленным нарядом милиции, преодолевшим сопротивление верующих. Окончательно ликвидирован 6 января 1930 и перестроен. Осенью 1996 года после реставрации снова освящён.

Римско-католический храм святого Станислава

Римско-католический храм святого Станислава

(Улица Союза печатников (Торговая), 22)

Построен в 18231825 архитектором Д. И. Висконти. Закрыт в 1934 и переделан под газоокуривающую камеру при меховой фабрике «Рот-фронт». В 19521954 фасад здания и интерьеры были восстановлены. В настоящее время ведутся службы на польском и русском языках.

Мальтийская капелла

(ул. Садовая, 26, на территории Суворовского училища)

В 1798 г. Павел I, будучи императором, принял титул Великого магистра мальтийских рыцарей. Он подарил Воронцовский дворец российской ветви Мальтийского ордена.

В 1798—1800 гг. по велению Павла I на территории дворцовой усадьбы были сооружены два храма: православная церковь и католическая капелла ордена мальтийских рыцарей — Мальтийская капелла. Здание последней возводилось по проекту арх. Дж. Кваренги в стиле классицизм.

Мальтийская капелла — кафедральный храм святого Иоанна Иерусалимского. Пристроена в 1799 г. к главному корпусу со стороны сада. Фасад решен в виде четырехколонного портала. Зал окаймлен с двух сторон коринфской колоннадой, на которую упираются своды потолка.

После 1810 г. храм был сохранен как католический и открыт для посещений сотрудников посольств и миссий, членов императорской фамилии. Реставрация капеллы была осуществлена в 1927 г. арх. Н. П. НикитинымВ 1930-е гг. интерьер капеллы сильно пострадал. Использовался как клубный зал Петербургского Суворовского училища. Большая часть предметов интерьера и утвари в 1928 г. была передана музеям Ленинграда.

В конце 2002 г. в капелле, отреставрированной по инициативе начальника Суворовского училища генерала В. Скоблова, открылся Музей истории кадетских корпусов России.

Сегодня «Мальтийская капелла» — архитектурный памятник федерального значения с уникальными акустическими свойствами. Орган после реставрации был открыт в капелле в 2006 г.

Римско-католическая церковь Святого Иоанна Крестителя в Царском селе

(Дворцовая ул., 15)

На средства, пожалованные императором Александром I и Августейшей семьей, в 18241826 архитектором Доменико Адамини была построена Римско-католическая церковь, располагающаяся на Дворцовой улице. В 19061908 церковь была расширена по проекту Сильвио Данини. В костеле была усыпальница княгини Лович, супруги Великого Князя Константина. В 1938 году храм был «ликвидирован». С 1991 года богослужения в нем возобновлены, проводятся концерты.

Храмы Армянской Апостольской церкви

Армяно-григорианская церковь Святой Екатерины

Церковь Святой Екатерины

(Невский проспект, 40-42)

В Петербурге уже вскоре после его основания обосновались предприимчивые армянские купцы и в 1710 году создали свою общину. 2 мая 1770 Екатерина Вторая издала указ, позволивший «торгующим и военнослужащим армянам» возвести храм на Невском проспекте на участке их столичного покровителя И. Л. Лазарева. В 1771 году Ю. М. Фельтен начал строить храм, который был освящён 18 февраля 1780. Перед Октябрьским переворотом столичная армянская колония насчитывала около 2500 человек. Церковь была закрыта в конце 1920-х годов и разделена перекрытиями. В 1993 году возвращена армянской общине; в марте состоялось первое богослужение.

Церковь Воскресения Христова на Смоленском армянском кладбище

(набережная реки Смоленки, 29)

В 1791 году И. Л. Лазареву было разрешено возвести недалеко от Смоленского кладбища каменную церковь, сооружённую, по-видимому, по проекту Ю. М. Фельтена. Церковь была задумана как усыпальница сына Лазарева, адъютанта князя Г. А. Потемкина. Освящение произошло около 1797 года. В церкви насчитывалось около 30 представителей армянских дворянских фамилий. Храм был закрыт в 1923 и приспособлен под скульптурную мастерскую. Церковь вернули армянской общине, и 8 октября 1988 состоялось первое богослужение.

