Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Родовые имена Рюриковичей

12-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Имя Рюрика, написанное рунами
Златник Владимира Святого с надписью «Владимир, а се его злато»
Лицевая миниатюра из «Сказания о Борисе и Глебе» Сильвестровского сборника XIV века с именами обоих князей
Подпись Анны Ярославны, королевы Франции
Печати Александра Невского с его именем
Печать Михаила Тверского с его именем
Надпись на могиле великой княгини Софьи Витовтовны
Икона с изображением святого Даниила Московского с его именем на полях
Торцы надгробий Вел. князей Василия II Темного, Ивана III Великого и Василия III с их именами
Портрет Федора Иоанновича из «Царского титулярника» с его именем

Родовые имена Рюриковичей — круг личных имен (антропонимикон, именослов) — родовых и династических, традиционно бытовавших в русской правящей династии Рюриковичей на протяжении 600 лет ее существования.

Характеристика

Княжеские имена повторялись из поколения в поколение, согласно очень устойчивым моделям подбора имен[1].

По словам исследователей антропонимики, одним из важнейших факторов, позволявших сохранять единство рода и идею родовой преемственности на столь большой территории и в течение столь долгого времени, «несомненно были княжеские имена. Имя нередко оказывалось той минимальной единицей информации, которая доходила от давно умерших предков или отдалившихся родственников-Рюриковичей. Выбор имени, тем самым, был важной частью династической стратегии, он подчинялся целой системе правил, тесно связанных с идеей наследования власти».[1]

Рано складывается язык династических имен, с помощью которого родители «обращались к современникам и потомкам, пытаясь определить не только связь с родовым прошлым, но и династическое будущее каждого наследника». Устойчивость модели олицетворяла незыблемость права на власть, и хотя окружающие условия менялись (изменения в системе власти влекли за собой изменения в системе имен), однако в общем сохранялась стабильность[2].

В сложной многоступенчатой системе наследования княжеских «столов» на Руси имя нередко показывало династические перспективы младенца. Например, если ребенка называли в честь близкого родича, при жизни обладавшего определенным княжеским столом, зачастую это значило, что новорожденному прочили то же княжение, причём то, что он оказывался полным тёзкой, придавало легитимность его праву на власть, ребенок становился как бы «живым подобием». Еще именами «закрепляли» приобретенный высокий статус или заявляли на него свои права[3].

На протяжении долгого времени некоторые языческие имена использовались исключительно среди князей Рюриковичей (например, Владимир, Мстислав, Ярослав, Рюрик, Святослав). Например, имя «Владимир», несмотря на существование святого, появляется за пределами княжеской семьи достаточно поздно — лишь в XIV веке[4].

Принципы

Основные принципы именования унаследованы традицией имянаречения из домонгольской эпохи[2]:

Консерватизм

Хотя структура была крайне косной, со временем у региональных ветвей Рюриковичей вырабатываются свои предпочтения. Однако существовал некоторый базовый, общий фонд имен, которым пользовались все ветви.

Имена предков и родни

При выборе имени в честь предка, в основном, придерживались таких принципов:

