Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Серафим (Соболев)

27-08-2023

Архиепископ Серафим
Архиепископ Богучарский,
викарий Воронежской епархии
апрель 1921 — 1920-е
Церковь: Русская православная церковь, Русская православная церковь за границей
Преемник: Владимир (Горьковский)
Епископ Лубенский,
викарий Полтавской епархии
14 октября 1920 — апрель 1921
Преемник: Григорий (Лисовский)
 
Имя при рождении: Николай Борисович Соболев
Рождение: 1 декабря 1881(1881-12-01)
Рязань, Российская империя
Смерть: 26 февраля 1950(1950-02-26) (68 лет)
София, Болгария
Принятие монашества: 26 января 1908
Епископская хиротония: 1 октября 1920

Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев; 1 декабря 1881, Рязань — 26 февраля 1950, София) — епископ Православной Российской Церкви (рукоположен в Симферополе 1 октября 1920 года во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии), затем Русской православной церкви за границей и с октября 1945 года — Русской православной церкви (Московский Патриархат).

В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма, автор книги «Русская идеология».

Содержание

Биография и взгляды

В 1904 году, по окончании Рязанской духовной семинарии, поступил в Петербургскую Духовную Академию, где 26 января 1908 года епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь Серафима Саровского; 18 марта того же года был рукоположён во иеромонаха. В Академии сблизился с ректором её епископом Феофаном (Быстровым).

В 1911 году определён на должность инспектора Костромской семинарии

С 1912 года — ректор Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

Его хиротонию в Симферополе 1 октября (ст. ст.) 1920 года возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), впоследствии Председатель Архиерейского Синода.

14 ноября того же года на комендантском пароходе «Херсонес», вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым, эмигрировал в Константинополь. Весной 1921 года, переехал в Болгарию.

В апреле 1921 года назначен епископом Богучарским, викарием Воронежской епархии[1].

Летом того же года стал во главе Болгарского благочиния русских приходов; настоятель бывшего русского посольского храма в Софии. Продолжал именоваться «Лубенским» до принятия специального о его титуле определения Архиерейским Синодом 18 (31) декабря 1929 года — «О переименовании Преосвященного Серафима, Епископа Лубенского, во Епископа Богучарского»[2] — по его рапорту: сведения о его перемещении на викарную кафедру Воронежской епархии (Богучар) Патриархом Тихоном поступили в Архиерейский Синод только в 1928 году («экземпляр списка иерархов Российской Православной Церкви»[2]).

Его имени не было в числе 8-и иерархов РПЦЗ, подвергнутых прещениям указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и при нём Патриаршего Священного Синода О Карловацкой группе от 22 июня 1934 года № 50[3]; в 1930-е годы поддерживал сношения с митрополитом Литовским Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым), пребывавшими в юрисдикции Московского Патриархата[4].

В 1934 году Председателем Архиерейского Синода митрополитом Антонием (Храповицким) возведён в сан архиепископа.

В 1935 году дал детальную богословскую оценку «имябожнического» учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьева, Сергия Булгакова и Павла Флоренского[5].

В августе 1938 года, на II Всезарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах, представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нём Православной Церкви.

В труде «Русская идеология» (1939) отстаивал необходимость для России монархического правления, осуждал секулярные преобразования Петра и его последователей, восхвалял линию Патриарха Никона, призывал к «восстановлению в будущей России истинного самодержавия на основе симфонии властей». В статье «О новом и старом стиле» указывал на противоречие григорианского календаря Церковному Уставу и сложившейся богослужебной традиции.

В 1943 году отказался участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной Русской Церкви Заграницей» в Вене 21 — 26 октября 1943 года, которое проходило под покровительством властей Германии; содействовал преодолению схизмы Болгарской Церкви (снята в феврале 1945 года). 16 июня 1945 года вместе со своей паствой перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата.

В докладе в Совет по делам РПЦ (конец апреля 1945 года) главы делегации Московской Патриархии, посетившей Болгарскую Церковь, архиепископа Псковского Григория (Чукова), на основе которого была подготовлена докладная записка И. Сталину[6], давалась следующая характеристика Серафиму: «<…> человек аполитичный, безусловно духовный, но очень „узкий“ и политически довольно тупой, пользующийся, однако, большим уважением прихода»[7].