Иудейские сооружения

Большая Хоральная Синагога

Большая Хоральная Синагога

(Лермонтовский проспект, 2)

Одной из самых крупных в Петербурге была еврейская община, насчитывавшая 25 тысяч человек. В 1883 году открылась Большая Хоральная Синагога, построенная по проекту архитекторов И. И. Шапошникова и Л. И. Бахмана с использованием мотивов древнееврейского зодчества.

Дом омовения и отпевания

Построен по проекту архитектора Я. Г. Гевирца в 1912 году на Преображенском еврейском кладбище.

Мусульманские сооружения

Соборная мечеть
Коломяги. Вторая мечеть С.-Петербурга

Соборная мечеть

(Кронверкский проспект, 7)

Сооружена в 19101914 по проекту архитектора Н. В. Васильева, работавшего в содружестве с С. С. Кричинским при участии А. И. фон Гогена. Здание построено для мусульманской общины города, которая была немногим малочисленнее еврейской. Мечеть стала её центром. Здание облицовано грубо отёсанными гранитными блоками.

Купол, венчающий мечеть, по формам близок куполу мечети Гур-Эмир в Самарканде (XV век) и украшен, так же, как и портал, керамическими кафельными плитками. Автором этого декора был П. К. Ваулин, создавший копию древних образцов в соответствии с оригиналом. В архитектуре здания соединились восточная экзотика с североевропейской фундаментальностью, а само здание, несмотря на его оригинальный облик, относится к стилю позднего зрелого модерна.

Мечеть в Коломягах

Постановление о строительстве новой мечети на севере города выдано в апреле 2005. Открыта 16 июля 2009 года.

Буддийские храмы

Буддийский храм. Общий вид

Буддийский храм (Дацан Гунзэчойнэй)

(Приморский проспект, 91)

Построен по инициативе и при поддержке Далай-Ламы в 19091915 годах.

Автор проекта — архитектор Г. В. Барановский при консультациях учёных-востоковедов В. В. Радлова, С. Ф. Ольденбурга и Н. К. Рериха с учётом традиций средневековой тибетской архитектуры. Жившие при молельне ламы получали пищу непосредственно из Тибета. В разруху после переворота, когда связи были прекращены, священнослужители умерли от голода. Сейчас здание, после ликвидации в нём высоковольтной лаборатории, возвращено буддийской общине Петербурга.

Несохранившиеся храмы

Лютеранская церковь Св. Марии

Приход создан в 1866 для проживавших на Петроградской стороне лютеран (общим числом около 3500 человек), в своём большинстве рабочих. Тогда же была заложена церковь (деревянная на каменном фундаменте) на 500 мест безвозмездно построенная архитекторами В. А. Шрётером совместно с И. С. Китнером в 1872—1874 гг. по инициативе князя Барклая де Толли-Веймарн.

При приходе функционировали сиротский приют, богадельня для вдов, училище третьего разряда. Только в этом лютеранском приходе собрания проводились как на немецком, так и русском языке. Ремонт церкви проводился в 1912 году.

После 1917 года храм был отдан адвентистам, 1935 году его переделали под клуб.

Здание было разобрано на дрова во время блокады Ленинграда.

Фундаменты обнаружены в 2014 году при сносе домов по Сытнинской улице.

Латышская лютеранская церковь Христа Спасителя

(Загородный пр., 62/1)

Первоначально латыши, жившие в Санкт-Петербурге, относились к приходу святого Михаила (см. выше), где в 1835 году по указу императора для них был назначен специальный проповедник. В 1845 году начата постройка собственного здания, которое было освящено 3 марта 1849 года. На строительство церкви Николай I выделил 12 тысяч рублей, а латышский купец Петер Янис 10 тысяч. Активное участие в организации прихода принял барон И. А. Фитингоф, командир лейб-гвардии Кавалергардского полка. Так как около четверти прихожан составляли немцы, то для них был собственный проповедник. При церкви функционировали школа и приют. Со временем прихожанам церкви стали около 10 тысяч человек, что вызвало потребность в постройке нового здания, однако это не было реализовано.

