27-08-2023
Архиепископ Серафим | ||
|
||
---|---|---|
апрель 1921 — 1920-е | ||
Церковь: | Русская православная церковь, Русская православная церковь за границей | |
Преемник: | Владимир (Горьковский) | |
|
||
14 октября 1920 — апрель 1921 | ||
Преемник: | Григорий (Лисовский) | |
Имя при рождении: | Николай Борисович Соболев | |
Рождение: | 1 декабря 1881 Рязань, Российская империя |
|
Смерть: | 26 февраля 1950 (68 лет) София, Болгария |
|
Принятие монашества: | 26 января 1908 | |
Епископская хиротония: | 1 октября 1920 |
Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев; 1 декабря 1881, Рязань — 26 февраля 1950, София) — епископ Православной Российской Церкви (рукоположен в Симферополе 1 октября 1920 года во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии), затем Русской православной церкви за границей и с октября 1945 года — Русской православной церкви (Московский Патриархат).
В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма, автор книги «Русская идеология».
Содержание |
В 1904 году, по окончании Рязанской духовной семинарии, поступил в Петербургскую Духовную Академию, где 26 января 1908 года епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь Серафима Саровского; 18 марта того же года был рукоположён во иеромонаха. В Академии сблизился с ректором её епископом Феофаном (Быстровым).
В 1911 году определён на должность инспектора Костромской семинарии
С 1912 года — ректор Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
Его хиротонию в Симферополе 1 октября (ст. ст.) 1920 года возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), впоследствии Председатель Архиерейского Синода.
14 ноября того же года на комендантском пароходе «Херсонес», вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым, эмигрировал в Константинополь. Весной 1921 года, переехал в Болгарию.
В апреле 1921 года назначен епископом Богучарским, викарием Воронежской епархии[1].
Летом того же года стал во главе Болгарского благочиния русских приходов; настоятель бывшего русского посольского храма в Софии. Продолжал именоваться «Лубенским» до принятия специального о его титуле определения Архиерейским Синодом 18 (31) декабря 1929 года — «О переименовании Преосвященного Серафима, Епископа Лубенского, во Епископа Богучарского»[2] — по его рапорту: сведения о его перемещении на викарную кафедру Воронежской епархии (Богучар) Патриархом Тихоном поступили в Архиерейский Синод только в 1928 году («экземпляр списка иерархов Российской Православной Церкви»[2]).
Его имени не было в числе 8-и иерархов РПЦЗ, подвергнутых прещениям указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и при нём Патриаршего Священного Синода О Карловацкой группе от 22 июня 1934 года № 50[3]; в 1930-е годы поддерживал сношения с митрополитом Литовским Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым), пребывавшими в юрисдикции Московского Патриархата[4].
В 1934 году Председателем Архиерейского Синода митрополитом Антонием (Храповицким) возведён в сан архиепископа.
В 1935 году дал детальную богословскую оценку «имябожнического» учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьева, Сергия Булгакова и Павла Флоренского[5].
В августе 1938 года, на II Всезарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах, представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нём Православной Церкви.
В труде «Русская идеология» (1939) отстаивал необходимость для России монархического правления, осуждал секулярные преобразования Петра и его последователей, восхвалял линию Патриарха Никона, призывал к «восстановлению в будущей России истинного самодержавия на основе симфонии властей». В статье «О новом и старом стиле» указывал на противоречие григорианского календаря Церковному Уставу и сложившейся богослужебной традиции.
В 1943 году отказался участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной Русской Церкви Заграницей» в Вене 21 — 26 октября 1943 года, которое проходило под покровительством властей Германии; содействовал преодолению схизмы Болгарской Церкви (снята в феврале 1945 года). 16 июня 1945 года вместе со своей паствой перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата.
В докладе в Совет по делам РПЦ (конец апреля 1945 года) главы делегации Московской Патриархии, посетившей Болгарскую Церковь, архиепископа Псковского Григория (Чукова), на основе которого была подготовлена докладная записка И. Сталину[6], давалась следующая характеристика Серафиму: «<…> человек аполитичный, безусловно духовный, но очень „узкий“ и политически довольно тупой, пользующийся, однако, большим уважением прихода»[7].
30 октября 1945 года был принят, вместе с 7-ю русскими приходами в Болгарии, в юрисдикцию Московского Патриархата[8].
В 1946 году принял советское гражданство; в конце декабря того же года правительство СССР передало в его ведение бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии.
Принимал участие в Совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в Москве в июле-августе 1948 года[9].
Скончался 26 февраля 1950 года в Софии; погребён в крипте под алтарём Никольского храма.
Ещё при жизни считался старцем и прозорливцем. После кончины, по молитвам к нему стали совершаться чудеса. В Болгарской Православной Церкви неоднократно поднимался вопрос о его канонизации. Материалы, подготовленные для канонизации владыки Серафима, находятся на рассмотрении Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации[9].
В феврале 2002 года был канонизирован неканонической Старостильной православной Церковью Болгарии; канонизация была фактически признана руководством РПЦЗ[10].
Серафим (Соболев).