Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Стржижевский, Владимир Иванович

04-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Владимир Иванович Стржижевский
Прозвище

Стриж

Дата рождения

26 декабря 1894({{padleft:1894|4|0}}-{{padleft:12|2|0}}-{{padleft:26|2|0}})

Место рождения

Могилёв, Российская империя

Дата смерти

22 августа 1940({{padleft:1940|4|0}}-{{padleft:8|2|0}}-{{padleft:22|2|0}}) (45 лет)

Место смерти

Белград, Королевство Югославия

Принадлежность

Российская империя Российская империя
Югославия Югославия

Род войск

Российский императорский ВВФ (1914—1917)
РККВФ (1918)
Добровольческая армия (1918—1920)
Королевские ВВС Югославии (с 1920)

Годы службы

19141920

Звание

Капитан

Часть

16-й корпусный авиаотряд, 9-й истребительный авиаотряд, 10-й истребительный авиаотряд

Командовал

1-я Воронежская авиагруппа ВВС СССР (1918)

Сражения/войны
Награды и премии

Иностранные награды:

В отставке

Гражданский пилот

Владимир Иванович Стржижевскийроссийский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой войны, сбивший восемь вражеских самолётов. После Октябрьской революции, Стржижевский был назначен командиром 1-й Воронежской авиагруппы Военно-воздушных сил СССР. С 1919 года участник белого движения. За всё военное время совершил около 200 боевых вылетов. В 1920 бежал в Югославию, где служил в Королевских ВВС и занимался созданием гражданской авиации.

Биография

Владимир Стржижевский родился в дворянской православной семье 26 декабря 1894 года[1] в Могилёве[2], Могилёвская губерния. Окончил Санкт-Петербургский политехнический институт имени Петра Великого по специальности инженер-электромеханик в 1914 году.

После начала Первой мировой войны Владимир 14 октября 1914 года записывается добровольцем, и 18 октября его направляют для прохождения теоретических курсов авиации им. В. В. Захарова при Санкт-Петербургском политехе. После завершения обучения 2 января 1915 года Стржижевский был направлен в военную авиационную школу в Гатчине для получения практического обучения[3]. По некоторым источникам после окончания авиационной подготовки Стржижевский 29 июля 1915 окончил еще и лётное училище в Севастополе, после чего получил звание «военный лётчик».

Первая мировая война

10 августа 1915 года Владимир был направлен в 16-й корпусный авиационный отряд, в расположение которого Стржижевский прибыл 5 сентября. 14 сентября он получил звание унтер-офицера. К январю 1916 года Стржижевский совершил 43 боевых вылета, имел около 66 часов налёта, был награждён Георгиевским крестом всех четырёх степеней[2] и за лётное мастерство (и, не исключено, что благодаря созвучной фамилии) получил прозвище «Стриж». 10 февраля за боевые заслуги Стржижевский был произведён в прапорщики[3].

9 марта 1916 года во время патрулирования двигатель самолёта Стржижевского заглох, в результате чего он был вынуждён совершить жёсткую посадку. Машина была списана, а сам Владимир получил серьёзные травмы правой ноги и лица. По неизвестным причинам Стржижевский был госпитализирован только 24 июня, когда его для лечения отправили в Одессу.

24 августа 1916 года Владимир Стржижевский был направлен в 9-й истребительный авиаотряд. В знак уважения к его проблемам со здоровьем, первым назначением Владимира на новом месте было развернуть и запустить фотолабораторию. В результате Стржижевский не летал до декабря 1916 года. В течение следующих трёх месяцев, с улучшением здоровья, он медленно увеличивал нагрузку и количество миссий[3].

Когда в начале 1917 года австро-венгерские и германские войска прорвали румынский фронт, 9-й истребительный авиаотряд был передислоцирован в Сэучешти (жудец Бакэу в регионе Молдова, Румыния). Во время вылетов с нового аэродрома, находящегося всего в 13 километрах от линии фронта, Стржижевский одержал свои первые (подтверждённые) победы, за что был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. 18 июля 1917 года в бою с группой вражеских самолётов (при участии австро-венгерского аса Августина Новака (англ. Augustin Novák)) прапорщик Стржижевский был ранен в ногу, но несмотря на ранение смог благополучно посадить свой самолёт на аэродром. Прапорщик Стржижевский был снова отправлен в госпиталь[2]. Хотя командиром авиаотряда, Иваном Лойко, Владимир никогда не был рекомендован для награды, он получил от Королевства Румынии Орден Короны 4-й степени с мечами[3].