Церковь была закрыта в 1938 году «по требованию рабочих-латышей». Здание было разрушено. В настоящее время небольшая латышская община собирается в церкви святой Екатерины на Васильевском острове.

Католическая церковь Божией Матери Ченстоховской

(Газоне у дома 33 к. 1 по ул. Партизана Германа, недалеко от налоговой инспекции/Матвеевская ул. 47, угол Васильева переулка)

В 1898 акционерная компания «Фаворит» купила у местных крестьян территорию близ станции Лигово по Балтийской железной дороге и разбила ее на дачные участки. Так возник поселок «Новые места». К 1905 здесь уже имелись православный (церковь Преображения Господня) и лютеранский (церковь св. Николая) храмы. В 1908 на пожертвования лиговских католиков, которых насчитывалось более сотни, военный капеллан Петербургского округа Виктор Петкевич устроил на своей квартире в деревянном доме В. Т. Могильницкой небольшую каплицу. Она была освящена 6 июля 1908 как временная во имя Божией Матери Ченстоховской. К 1911 дом принял «церковный» вид: на нем сделали небольшие шпили и увеличили окна. Через два года каплица стала костелом, хотя только в 1916 на это было дано официальное разрешение. Внутри был установлен небольшой орган. Настоятелем перед революцией был по-прежнему о. Виктор Францевич Петкевич, выехавший затем в Польшу. На 1923 год было 150 прихожан. Костел закрыт постановлением Президиума Леноблисполкома от 11 мая 1939 и передан детской консультации. В последнюю войну Лигово было почти полностью уничтожено, не сохранилось и здание церкви. После войны поселок вошел в состав города и в 1970-х его застроили многоэтажными жилыми домами.

Лютеранская церковь Святого Николая

(ул. Партизана Германа, 20, корп. 3./Дерновая ул., 48, на углу Васильева переулка.)

Приход был утверждён 9 мая 1906 года, что делает его последним открытым в Санкт-Петербурге лютеранским приходом. В то время располагался за чертой города и состоял из финнов, эстонцев и немцев — жителей дачных посёлков Лигово и «Новые места».

Деревянное здание на 150 мест, с небольшим органом, построенное по проекту архитектора Ф. И. Кригера, было освященно 26 декабря 1909 года суперинтендентом Гвидо Пенгу. Перед революцией служить в храм приезжал пастор Ойген Деггелер.

Кирха закрыта постановлением Леноблисполкома от 8 октября 1930 и была разрушена во время блокады. Кирха закрыта постановлением Леноблисполкома от 8 октября 1938 и сгорела во время бокады Ленинграда и оккупации Урицка. После войны, в 1946-ом военнопленные построили на фундаменте церкви Святого Николая новое здание, в котором разместились горсовет, райисполком, райком и другие организации Урицка, которые до войны размещались в Доме Совета на ул. Коммуны. Там же открыли два класса начальной школы. В 1970-е на этом месте выстроены многоэтажные жилые дома.

Католическая церковь Св. Алексея при Охтинских пороховых заводах

(ул. Коммуны, 34 А)

В начале XX века на Охтинских пороховых заводах работало и в их окрестностях проживало около 500 католиков, выходцев из западных областей. Они в декабре 1909 подали ходатайство о разрешении создать каплицу во имя св. Алексия Человека Божия, в память рождения Цесаревича, и для этого просили отвести участок казенной земли из Охтинских лесных угодий. Получив разрешение, просители устроили временную каплицу в казенном здании на Колтушском шоссе, 2, близ Георгиевских ворот. Несмотря на чинимые католикам препятствия, 23 марта 1911 был утвержден проект гражд. инж. А. А. Антонова, напоминавший его же проект костела в Лесном, созданный примерно в то же время (см. церковь св. ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО). В 1914 началась постройка деревянного, с высоким шпилем и стрельчатыми окнами здания, освящение которого произошло 17 июля 1916, в день памяти св. Алексея по католическому календарю. Его осуществил епископ Ян Цепляк и о. Константин Будкевич, настоятель Екатерининского костела. Приписанный к приходской церкви Посещения Пресвятой Девы Марии на Выборгском кладбище (см. церковь ПОСЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ на Выборгском католическом кладбище) костел обслуживался его священниками. При костеле действовала церковная школа. 25 октября 1935 храм был закрыт. Здание, переделанное под общежитие строительных рабочих, в годы последней войны снесено.

