20-05-2023
Правозащи́тники — люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур или должностных лиц.[1]
Содержание |
Известны случаи убийств, а также преследований правозащитников в странах, где права человека не соблюдаются. Нередки также произвольные аресты, обыски, шантаж, сфабрикованные обвинения в уголовных преступлениях и слежка. Иногда им приходится эмигрировать из страны или просить политического убежища в других странах.
«Правозащитниками называют людей, которые в одиночку или совместно с другими пропагандируют или отстаивают права человека мирными средствами. Правозащитник отличается тем, что защищает права окружающих, и не важно, кем он является по профессии. Правозащитники отстаивают всеобщность и неделимость всех прав человека. Они не отдают предпочтение какой-то одной группе прав в ущерб другим…»
Во все времена были люди, соблюдающие законы. Защита прав предполагает свободу распространения информации, свободы слова. В СССР антисоветская агитация и пропаганда вплоть до перестройки и гласности была уголовно наказуемым преступлением, каравшимся заключением. После смерти Сталина некоторые граждане восприняли доклад Хрущёва [2] (XX съезд КПСС, 1956) буквально, как призыв распространять и обсуждать неподцензурную информацию и соблюдать законы, даже в тех случаях, когда эти законы противоречат установившимся в обществе обычаям; то есть бороться за свои права, защищать свои права. Таких людей стали называть правозащитниками и диссидентами.[3]. В этом же значении использовалось ещё слово демократ, но такой термин стал двусмысленным с появлением в России различных политических партий.
В 1960-е годы было возможным требовать от советских властей соблюдения их же собственных законов, Конституции СССР. B 1970-х правозащитников арестовывали; наиболее частыми обвинениями были «Антисоветская агитация и пропаганда» (ст. 70 УК РСФСР) и «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй» (ст. 190-1 УК РСФСР) [4]. Использовались также иные методы — например, помещение в психиатрическую лечебницу (см. Карательная психиатрия).
Правозащитники не противопоставляли властям силового сопротивления. Их оружием было слово. Информация о нарушениях законов распространялась как самиздат; в частности, сведения о репрессиях правозащитников протоколировались в бюллетене Хроника Текущих Событий.
После подписания СССР в 1975 в Хельсинки «Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» [5], правозащитники стали добиваться от властей соблюдения прав человека в их общечеловеческом значении, то есть требовать исполнения не только советских законов, но и международных правовых актов. Была организована Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР (Московская Хельсинкская группа, МХГ) [6]. Первый состав группы: Людмила Алексеева, Михаил Бернштам, Елена Боннэр, Александр Гинзбург, Пётр Григоренко, Александр Корчак, Мальва Ланда, Анатолий Марченко, Виталий Рубин, Анатолий Щаранский. Позже Хельсинкские группы появились на Украине, в Грузии, Армении и Литве.
С момента основания групп и на протяжении всего советского периода деятельности члены групп подверглись преследованиям со стороны властей: слежке, обыскам, арестам, тюремному заключению и ссылке, высылке из страны с лишением гражданства. Несмотря на то, что на замену репрессированным правозащитникам к группе присоединялись новые и новые участники, к концу 1981 года на свободе в СССР осталось лишь три члена МХГ — Елена Боннэр, Софья Каллистратова и Наум Мейман. В сентябре было заведено уголовное дело против Софьи Каллистратовой, и члены группы заявили о прекращении своей работы [7].
Деятельность правозащитных организаций неоднократно подвергалась критике. Политолог Максим Григорьев ставит российским правозащитникам в вину «участие в борьбе против России времён СССР на стороне конкурентов», «ориентацию на западные страны, в особенности США, в качестве образца по защите прав человека», «двойные стандарты и избирательную правозащиту», «поддержку чеченских террористов, пренебрежение правами русских в СНГ», «непосредственные попытки участия в борьбе за власть» и «пренебрежение правами конкретного человека»[8]Сходное мнение высказывал социолог Александр Ципко[9].
Юрий Калинин, глава Федеральной службы исполнения наказаний, в 2005 году заявил, что некоторые российские правозащитники финансируются криминалом: «Мы знаем, что деньги поступают и из воровских „общаков“». В ответ правозащитник Лев Пономарёв сказал, что его организация не поддерживается криминалом, а Юрий Калинин «ведёт недостойный, „базарный“ разговор».[10]
В интервью газете «Московский комсомолец» Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, отметив всю пользу от наличия в России неправительственных организаций, в том числе и правозащитных, высказал неудовлетворённость тем фактом, что многие НПО работают за счёт иностранных грантов. По оценкам Владимира Лукина «влияние средстводателя не может не сказываться на направленности и интонации организации». Чтобы решить эту проблему и в то же время не сделать так, чтобы неправительственные организации вновь попали под чьё-нибудь экономическое влияние, например, бизнесменов, Лукин предложил «создать систему, когда треть бюджета НПО может пополняться за счет иностранного гранта, треть — за счет частных пожертвований внутри страны и треть — за счет государства». При этом Владимир Лукин подчеркнул, что иностранное финансирование НПО бывает разным, и гранты от таких организаций как ОБСЕ и Совет Европы он считает вполне приемлемыми. Нарекания же Уполномоченного по правам человека вызвали гранты правительств недружественных стран, выделяемые ими для осуществления политических проектов в России[11].
Правозащитные организации.