04-08-2023
Владимир Иванович Стржижевский | |||||||||||
Прозвище |
Стриж |
||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | |||||||||||
Место рождения | |||||||||||
Дата смерти |
22 августа 1940 (45 лет) |
||||||||||
Место смерти | |||||||||||
Принадлежность | |||||||||||
Род войск |
Российский императорский ВВФ (1914—1917) |
||||||||||
Годы службы | |||||||||||
Звание | |||||||||||
Часть |
16-й корпусный авиаотряд, 9-й истребительный авиаотряд, 10-й истребительный авиаотряд |
||||||||||
Командовал |
1-я Воронежская авиагруппа ВВС СССР (1918) |
||||||||||
Сражения/войны | |||||||||||
Награды и премии |
Иностранные награды: |
||||||||||
В отставке |
Гражданский пилот |
Владимир Иванович Стржижевский — российский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой войны, сбивший восемь вражеских самолётов. После Октябрьской революции, Стржижевский был назначен командиром 1-й Воронежской авиагруппы Военно-воздушных сил СССР. С 1919 года участник белого движения. За всё военное время совершил около 200 боевых вылетов. В 1920 бежал в Югославию, где служил в Королевских ВВС и занимался созданием гражданской авиации.
Владимир Стржижевский родился в дворянской православной семье 26 декабря 1894 года[1] в Могилёве[2], Могилёвская губерния. Окончил Санкт-Петербургский политехнический институт имени Петра Великого по специальности инженер-электромеханик в 1914 году.
После начала Первой мировой войны Владимир 14 октября 1914 года записывается добровольцем, и 18 октября его направляют для прохождения теоретических курсов авиации им. В. В. Захарова при Санкт-Петербургском политехе. После завершения обучения 2 января 1915 года Стржижевский был направлен в военную авиационную школу в Гатчине для получения практического обучения[3]. По некоторым источникам после окончания авиационной подготовки Стржижевский 29 июля 1915 окончил еще и лётное училище в Севастополе, после чего получил звание «военный лётчик».
10 августа 1915 года Владимир был направлен в 16-й корпусный авиационный отряд, в расположение которого Стржижевский прибыл 5 сентября. 14 сентября он получил звание унтер-офицера. К январю 1916 года Стржижевский совершил 43 боевых вылета, имел около 66 часов налёта, был награждён Георгиевским крестом всех четырёх степеней[2] и за лётное мастерство (и, не исключено, что благодаря созвучной фамилии) получил прозвище «Стриж». 10 февраля за боевые заслуги Стржижевский был произведён в прапорщики[3].
9 марта 1916 года во время патрулирования двигатель самолёта Стржижевского заглох, в результате чего он был вынуждён совершить жёсткую посадку. Машина была списана, а сам Владимир получил серьёзные травмы правой ноги и лица. По неизвестным причинам Стржижевский был госпитализирован только 24 июня, когда его для лечения отправили в Одессу.
24 августа 1916 года Владимир Стржижевский был направлен в 9-й истребительный авиаотряд. В знак уважения к его проблемам со здоровьем, первым назначением Владимира на новом месте было развернуть и запустить фотолабораторию. В результате Стржижевский не летал до декабря 1916 года. В течение следующих трёх месяцев, с улучшением здоровья, он медленно увеличивал нагрузку и количество миссий[3].
Когда в начале 1917 года австро-венгерские и германские войска прорвали румынский фронт, 9-й истребительный авиаотряд был передислоцирован в Сэучешти (жудец Бакэу в регионе Молдова, Румыния). Во время вылетов с нового аэродрома, находящегося всего в 13 километрах от линии фронта, Стржижевский одержал свои первые (подтверждённые) победы, за что был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. 18 июля 1917 года в бою с группой вражеских самолётов (при участии австро-венгерского аса Августина Новака (англ. Augustin Novák)) прапорщик Стржижевский был ранен в ногу, но несмотря на ранение смог благополучно посадить свой самолёт на аэродром. Прапорщик Стржижевский был снова отправлен в госпиталь[2]. Хотя командиром авиаотряда, Иваном Лойко, Владимир никогда не был рекомендован для награды, он получил от Королевства Румынии Орден Короны 4-й степени с мечами[3].
Осенью Стржижевский вернулся в часть, за октябрь он совершил всего четыре боевых вылета, после чего был переведён в 10-й истребительный авиаотряд. 11 ноября 1917 года Стржижевский был произведён в подпоручики[2].
После событий Октябрьской революции, Стржижевский был переведён в Военно-воздушные силы СССР и назначен командиром 1-й Воронежской авиагруппы. Однако 4 ноября 1918 года он дезертировал, совершив перелёт к белоказакам Добровольческой армии. Во время службы в составе Вооружённых сил Юга России, Стржижевский получил звание капитана 21 июля 1920 года.
В ноябре 1920 года Владимир Стржижевский покинул Россию. Через Крым Владимир добрался до Королевства Югославии, где вступил в Королевские ВВС с сохранением звания[2].
В Югославии Владимир Стржижевский принимал участие в создании гражданской авиации, работал пилотом на линиях воздушных сообщений. Владимир Стржижевский погиб 22 августа 1940 года в Белгороде[2].
В исторических источниках количество подтверждённых побед Владимира Стржижевского варьируется от 5 до 8. Ниже представлен компилированный вариант, где неподтверждённые победы указаны без порядкового номера.
№ | Дата | Тип самолёта | Противник |
---|---|---|---|
09.11.1915 | Morane-Saulnier L (№ MS496) | Воздушный шар[en] | |
20.02.1916[2] | Morane-Saulnier (№ MS507) | Самолёт | |
1 | 17.03.1917[1][2][3] | Nieuport 21 (№ N1719) | Самолёт |
2 | 11.04.1917[1][3][4] | SPAD S.VII (№ 1446) | Двухместный Биплан-разведчик LVG (C-класса) |
16.04.1917[1] | SPAD S.VII (№ 1446) | Hansa-Brandenburg D.I | |
3 | 17.04.1917[1][2][3][4] | Nieuport 17 (№ 1448) | Самолёт |
4 | 23.04.1917[1][3][4] | Nieuport 17 (№ 1448) | LVG C-класса |
11.05.1917[1] | Nieuport 17 (№ 1448) | Самолёт | |
5 | 17.05.1917[1][3][4] | SPAD S.VII (№ 1446) | Hansa-Brandenburg D.I |
6 | 17.06.1917[1][4] | SPAD S.VII (№ 1446) | Fokker E.I-IV |
7 | 18.06.1917[1][2][3][4] | Nieuport 17 (№ 1448) | Hansa-Brandenburg C.I (№ 67.54) |
8 | 18.07.1917[1][2][4] | Nieuport 17 (№ 1448) | Hansa-Brandenburg C.I (№ 67.52) |
Стржижевский, Владимир Иванович.