Католическая церковь Св. Казимира

(ул. Зои Космодемьянской, 22)

Многие прихожане костела св. Станислава на Торговой улице, преимущественно заводские рабочие из поляков, жившие за Нарвской заставой, из-за удаленности храма большую часть года не имели возможности бывать на богослужениях. Поэтому в августе 1896 они обратились к декану Витольду Чечотту с просьбой открыть в Петергофском участке временный молитвенный зал в арендованной квартире, где можно было бы служить литургии и учить детей основам веры. Эта просьба осталась без ответа, и новое ходатайство католиков Нарвской заставы было удовлетворено властями лишь 20 марта 1898. В соответствии с ним арх. П. С. Купинский выстроил из дерева освященную в 1900 трехпридельную базилику. Она примыкала к зданию богадельни со школой, в которой с октября 1902 действовала часовня. В 1908 при молитвенном доме, окормлявшем около 10 000 прихожан, было дозволено учредить самостоятельный приход. В связи с этим здание костела было расширено с новым освящением 10 сентября 1908, и стало вмещать около 3000 человек. Службы в нем шли на польском и русском языках. В 1910 было решено построить каменный костел еще большего размера, и арх. М. М. Перетяткович разработал первый его проект, оставшийся на бумаге. В 1913 прихожане вновь просили возвести каменное здание в готическом стиле, но уже по другому проекту, вероятно, арх. И. В. Падлевского. Однако этот замысел не был реализован из-за начавшейся войны. Кроме приюта и богадельни при костеле работали мужская прогимназия и женская гимназия, в 1908—1912 выходил на русском языке журнал «Вера и жизнь». В 1909 открылось приходское братство Сердца Иисусова. Костел, настоятелем которого с 1916 был ксендз Владислав Чегис, был 7 сентября 1938 закрыт, а его здание в 1956 полностью разобрано. Ныне на месте храма — телефонная станция.

Костёл Св. Бонифация

(ул. Блохина, 9)

Вслед за французскими католиками католики-немцы подали в марте 1900 прошение о создании в Петербурге собственного прихода во имя св. Бонифация. 13 июня 1902 они получили разрешение и приспособили просторный зал в приюте Фихтнера (см. каплицу ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ при детском приюте Фихтнера) под временную часовню, в 1903 освятив ее. Весной 1909 для католиков, проживавших на Петербургской стороне, было разрешено устроить часовню, и в следующем году каплица была перенесена из приюта Фихтнера в квартиру в деревянном доме по Геслеровскому переулку, 11. В начале 1910 принц Максимилиан Саксонский предложил построить на Петербургской стороне на свои средства приходский католический храм, но его предложение было отклонено. В мае 1913 приход купил за 57 тыс. руб. участок на Церковной улице для устройства церкви и приюта, однако открыть приют ему не разрешили. Каменную же церковь на 200 человек возвела строительная фирма Бодо Эгерсторф. Автором проекта здания был арх. В. О. Мор (или В. Д. Николя?) Церковь стояла в глубине участка и выглядела невзрачно, но со временем ее предполагалось заменить более обширной и красивой. Постройка велась на деньги, пожертвованные Г. Тильманом, а также собранные по подписке и при поддержке германского и баварского посольств. Всего было потрачено 15 тыс. руб. Хотя колокольня не была еще готова, каноник Константин Будкевич и настоятель Иоганн Шумп 30 марта 1914 освятили храм в присутствии немецких и австрийских дипломатов. Из-за начавшейся войны украсить интерьер не успели, отсутствовал даже орган. Люстры подарил прихожанин — мастер А. Шульц. После разрыва дипломатических отношений и упразднения прихода германских подданных храм перешел к полякам и литовцам, и последние попытались сделать его только литовским. Настоятелем в 1915—1916 был молодой о. Антоний Около-Кулак. В 1922 костел был приписан к храму св. Екатерины (см. церковь св. ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ), клир которой проводил в нем службы. Закрыт 1 сентября 1935 и отдан под детский сад. В конце 1940-х здание было снесено, и ныне на этом месте стоит Невская кожгалантерейная фабрика.

