Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Струма (судно)

30-04-2023

«Струма»
SS Struma англ. 
Памятник погибшим в Ашдоде
Основная информация
Тип Пассажирское судно
Спущено на воду 1867
Выведено из состава флота 24.02.1942
Современный статус пропало без вести, вероятно затонуло в результате попадания торпеды
Параметры
Технические данные

«Стру́ма» — болгарское судно, на котором в декабре 1941 года еврейские беженцы пытались эвакуироваться в Палестину, находившуюся в то время под британским управлением. 24 февраля 1942 года судно, возможно, было потоплено действовавшей в Чёрном море советской подводной лодкой Щ-213 или подорвалось на мине. 768 пассажиров судна (из них 103 — дети) за исключением одного, погибли.

Содержание

Констанца — Стамбул

«Струма», спущенная на воду в 1867[1][2] и в 1942 ходившая под панамским флагом, была зафрахтована организацией румынских евреев, чтобы с согласия румынского правительства перевозить евреев в качестве нелегальных иммигрантов в Палестину. Уплаченная сумма была непропорционально большой по сравнению с ужасным состоянием судна[1][3]. После отплытия 12 декабря 1941 из румынского порта Констанца то и дело ломались двигатели. Спустя несколько дней «Струма» достигла Стамбула.

Переговоры о разрешении на прибытие «Струмы» в Палестину

На протяжении десяти недель турецкое и британское правительства вели тайные переговоры о судьбе пассажиров, которых британцы не хотели впускать в Палестину, а турецкие власти не пускали на берег, чтобы те не остались в Турции. Поначалу британский посол в Стамбуле Хью Начбулл-Хьюджессен 20 декабря направил в Форин-офис предложение «не перекладывать ответственность на турецкое правительство и позволить беженцам продолжить свой путь в направлении Дарданелл и далее — в Палестину, где они, несмотря на свой нелегальный статус, могли бы получить гуманное обращение». Но Гарольд Макмайкл, Верховный комиссар Палестины, и Уолтер Гиннесс, министр по делам Ближнего Востока с канцелярией в Каире, были категорически против. Запрещая пассажирам «Струмы» въезд в Палестину, они ссылались на множество формальных причин, в том числе на то, что«беженцы со „Струмы“ не являются „обладателями востребованных профессий“ и потому будут „непродуктивным элементом населения“», и на необходимость «предотвратить проникновение нацистских агентов под прикрытием беженцев».[3][2].

Согласно Р. Горчакову, реальному положению дел эти доводы не соответствовали: «Во-первых, беженцы не крали рабочие места, а создавали их: в военное время безработица в Палестине полностью исчезла именно благодаря непрерывно вступавшим в строй предприятиям. Они выпускали аккумуляторы и карбид, стекло и цемент, комплекты обмундирования и оружейную смазку. Все до единой мины, установленные англичанами против наступающих танков Роммеля, были изготовлены в Палестине — и сделали их отнюдь не арабы. Немало беглецов из нацистского ада нашли свои „рабочие места“ в рядах сражающихся войск антигитлеровской коалиции …», а агентов нацистов англичанам скорее стоило искать среди арабских сторонников муфтия Хадж Амин аль-Хуссейни, итогом бесед которого с Гитлером стало формирование мусульманских формирований в составе вермахта, и среди тех «свыше 60 % местного арабского населения», кто «с нетерпением» ждал «поражения Британской империи».[3]

При этом, несмотря на все усилия, английским спецслужбам не удалось обнаружить хотя бы одного случая «проникновения нацистских агентов под прикрытием беженцев» среди евреев[2][4]. Кроме того, по некоторым данным, с 1941 остались неиспользованными тысячи сертификатов на въезд в Палестину[5][6].

Санитарные условия и ситуация со снабжением на переполненном корабле становились всё хуже. Для 20 пассажиров в порядке исключения удалось достигнуть договорённостей, и в феврале 1942 на борту оставались 769 пассажиров. Во время переговоров о продолжении путешествия хотя бы для детей в возрасте от 11 до 16 лет[7] турецкие власти распорядились отбуксировать корабль в открытое море.

Гибель судна

Несмотря на продолжавшиеся несколько недель работы по починке двигателя, он всё никак не заводился. На следующий день после буксировки, 24 февраля 1942, «Струма» погибла в результате взрыва.

В 10.45 24 февраля 1942 «Щ-213» (командир — старший лейтенант Д. М. Денежко) выпустила одиночную торпеду по «крупному транспорту под болгарским флагом», после чего наблюдался взрыв и погружение цели. Несмотря на нестыковку целого ряда деталей, можно предположить, что в результате этой атаки на дно отправился болгарский речной пароход «Струма»[1][8].