  • первое время существовал «принцип варьирования родового имени» — имя сына могло содержать 1 часть имени отца, то есть имена отца и сына могли содержать и совпадающие, и несовпадающие элементы, оказываясь созвучными, что обозначало, что ребёнок — «продолжение» родителя (Ярослав Ярополчич, Ярополк Святополчич, Изяслав Мстиславич, Всеволод Володимирович, и т. п.) Этот прием удобен для использовавшихся славянских двухсоставных имен, аналогичный способ использовался и в германских династиях, причем был для них еще важнее, чем наречение в честь предка[5]. На Руси наиболее ярко этот принцип проявлялся приблизительно до середины XI века, благодаря ему сформировалась стандартная структура двусоставного княжеского имени с доминированием корня «-слав». В конце XI—XII вв. этот принцип чаще лишь дополняет, подкрепляет принцип повтора родового имени[6].
  • существовал строгий запрет на наречение мирским именем отца или деда, если тот еще был жив (соблюдался до XVI века). Дочери аналогично не получали имена, производные от имени отца (например, Олег/Ольга). Крестильные имена могли совпадать (однако у Романовых, в этом случае например, тёзкам-мужчинам покровительствовали разные тёзки-святые[7]).
  • при этом родовое имя не должно оставаться вакантным (то есть после смерти деда его имя быстро дается новорожденному).
  • в домонгольское время живым братьям не дают одинаковых имён, однако младший брат мог быть назван также, как умерший старший (в позднее время этот обычай нарушается, и появляются живые братья-тёзки).
  • младенцу могли подобрать имя так, чтобы он был полным тёзкой прототипа — с отчеством
  • князь — полный тёзка своего деда или прадеда, мог дать своим сыновьям те же имена (и даже в той же последовательности), что и его предок, то есть список имён княжеских сыновей через 1-2 поколения мог повториться.
  • ребенок мог быть назван не в честь прямого предка, а в честь родственника, от которого отец унаследовал престол, причем даже если передача власти произошла насильно[8]. Подобные примеры встречаются с XI века: так, Изяслав Ярославич, отобрав Турово-Пинское княжество у Святополка Окаянного, своего сына назвал Святополком — в будущем мальчик унаследует эти земли. Наследником последнего станет его двоюродный брат Владимир Мономах, сын которого Мстислав Великий назовет сына Святополк Мстиславич.
  • существовал обычай наречения одного из младших сыновей именем живого дяди со стороны отца (это было связано с системой наследования — см. лествичное право). Отец младенца мог иметь заключенный «ряд» со своим братом о том, что тот будет отстаивать интересы племянника, если тот осиротеет. В летописях такие «усыновленные» сироты-племянники называются «сыновцами», а их дядя-опекун — «стрыем». Это «мирная» схема совпадения имен дядя-племянник; «немирная» же применялась, когда ребенок назывался так, чтобы оттеснить в будущем дядю с его земель, из цепи преемственности родовых прав, стать ему конкурентом — однако в таком случае это имя давалось обычно не младшему сыну, а старшему.
  • ребенка могли называть в честь того родственника-Рюриковича, с кем заключался мирный договор
  • по мере расширения списка канонизированных князей популярней становились имена из него (первые — Борис и Глеб, Владимир), так как они сочетали качества и имен «предков» и христианских святых.
  • группы имен детей одного князя от разных женщин могли явно различаться по своему происхождению (например, Владимир Мономах назвал одних языческими именами, а вторых — христианскими).

Многоименность

Мирские имена

Ко времени принятия христианства Русью, по-видимому, существовала устойчивая традиция имянаречения, являющаяся одной из важнейших составляющих культа рода (ребенок входил в мир, получая имя предка, связывающее его с родом). Династическая традиция весьма консервативна, и христианские имена, никак не связанные с предками, могли превратиться в родовые только спустя большой срок. «Поэтому древний именослов Рюриковичей, состоящий из языческих по происхождению имен, еще несколько веков никуда не исчезает, а существует параллельно с христианским». В эпоху после крещения Руси каждый князь имел, по меньшей мере, 2 имени — мирское и христианское[9], причем пары этих имен тоже часто наследовались.

Нехристианских родовых имен у князя могло быть несколько[10]. Иногда ребенок мог получить имя из рода матери[11]; иметь два родовых имени со сторон обоих родителей; очень редко — получить его от побратима, покровителя рода.

Большинство из этих имен, как правило, не использовались вне княжеской семьи (хотя имена с теми же производными основами есть и у их близкого окружения)[12].

Славянские имена

В основном это были двухосновные имена с определённым набором корней («-слав», «-свят», «-яр», «-полк», «-перед (пред)», «-волод (влад)», -«мир»).

Имена значительной части князей имеют вариант с регулярно воспроизводимой основой «-слав» на втором месте и какая-либо основа на первом. Этот элемент употреблялся не только в русской правящей династии, однако «из-за своей частотности в династическом антропонимиконе он становится своеобразным показателем княжеского достоинства»[13].

Женские имена:

Скандинавские[15] имена

Женские имена:

Христианские имена

Долгое время после принятия христианства Русью князья продолжали иметь одновременно 2 имени — языческие «княжеские» имена и крестильные христианские имена (т. н. «именная пара»).

Так, крестильные имена первых святых князей — «Давид» и «Роман» — свв. Бориса и Глеба; а «Василий» — св. Владимира; это три древнейших по использованию среди Рюриковичей христианских имени.

При выборе языческого имени в честь предка ребёнка могли крестить тем же христианским именем, какое носил и предок. Возникали устойчивые «именные пары». Например, Владимир Мономах был крещён «Василием», как и его предок Владимир Святой. В идеальном варианте совпадали и оба отчества — языческое и христианское.