Католическая церковь Св. Викентия Паулинского при Французском благотворительном обществе

(13-ая л. ВО, 52)

Французское благотворительное общество было образовано в 1817 и приступило к работе пять лет спустя. По традиции его возглавила супруга посла Франции. В 1840 в приюте для бедных французов была устроена и освящена каплица. Служили в ней священники, приезжавшие из Франции. В 1862 по просьбе французского посла к каплице был определен аббат Безо. В 1884 Общество начало строить в глубине своего участка, между 13-й и 14-й линиями Васильевского острова, двухэтажное здание для приюта и богадельни с часовней, находившейся в центре второго этажа. Автором проекта этого, а также других зданий на участке стал арх. П. Ю. Сюзор, француз по происхождению. После окончания строительства он получил орден Почетного легиона. Освящение дома и часовни состоялось 8 марта 1887 в присутствии посла гр. Монтебелло. В 1898 приют был расширен пристройкой справа. Посетивший столицу в том же году президент Ф. Фор торжественно заложил позади него небольшую двухэтажную больницу для неимущих. Она была открыта в 1901 и позднее названа в честь следующего французского президента — Эмиля Лубе, который в 1902 заложил новый больничный флигель, вошедший в строй через три года. В 1904 на 14-й линии выстроили часовню-покойницкую. Больничный храм закрыт в 1918, последним в нем служил о. Маку. После революции большинство французов выехало на родину; здания больницы использовались в 1920-е миссией Французского Красного Креста. Приют престарелых французов был закрыт в июле 1941, и все его обитатели арестованы и интернированы; здание передано под детскую больницу им. Крупской. В 1980-х здание прошло капитальный ремонт и в настоящее время занято детским диспансером.

Упраздненная униатская церковь Сошествия Св. Духа

(Б. Пушкарская ул./Бармалеева ул., 48/2)

Временная часовня «восточного обряда» при общине сестер милосердия католички В. А. Тимофеевой была освящена 28 марта 1909 на мансарде ее дома (ул. Полозова, 12). Освящение произвел перешедший в униатство о. Алексей Зерчанинов и старообрядческий священник о. Евстафий Сусалев. Часовня была приписана к костелу св. Екатерины (см. католическую церковь св. ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ), размещалась «в небольшой комнатке» и выглядела «бедно и неуютно». Премьер-министр П. А. Столыпин 15 апреля 1911 официально разрешил превратить часовню в приходскую церковь для русских католиков. Когда паства умножилась, более просторное помещение было найдено на втором этаже деревянного дома на углу Б. Пушкарской, где церковь освятили 30 сентября 1912, замаскировав под «русскую кафолическую». Ее окормлял о. Иосиф (Иван) Дейбнер, который в 1909 перешел из Православия в католичество. 9 февраля 1913 эту фактически униатскую церковь посетил епископ Нарвский Никандр и, увидев обман, потребовал ее немедленного закрытия. 15 мая 1911 о. Алексей Зерчанинов освятил тайную униатскую каплицу в Полюстрове, на Грязной ул., 5, в доме, который купила упомянутая Тимофеева, устроив в нем, вместе с другими сестрами общины, трикотажную мастерскую. Поскольку власти об этом прознали, то в сентябре 1912 Тимофеева поспешила продать дом. Свою церковь униаты официально открыли 2 апреля 1917 на Б. Пушкарской. В декабре 1922 большевики ее закрыли, но богослужения продолжались на квартире бывшей фрейлины Ю. Н. Данзас, обратившейся в католичество. Эта церковь закрыта 2 июня 1923 и в июле того же года ликвидирована; ее помещения переданы под жилье.