Осенью Стржижевский вернулся в часть, за октябрь он совершил всего четыре боевых вылета, после чего был переведён в 10-й истребительный авиаотряд. 11 ноября 1917 года Стржижевский был произведён в подпоручики[2].

Гражданская война

После событий Октябрьской революции, Стржижевский был переведён в Военно-воздушные силы СССР и назначен командиром 1-й Воронежской авиагруппы. Однако 4 ноября 1918 года он дезертировал, совершив перелёт к белоказакам Добровольческой армии. Во время службы в составе Вооружённых сил Юга России, Стржижевский получил звание капитана 21 июля 1920 года.

Югославия

В ноябре 1920 года Владимир Стржижевский покинул Россию. Через Крым Владимир добрался до Королевства Югославии, где вступил в Королевские ВВС с сохранением звания[2].

В Югославии Владимир Стржижевский принимал участие в создании гражданской авиации, работал пилотом на линиях воздушных сообщений. Владимир Стржижевский погиб 22 августа 1940 года в Белгороде[2].

Список воздушных побед

В исторических источниках количество подтверждённых побед Владимира Стржижевского варьируется от 5 до 8. Ниже представлен компилированный вариант, где неподтверждённые победы указаны без порядкового номера.

Дата Тип самолёта Противник
09.11.1915 Morane-Saulnier L (№ MS496) Воздушный шар[en]
20.02.1916[2] Morane-Saulnier (№ MS507) Самолёт
1 17.03.1917[1][2][3] Nieuport 21 (№ N1719) Самолёт
2 11.04.1917[1][3][4] SPAD S.VII (№ 1446) Двухместный Биплан-разведчик LVG (C-класса)
16.04.1917[1] SPAD S.VII (№ 1446) Hansa-Brandenburg D.I
3 17.04.1917[1][2][3][4] Nieuport 17 (№ 1448) Самолёт
4 23.04.1917[1][3][4] Nieuport 17 (№ 1448) LVG C-класса
11.05.1917[1] Nieuport 17 (№ 1448) Самолёт
5 17.05.1917[1][3][4] SPAD S.VII (№ 1446) Hansa-Brandenburg D.I
6 17.06.1917[1][4] SPAD S.VII (№ 1446) Fokker E.I-IV
7 18.06.1917[1][2][3][4] Nieuport 17 (№ 1448) Hansa-Brandenburg C.I (№ 67.54)
8 18.07.1917[1][2][4] Nieuport 17 (№ 1448) Hansa-Brandenburg C.I (№ 67.52)

Награды

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Franks at al, 1997, pp. 214—215
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Kulikov, 2013, pp. 79—81
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Durkota at al, 1995, pp. 122—126
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Durkota at al, 1995, p. 478
  5. Согласно данному списку, награждение было 29 октября 1917 года.

Литература

  • Alan Durkota, Thomas Darcey, Victor Kulikov The Imperial Russian Air Service: Famous Pilots & Aircraft of World War One. — Flying Machines Press, 1995. — 545 p. — ISBN 0963711024.
  • Norman Franks Nieuport Aces of World War I. — Osprey Publishing, 2000. — Vol. 33. — 96 p. — (Osprey Aviation Series). — ISBN 1855329611.
  • Norman Franks, Russell Guest, Gregory Alegi Above the war Fronts: the British two-seater bomber pilot and observer aces, the British two-seater fighter observer aces, and the Belgian, Italian, Austro-Hungarian and Russian fighter aces, 1914—1918. — Grub Street, 1997. — Vol. 4. — 218 p. — (Fighting Airmen of WWI Series). — ISBN 1898697566.
  • Victor Kulikov Russian Aces of World War I. — Osprey Publishing, 2013. — 96 p. — (Aircraft of the Aces). — ISBN 1780960611.

Ссылки

  • Владимир Иванович Стржижевский (рус.). Уголок Неба (большая авиационная энциклопедия). Проверено 11 мая 2014.

Стржижевский, Владимир Иванович.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31