Однако нельзя исключить того, что произошел промах. По данным германского историка Ю. Ровера, «Струма» находилась без хода в 9 милях севернее пролива Босфор (по турецким данным, в 4-6 милях), а по донесению Д. М. Денежко «транспорт» шел с 3-узловой скоростью. Если командир ошибся, и цель в действительности была неподвижна, тогда торпеда неминуемо прошла мимо. Д. М. Денежко наблюдал над атакуемым судном болгарский флаг, в то время как «Струма» шла в тот момент под панамским. По данным источников, точка гибели 41°26' с.ш. / 29°10' в.д. Глубина в этом месте около 90 метров. В 2000 году Грег Бакстон организовал подводную экспедицию по поискам судна. В точке с указанными координатами остов «Струмы» водолазы не обнаружили. Поэтому нельзя исключить возможность гибели «Струмы» не от торпеды, а на плавающих минах. Причем подорваться и затонуть она могла в точке, отстоящей от указанных координат на 5-10 миль.

Из всех пассажиров спасти удалось лишь одного — 19-летнего Давида Столяра, выжившего на одном из обломков до прибытия спасателей[1][3].

Последующие события

Внешние изображения
«Разыскивается за убийство:
Sir Harold McMichael»
Мемориал «Струма» в Холоне

После гибели «Струмы» подпольная еврейская организация «ЛЕХИ» выпустила постер «Разыскивается за убийство» с именем Макмайкла.[2][9] В 1944 году «ЛЕХИ» организовала покушение на МакМайкла, сам он не пострадал, но его жена была ранена.

Организацией «ЛЕХИ» был выслежен и 6 ноября 1944 по дороге с работы домой убит Уолтер Гиннесс (барон Мойн). Убийство вызвало проведение специальной военной операции против «Иргуна» и «ЛЕХИ»[10].

В начале 2000-х на месте, где затонула «Струма», турецкие водолазы обнаружили останки корабля, идентичность которого, однако, не могла быть точно установлена. 3 сентября 2001 на месте катастрофы в море была проведена церемония памяти погибших с участием родственников пассажиров «Струмы», представителей еврейских общин Турции и послов Великобритании, Израиля и дипломатов США[11].

В израильских городах Ашдод и Холон установлены монументы памяти погибшим.

Ссылки

  • The Struma Project
  • Struma: A Romanian Tragedy — Incomplete list of victims «Румынская трагедия — неполный список жертв»

Литература

  • D.Frantz und C.Collins: Death on the Black Sea: The Untold Story of the Struma and World War II’s Holocaust at Sea, ISBN 0-06-093685-1 или 0066212626
  • Последний пассажир «Струмы», Тара Бургхарт, 11.09.2003
  • Михаил Кожемякин. Трагедия у устья Босфора 24.02.1942, или была ли роковая ошибка Щ-213? ГИБЕЛЬ БОЛГАРСКОГО CУДНА «СТРУМА» С 768 ЕВРЕЙСКИМИ БЕЖЕНЦАМИ НА БОРТУ.
  • The Sinking of the Struma (February 1942)
  • A DOOMED JOURNEY, by Sarah-Honig, January 17, 1992 The Jerusalem Post
  • Struma: A Romanian Tragedy — Incomplete list of victims
  • Database of Struma victims
  • Greg Mossfeldt — In Search of The Struma
  • The Struma  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • www.struma.org
  • Story of Struma’s sole survivor

См. также

Примечания

  1. ↑ Владимир Лазарис. КТО ПОТОПИЛ «СТРУМУ»
  2. ↑ The Struma & The unmitigated policy of the British against Jewish refugees fleeing Hitler’s war against them. Source: «From Time Immemorial» by Joan Peters, 1984
  3. ↑ Ростислав Горчаков. Возвращение в море
  4. Shertok to Macpherson, February 13, 1942. PRO CO 733/446/76021/42/55. Cited in Wasserstein, Britain, p. 147.
  5. Struma — Definition. Zionism and Israel — Encyclopedic Dictionary
  6. Arab Revolt (in Palestine). The British Response
  7. Впоследствии МакМайкл был обвинен в том, что не передал турецким властям информацию о разрешении на въезд в Палестину 31 детям со «Струмы» в возрасте от 11 до 16 лет, и переведен в Малайзию
    (THE STRUMA TRAGEDY IN ITS 50TH ANNIVERSARY, Published in The Turkish Times Feb, 1992).
  8. Атака «Щ-213» 24-го февраля 1942 года
  9. Wanted: Sir Harold McMichael
  10. М. Гольд. Одержимые избранностью.
  11. The Struma Project. The Ceremony|

Струма (судно).

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31