Кирха в немецкой колонии Гражданка

(угол совр. Гражданского пр. и ул. Гидротехников)

В 1900 году в Колонии Гражданка (на углу современной улицы Гидротехников) на пожертвования колонистов построили деревянную церковь. За её зданием в отдельном корпусе начала работу приходская школа. Во время блокады Ленинграда часовня у Муринского ручья была разобрана на дрова, так же как и многие другие деревянные постройки. На месте совр. ул. Бутлерова располагалось кладбище, которое было уничтожено во время Советской власти. Приписаны приход и кладбище были к кирхе п. Новосаратовка, в которой сохранились метрические книги с именами захороненых. Сейчас эти книги находятся в петербургских архивах.

Кирха в немецкой колонии Ново-Парголово

(начало совр. пр. Луначарского (?))

В колонии в 1877 году была построена лютеранская кирха св. Марии Магдалины (перестроена в 1891 году по проекту архитектора К. В. Фортунатова), при ней возникло лютеранское кладбище. Кирха и кладбище в колонии продолжали функционировать до 1939 года, затем кирха была переоборудована в кинотеатр. Колония была ликвидирована в 1941 году, когда из нее было административно выслано около 250 человек.

Территория бывшего лютеранского кладбища длительное время не застраивалась в соответствии с санитарными нормами, в настоящее время на этом месте построен жилой массив — т. н. «Город Солнца», строительство которого первоначально вела фирма «Главстройматериалы», а после её банкротства жилой массив был достроен ООО «Прагма».

См. также

Литература

  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. — СПб.: Изд-во Чернышёва, 1994. — Т. 1. — 288 с..
  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. — СПб.: Изд-во Чернышёва, 1996. — Т. 2. — 328 с..
  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. — СПб.: Изд-во Чернышёва, 1996. — Т. 3. — 392 с..
  • Ломтев Д.Г. Хоровые общества при евангелическо-лютеранских церквях Санкт-Петербурга // Обсерватория культуры, 2011, № 2, с. 77—81.
  • Муриков Г. Русская идея в наши дни // Историко-литературный журнал «Михайловский замок». - СПб. — 2000. — № 3. ISBN-5-88407-015-2.
  • Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Дома и люди Васильевского острова. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. — 735 с. — ISBN 978-5-9524-2609-2.
  • Павлов А. П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк. — 3-е изд. — СПб.: Лениздат, 2001. — 334 с. — (Петербургская коллекция). — ISBN 5-289-01987-1..
  • Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. — Л.: Лениздат, 1990. — ISBN 5-289-00602-8..
  • Сандаловский Н. А. Петербург :От дома к дому… От легенды к легенде…: Путеводитель. — СПб.: Норинт, 2003. — 400 с. — ISBN 5-7711-0082-X..
  • Тихомиров Л. Церковь Святой Великомученицы Екатерины на Васильевском острове: Исторический очерк: 1811-1911. — СПб., 1911.
  • Illustriertes Lexikon der Welt Geschichte. — 1999. — ISBN 3-87070-825-5..
  • Kandel F. Очерки времён и событий из истории российских евреев: (До второй половины восемнадцатого века). — Ierusalim: MILI — TARBUT, 1988..
  • Sankt-Petersburg: Die gebaute Utopie // Ztschr. Kultur. — 1988. — № 12.
  • Weltgeschichte: Daten, Fakten, Bilder / Hrsg. von F. Winzer. — Braunschweig: Westermann, 1987. — ISBN 3-07-509036-0..

Примечания

  1. Sven Dallen «Isen Usko» Inkerin kirkon 350-vuotis juhlanumero, s. 91, Borås, 1961, стр. 17
  2. Aatami Kuortti, Reijo Arkkila «Inkerin kirkon yö ja aamu», s.216, Gummerus Kirjapalno Oy, Jyväskylä, 1990, ISBN 951-617-925-8, стр. 156.
  3. Берташ А. В. Выборгское кладбище — летопись истории Петербурга // Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге (1856—1950). Книга памяти. Сост. о. К. Пожарский. СПб — Варшава, 2003. — С. 42.

Ссылки

  • Статья «Инославные конфессии Петербурга» на сайте Энциклопедия Санкт-Петербурга



Неправославные храмы Санкт-Петербурга.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31