Со второй половины XI века наблюдается процесс превращения мирских, родовых имен канонизированных князей в христианские имена (в первую очередь, имен «Борис», «Глеб», «Владимир»). А их собственные христианские имена превращаются в княжеские родовые (в первую очередь, соответственно — «Давид», «Роман», «Василий», затем «Георгий» и «Андрей»)[16]. Эта диффузия — первый признак глобальных изменений в схеме «именной пары». Христианское имя встраивается в родовую историю по схеме: сначала канонизированный князь с языческим именем носит его в качестве второго, крестильного. Затем его потомок получает его в качестве единственного имени, так как оно становится для него и родовым, и христианским, таким образом языческое имя перестает быть нужным в качестве родового. Причина повтора крестильных имен у потомков — в соединении христианской традиции и родового культа предков[17].

Владимир Мономах дает своим младшим детям имена отца и деда — «Георгий» и «Андрей», хотя эти князья не были причислены к лику святых — что стало переломным. В отношении христианских имен проводится та же политика, что и славянских — родовое имя не должно оставаться вакантным (то есть после смерти деда его имя быстро дается новорожденному).

«Несмотря на явное господство исконных родовых имен, уже в середине XI века есть князья, которые в летописи упоминаются исключительно под своим христианским именем. К началу XII века число таких членов княжеского рода несколько возрастает, а к середине XIII века их количество уже довольно велико. К XV веку, как известно, старые мирские имена практически полностью вытесняются из обихода правящего рода»[18].

Итак, христианские имена на протяжении XII века постепенно завоевывают место в качестве родовых княжеских имен. Ряд особенностей выбора родового имени при этом сохраняется:

  • это ограниченный круг имен, передающийся от предков к потомкам. Как и в случае мирских имен, он демонстрирует планы относительно распределения власти
  • стратегия выбора имени может копировать стратегию имянречения предков
  • в отличие от мирских имен, ребенок может нарекаться именем еще живого прямого предка — то есть христианские имена как будто не связываются с моделью, что новый член является «воплощением» умершего предка. Учитывается родство иного порядка — с небесным святым покровителем. Мирские имена предка и ребенка, тем не менее, все еще не должны совпадать
Список

На выбор имени влиял и традиционный список принятых в роду имен, так и дата рождения — при выборе имени могли ориентироваться на святцы — то есть на ближайший праздник популярного святого, выпадавший близко ко дню рождения (в XV—XVI веках — имя того святого, который поминался на 8-й день со дня рождения; позже — на 7-й; также вариант — в тот же день).

  • Александр
  • Андрей — включается в именослов во вторую очередь, вслед за тремя старейшими именами, так как это было крестильное имя отца Владимира Мономаха Всеволода. Разные покровители — Андрей Первозванный, Андрей Критский и Андрей Стратилат. Святой князь Андрей Боголюбский делает это имя необычайно устойчивым
  • Афанасий
  • Борис — становится христианским из языческого в XII—XIII вв.
  • Василий — крестильное имя Владимира Святого, вдобавок, переводящееся как «царь».
  • Владимир — становится христианским из языческого примерно в XIII в.
  • Гавриил
  • Георгий, Юрий, Гюргий, Дюрги, Юрьи — включается в именослов во вторую очередь, вслед за тремя старейшими именами, так как это было крестильное имя Ярослава Мудрого. Позже популярность ему приносит Юрий Долгорукий. Оно сохраняет популярность до XVI века — его носит около тридцати Рюриковичей. Святой Георгий-воин становится своего рода семейным покровителем князей.
  • Глеб — становится христианским из языческого в XII—XIII вв.
  • Давид', Давыд  — крестильное имя св. князя Глеба, поэтому входит в именослов одним из первых.
  • Даниил' — в течение нескольких поколений являлось престижным родовым именем, однако со временем перестает использоваться в династии московских князей, несмотря на то, что ее родоначальник носил именно его[14].
  • Дмитрий
  • Евстафий — редкое использование
  • Еремей
  • Иван, Иоанн — с конца XII века
  • Илья'' — редкое использование
  • Константин — с конца XII века
  • Лев
  • Меркурий
  • 'Михаил'
  • Николай'  — редкое использование
  • Осип  — редкое использование
  • Петр  — редкое использование
  • Семён, Симеон
  • Роман — крестильное имя св. князя Бориса, поэтому входит в именослов одним из первых.
  • Тит — редкое использование
  • Феодор', Фёдор
Женские имена
Парные имена

Существовали устоявшиеся пары мирское/христианское имя, применявшиеся в системе двойного именования:

  • Борис — Роман
  • Владимир — Василий
  • Всеволод — Андрей
  • Давид — Глеб
  • Игорь — Георгий
  • Изяслав — Пантелеймон
  • Мстислав — Фёдор
  • Ростислав — Михаил
  • Ярослав — Георгий
Уменьшительные имена

Летописи изобилуют уменьшительными (гипокористическими) формами имен собственных, что рассматривается исследователями как определенное «культурное усилие» в медленном и постепенном внедрении христианских имен в родовую систему имянаречения[19]. В отдельных случаях при упоминании в тексте тёзок уменьшительным назван младший из них по иерархии. В них также находит воплощение идея о том, что потомок — маленькое подобие предка. Уменьшительные формы используются и при образовании отчеств (Андрей Володшич, Иванко Тимошкинич). «Обрастая славянскими морфологическими показателями, христианское имя хотя бы отчасти теряет свою инородность и включается в традиционную культуру имянаречения»[20]

Любопытно, что определенные формы уменьшительных имен, видимо, употреблялись только среди князей, в отличие от прочих людей (например, «Василько», но не «Василь»).

Прямые имена

Подобно нехристианским именам, Рюриковичи могли иметь несколько надежно зафиксированных христианских имен одновременно, но при этом крестильное имя было одно[10]. Существовали прямые имена — непубличное христианское имя, которым младенец нарекался по дню рождения, даже если оно приходилось на день непопулярного святого — одновременно ему давалось родовое династическое «тронное» имя.

Монашеские имена

См. также

Библиография

  • Гущин А. Р. Из наблюдений над именословом домонгольских Рюриковичей // Восточная Европа в древности и средневековье. Тез. докл. М., 1995. С. 9 — 11.
  • Донской Д. В. Справочник по генеалогии Рюриковичей (сер. IX — нач. XIV в.) / Под ред. кн. Д. М. Шаховского. М.- Ренн, 1991.
  • Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: «Индрик», 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5.
    • Ф. Успенский. Родовые имена и небесные покровители в семье московских великих князей
    • Успенский Ф. Б. Династическое имя в средневековой Скандинавии и на Руси
    • Успенский Ф. Б. Именослов : историческая семантика имени. М., 2007
  • Лосева О. В. Патрональные святые русских князей (летописи, месяцесловы, сфрагистика) // Восточная Европа в древности и средневековье. Генеалогия как форма исторической памяти. Мат-лы конф. М., 2001. С. 126—133.
  • Молчанов А. А. Древнерусский антропонимический элемент в династических традициях стран Балтии XII—XIII вв. // Восточная Европа в древности и средневековье. Тез. докл. М., 1994. С. 24 — 26.
  • Молчанов А. А. Древнескандинавский антропонимический элемент в династической традиции рода Рюриковичей // Образование Древнерусского государства. Спорные проблемы. Тез. докл. М., 1992. С. 44 — 47.

Ссылки

  • Язык династических имен. Постнаука.ру
  • Властные имена Древней Руси. Полит.ру
  • История Рюриковичей
  • Поколенная роспись

Примечания

  1. 1 2 Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: «Индрик», 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5. — С. 8
  2. 1 2 Литвина… Там же. С. 9.
  3. Литвина… Там же. С. 13.
  4. Литвина… Там же. С. 43
  5. Литвина… Там же. С.33-34.
  6. Литвина… Там же. С. 68
  7. Е. В. Пчелов. Антропонимия династии Романовых в XVII в. //Ономастика в кругу гуманитарных наук. Материалы международной научной конференции. Екатеринбург, 2005. С. 203—205.
  8. Литвина… Там же. С. 26
  9. Литвина… Там же. С. 10.
  10. 1 2 Литвина. Там же. С. 126
  11. Мстислав Великий, сын английской принцессы Гиты Уэссекской, в честь деда, короля Гарольда II звался Харальд. Хольти Смелый — один из сыновей Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингигерды. Какой именно — неизвестно, имя использовалось в Скандинавии. Андрей Боголюбский, сын половчанки, по одному из сообщений до крещения имел имя «Китай».
  12. Литвина… Там же. С. 136.
  13. Литвина. Там же… С. 51
  14. 1 2 Литвина… Там же. С. 25.
  15. Однозначно скандинавскими являются Ингвар, Ингеборга, Ингигерда, Мальфред. Происхождение прочих спорно.
  16. Литвина. Там же… С. 114
  17. Литвина. Там же… С. 116
  18. Литвина. Там же… С. 111
  19. Литвина. Там же. С. 131.
  20. Литвина. Там же. С. 134.

Родовые имена Рюриковичей.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31