Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Сицкари

17-10-2023

Сицкари
Современный ареал расселения и численность

 Россия:
 Ярославская область

Язык

русский:
говоры севернорусского наречия

Религия

православие

Входит в

русские

Сицкари́ — группа русского населения в нижнем течении реки Сить (левый приток Волги), от которой они получили своё название.

Содержание

Происхождение и история

Сицкари относятся к субэтническим группам русских смешанного происхождения, то есть образованным в результате колонизации русскими новых земель и ассимиляции ими автохтонных племён, в процессе чего в разной степени изменяется антропологический облик, складываются своеобразные черты культуры и языковые особенности[1]. Формирование сицкарей происходило в результате слияния местного финно-угорского населения и славян, двигавшихся двумя потоками на восток из Новгорода и на север из ростово-суздальских земель. Так как оканье сицкарей — владимиро-ростовское, а не севернорусское, то можно предполагать, что ростово-суздальские переселенцы численно преобладали над новгородскими. После Столбовского мира со Швецией в 1617 году часть карел, переселявшихся в Тверские земли, осталась в Сицком крае. В XVII веке сюда переселилась часть русского населения из центра (из Москвы — ткачи-«хамовники»), а позднее, в XIX веке, — снова карелы из Тверской и Новгородской губерний, впоследствии обрусевшие [2]. Существуют предположения о наличии у сицкарей белорусского и даже литовского этнического компонентов.[3] Численность сицкарей на начало XIX века оценивалась примерно в 500 человек (Сить-Покровская волость Мологского уезда Ярославской губернии), к середине XIX века она достигла 2150 человек, а к началу ХХ века возвратилась к уровню вековой давности. Уменьшение численности группы связано с постепенным исчезновением языковых и культурных особенностей, отличавших сицкарей, и частичная ассимиляция их соседним русским населением. Ещё в начале века в «Очерках Мологского уезда», опубликованных в 1902 году, С. А. Мусин-Пушкин выражал сожаление о том, что говор и быт сицкарей начинает исчезать.[4]

Особенности

Несмотря на общерусское самосознание, сицкари отличали себя от окружающего русского населения, которое они называли хомунами (происхождение этого слова не ясно). В языковом отношении сицкари выделялись некоторыми особенностями. Замена Д на ДЗ (дзеревня вместо деревня), замена Ц на Т (Сцепан вместо Степан), неразличение Ц и Ч. Выделялись среди остального русского населения сицкари и антропологически — меньшим ростом и более светлой пигментацией глаз и волос.

Наряду с земледелием и животноводством сицкари активно занимались лесными промыслами: гнали дёготь, выжигали древесный уголь, изготавливали лопаты, колоды, деревянную посуду и другие изделия, строили судоходные барки. Судостроение отразилось в застройке крестьянской усадьбы — кроме избы, житницы, сенного сарая, овина, двора с хлевом у каждого сицкаря была особая постройка — щепник — для хранения оставшихся от строительства барок остатков досок, бруса и пр. После снижения спроса на деревянные суда первостепенное значение приобрело плотницкое ремесло (сицкари всегда славились высоким уровнем плотницкого искусства), связанное с отходом в города и сельские поселения Верхнего Поволжья. Известны постройкой деревянных церквей. Сицкари не занимались пчеловодством и не знали гончарного ремесла. По причине развитости деревообрабатывающих промыслов от соседних русских сицкари получили прозвище «кокора сицкая».

Особенностями их поселений были свободная планировка, а также отсутствие бань. До начала ХХ века возводились дома с глухими поветями и въездами на них. В материальной культуре сицкарей сохранялись некоторые архаические элементы. Так, деревянные изделия отличались массивностью, грубоватостью, отсутствием декора. Плетёные изделия и мебель обладали чертами сходства с предметами кокшаров (жителей Тарногского района Вологодской области).[5]

Современное положение

Несмотря на то, что потомки сицкарей уже ничем не отличаются от других русских, в последнее время намечается определённый интерес к прошлому, активизировалось движение по изучению местной культуры. Так, в начале 2000-х годов краеведами Брейтовского района Ярославской области предпринято издание газеты «Ситский край».[6]

Источники

  1. [1]
  2. Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая/ Этнографические очерки И. В. Власова, Москва, 2001
  3. Институт этнологии и антропологии РАН: Этнографические группы русского народа
  4. Мусин-Пушкин С. А. Очерки Мологского уезда. — Ярославль, 1902.
  5. Гречухин В. А. По реке Сить. — М.: Искусство, 1980. — C. 75-131.
  6. «Ситский край» знакомит жителей Брейтовского района с историей. Ярославская государственная телевизионная и радиовещательная компания

Ссылки

  • Русские: этнографическая характеристика
  • «Анфас-Профиль» еженедельная городская газета г. Рыбинск. Экспедиция в страну сицкарей
  • Народы России. Русские: Центрально-промышленный регион: этноисторическая характеристика
  • Сицкари идут дорогой, хомуны — по сторонам

Литература

  • Преображенский А. Волость Покрово-Сицкая Ярославской губернии Моложского уезда. Этнографический сборник. Вып. 1. — СПб., 1853. С. 61-124.
  • Зеленин Д. К. Великорусские говоры. СПб., 1913


Сицкари.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31