30 октября 1945 года был принят, вместе с 7-ю русскими приходами в Болгарии, в юрисдикцию Московского Патриархата[8].

В 1946 году принял советское гражданство; в конце декабря того же года правительство СССР передало в его ведение бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии.

Принимал участие в Совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в Москве в июле-августе 1948 года[9].

Скончался 26 февраля 1950 года в Софии; погребён в крипте под алтарём Никольского храма.

Вопрос о канонизации

Ещё при жизни считался старцем и прозорливцем. После кончины, по молитвам к нему стали совершаться чудеса. В Болгарской Православной Церкви неоднократно поднимался вопрос о его канонизации. Материалы, подготовленные для канонизации владыки Серафима, находятся на рассмотрении Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации[9].

В феврале 2002 года был канонизирован неканонической Старостильной православной Церковью Болгарии; канонизация была фактически признана руководством РПЦЗ[10].

Труды

  • Новое учение о Софии, Премудрости Божией, магистрская диссертация, София, 1935
  • Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом архиерейского собора, София, 1937
  • Искажение православной истины в русской богословской мысли, 1943
  • «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. — М.: Изд-во Московской Патриархии, Т. II, 364—368.
  • «О новом и старом стиле», 1948
  • Акафист прп. Иоанну Рыльскому
  • «Отступление русского народа от православной веры», Православная Русь, 1978, № 23, 2-4
  • Русская идеология. София 1939 (репринт: Джорданвилл, 1981)

Примечания

  1. БОГУЧАРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
  2. 1 2 «Церковныя Вѣдомости» (Архиерейского Синода, Королевство С. Х. С.). 1 (14) — 15 (28) января 1930, № 1 и 2 (188—189), стр. 2.
  3. О Карловацкой группе». // ЖМП. 1934, № 22: Официальный отдел
  4. А. А. Кострюков. Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева). // «Церковь и время». 2006, № 3 (36), стр. 108.
  5. Архиепископ Серафим (Соболев). Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935.
  6. Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009, Т. 1, стр. 121 примечание № 1).
  7. Цит. по: Григория Архиепископа Псковского и Порховского, возглавлявшего делегацию от Московского Патриархата в Болгарию к Экзарху митрополиту Стефану: Доклад. // Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009, Т. 1, стр. 698—699.
  8. А. А. Кострюков. Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева). // «Церковь и время». 2006, № 3 (36), стр. 111.
  9. ↑ Воронежская Православная Духовная Семинария
  10. А. А. Кострюков. Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева). // «Церковь и время». 2006, № 3 (36), стр. 101.

Библиография

  • Бойкикева, А. Заслуги архиеп. Серафима (Соболева) к св. Болгарской православной церкви и его значение для духовной жизни в Болгарии. — В: Русский свято-Николаевский храм в Софии. С., 1995,
  • Новикова, А. С. Владыка Серафим (Соболев) и болгарская церковная жизнь. — В: Бялата емиграция в България. Материали от научна конференция, София, 23 и 24 септ. 1999 г. С., Гутенберг, 2001, 354—359.
  • Бондарева, Е. А. Историческая судьба России в трудах иерархов Русской православной церкви за рубежом. Митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Анастасий (Грибановский), архиепископ Серафим (Соболев). — В: Бялата емиграция в България. Материали от научна конференция, София, 23 и 24 септември 1999 г. С., Гутенберг, 2001, 328—353.
  • Кьосева, Ц. България и руската емиграция (20-те — 50-те години на ХХ в.). С., 2002.
  • Кригер, M. Всеправославното съвещание от 1948 година за икуменизма. Докладите на Архиепископ Серафим Соболев. С., Зографски манастир, 2005.
  • Кострюков А. А. Архиепископ Серафим (Соболев). Жизнь, служение, идеология. М.: 2011.

Ссылки

  • Светильник веры: к 55-летию со дня кончины архиепископа Серафима (Соболева) (комментарий в свете веры)  (рус.). — Биографический очерк. Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 13 июня 2009.
  • Серафим (Соболев)  (рус.). Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 5 ноября 2008.
  • Воспоминания об архиепископе Серафиме (Соболеве)
  • Архиепископ Богучарский, Софийский чудотворец

Серафим (Соболев).

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31