07-09-2023
Жительницы села Тарбагатай в традиционных семейских костюмах |
|
Численность и ареал | |
---|---|
Всего: 8000 [1][2] |
|
Язык |
русский, говор семейских |
Религия | |
Расовый тип |
европеоидная |
Родственные народы |
русские, белорусы, украинцы |
Всемирное наследие ЮНЕСКО |
Семе́йские — старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой.
Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у границ России. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году — 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.
В 1750-е годы произошло ухудшение отношений России с Цинской империей. В 1752 году появился проект организации снабжения Камчатки и Охотска по реке Амур. 28 декабря 1753 года Сенат создал «Секретную Нерчинскую экспедицию». Экспедиция должна была подготовить сплав по Амуру. Сбежавший из Нерчинских заводов каторжник сообщил китайским властям, что русские готовятся захватить Амур. Обстановка на границе резко обострилась. Селенгинский комендант Варфоломей Якоби в 1757 году составил проект организации защиты восточных границ России. Планом было предусмотрено увеличение численности войск на границе до 35 тысяч человек. В 1764 году в Тобольске начали формироваться два ландмилицейских полка из «польских выведенцев». Сформированные роты отправляли в Забайкалье. Негодных для военной службы (и старше 40 лет) отправляли в Селенгинский и Нерчинский уезды для обеспечения полков продовольствием.
Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.
Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.
Семейские принесли с собой высокую сельскохозяйственную культуру. Они выращивали: рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овёс, картофель, овощи, коноплю. Скотоводство играло подсобную роль. В XIX веке Верхнеудинский округ стал наиболее развитым в Забайкалье в земледельческом отношении. (см. Верхнеудинская ярмарка).
Трудолюбие и древлеправославная вера позволили семейским пронести до настоящего времени дух своего народа, своеобразие культуры, основанной ещё в допетровскую эпоху.
Беспоповщина оставалась устойчивым религиозным направлением семейских. Поповщина в начале была представлена в виде беглопоповщины. Религиозные обряды и службы проводили уставщики. Покойников хоронили в домовинах, выдолбленных из ствола сосны.
Значительная часть семейских в период коллективизации была раскулачена и выслана. В 1929 году были созданы вооружённые формирования. Центром сопротивления стали сёла Бичура и Малета. В начале 1930-х произошло Малетинское крестьянское восстание, в котором принимали участие до 600 человек.
В 1930-е и 1940-е годы в Забайкалье было разрушено более 80 старообрядческих храмов и часовен.
В 1960-е годы прошла ещё одна волна закрытия старообрядческих церквей и молельных домов. К началу 1970-х в Забайкалье не осталось ни одной официально зарегистрированной старообрядческой общины. Действовала единственная старообрядческая церковь в селе Новый Заган Мухоршибирского района Бурятии.
Одежда семейских (прямой сарафан в шесть полос, кичка) с элементами польского, белорусского и украинского костюма. Отличительные черты костюма: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, бусы, яркие ткани. Многие детали костюма были заимствованы уже в Сибири у старожилов и бурят.
Дома семейских аналогичны тем, что находят при раскопках Москвы, Новгорода, Пскова и других древних городов Руси. Отличительные черты — высокое крыльцо, округлые углы внутри помещения, массивная матица, потолок из круглых брёвен, колотые пополам брёвна на полу, богато украшенные ворота и ставни. Масляной краской окрашивали окна, двери, плинтусы, крупными стилизованными цветами расписывали стены, потолок, перегородки.
Кухня семейских с большим количеством хлеба и овощей. Мясо жареное и тушеное — баранина, свинина, говядина, дикой козы и изюбря. Не ели зайчатину. Часть блюд заимствована у бурят, например, соломат. Строго соблюдали посты. В году было до 244 постных дней. Чай пили не все; вместо чая пили кипячёную воду, настой трав или бадана.
Семейские не курили, алкоголь практически не употребляли. В домах на видном месте держали полную бутылку водки — это означало, что хозяин дома не пьёт водку.
Семьи семейских традиционные, патриархального типа, с большим количеством детей. В одной усадьбе жило до 4 поколений одной семьи. Имущество и землю делили редко.
Инструментальная музыка в среде семейских распространена мало. Песенная традиция в современности представлена ансамблями и хорами. Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно.
Первые исследования музыкальной культуры семейских проводили П. А. Ровинский в 1873 году и Н. П. Протасов в 1926 году.
В некоторых сёлах в музыкальной традиции присутствуют индивидуальные черты. Широко распространены песни: рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, заимствованные у старожилов Забайкалья. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения). Не сохранились календарные обрядовые песни.
В каждом забайкальском старообрядческом селе существуют народные хоры и фольклорные коллективы. Наиболее известные:
«Музей старообрядческой культуры» — село Тарбагатай, Тарбагатайский район Республики Бурятия.
Экспонаты семейского комплекса Этнографического музея народов Забайкалья, Улан-Удэ, Бурятия
Дом Зайцева. Шестистенная изба-связь.
Дом богатого старообрядца Борисова.
Богатое украшение ворот указывало на богатство хозяина дома.
Семейские.