Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

HMS Dreadnought (1906)

10-09-2023

«Дредноут»
HMS Dreadnought
линкор «Дредноут»
Основная информация
Тип линейный корабль
Государство флага Великобритания
Порт приписки Кромарти
Верфь Portsmouth Dockyard, Портсмут , Англия
Заказан к постройке 22 февраля 1905
Строительство начато 2 октября 1905
Спущен на воду 10 февраля 1906
Введён в эксплуатацию 3 октября 1906
Выведен из состава флота август 1918 - выведен в резерв
Современный статус снят с вооружения, утилизирован
Параметры
Водоизмещение 18 120 т нормальное
20 730 т полное
Длина 160,74 м наибольшая длина
Ширина 25,01 м по миделю
Осадка 9,03 м нормальная
9,50 м предельная
Бронирование главный пояс: 179—279 мм
рубка: 279 мм
палуба: 35—76 мм
башни: 305—279—76 мм
барбеты башен: 279—203—102 мм
Технические данные
Силовая установка 18 паровых котлов «Бабкок и Уилкокс»
4 турбины системы Парсонса
Мощность 23 000 л.с. расчётная на валах
26 350 л.с. испытания на полном ходу
Винты 4
Скорость 21,6 узла максимальная
Дальность плавания 6620 миль на 10 узлах
Экипаж 685—692 человека (1905)
732 человека (1909)
810 человек (1916)
Вооружение
Артиллерийское вооружение 5×2 305-мм/45 Mark X
28× 76-мм противоминных на лафете
1× 76-мм десантная
5 пулемётов
Торпедно-минное вооружение 5 456-мм ТА
23 торпеды

HMS Dreadnought (Корабль Его Величества «Дредноут», от англ. dreadnought — «неустрашимый») — британский линкор, шестой корабль, носивший это имя, родоначальник нового класса этих кораблей, названных в его честь и свершивший революцию в военно-морском деле. «Дредноут» стал первым кораблём, при постройке которого был реализован так называемый принцип «all-big-gun» («только большие пушки»).

Содержание

Конструкция

Водоизмещение нормальное 18 120 т, полное 21 845 т, длина наибольшая 160,7 м, ширина 25 м, осадка 9,4 м.

Силовая установка

4 турбины Парсонса, 18 паровых котлов «Бабкок и Вилкокс» . Запас топлива — 2900 т угля и 1120 т нефти. Мощность четырёх паровых турбин 24 700 л. с., скорость 22,4 узла.

Бронирование

Броня (крупповская): пояс 280—179 мм, верхний пояс 203—102 мм, барбеты 280—102 мм, башни 305—76 мм, рубка 280 мм, палубы 78 мм (мидель).

Вооружение

Схема размещения орудий ГК

десять 305-мм орудий Mark X, двадцать восемь 76-мм пушек, 5 торпедных аппаратов.

История создания

Русско-японская война выдвинула новые требования для линейных кораблей. Дальнейшее улучшение броненосцев было бесперспективно, необходимо было создание нового типа корабля.

В Великобритании для выработки тактико-технических требований к новому кораблю была создана специальная комиссия под началом морского лорда Джона Фишера. Комиссия сделала следующие выводы:

  1. должны быть введены конструктивные улучшения корпуса, в первую очередь улучшена противоторпедная защита,
  2. бронированная площадь надводного борта должна быть максимально большой, так как небронированная будет поражаться фугасными снарядами[1],
  3. скорость корабля должна быть повышена, необходима замена поршневой паровой машины на турбинную,
  4. необходимо иметь как можно больше орудий крупного калибра. При введении на корабле системы централизованного управления стрельбой артиллерии главного калибра с единого поста главного артиллерийского офицера корабля применима только однокалиберная артиллерия,
  5. количество малокалиберных скорострельных пушек должно быть увеличено, причём они должны быть распределены по всему кораблю, так как атака миноносцев будет скорее всего иметь место в конце боя, когда многие из них будут повреждены или выведены из строя,
  6. наличие тарана нецелесообразно,
  7. на мачтах должны находиться оборудованные и защищённые пункты наблюдения,
  8. дерево и другие подобные горючие вещества должны быть исключены из конструкции.

После бурных обсуждений проекта в британском Адмиралтействе 2 октября в Портсмуте состоялась закладка «Дредноута», и после года работы, в которую была вовлечена практически вся мощь английского судостроения, корабль был спущен на воду.

Новый корабль по боевым характеристикам значительно превосходил любой броненосец любой другой страны. После успешных ходовых испытаний стало ясно, что на смену броненосцам идёт новый тип кораблей — дредноуты.

К началу Первой мировой войны «Дредноут» уже считался устаревшим военным кораблём — на смену «дредноутам» пришли «сверхдредноуты». Первыми «сверхдредноутами» были линейные корабли типа «Орион».

Служба в строю флота

1907—1912 — флагман Флота метрополии.

К началу Первой мировой войны — флагманский корабль Четвёртой линейной эскадры, базировавшейся в Скапа-Флоу (с 1910 г. в строй стали входить «супердредноуты», сделав корабль устаревающим).

Единственную победу «Дредноут» одержал 18 марта 1915 года, возвращаясь вместе с эскадрой линкоров на базу. Получив с линкора «Мальборо» сообщение о находящейся в зоне видимости подводной лодке, он протаранил её. Впоследствии выяснилось, что это была немецкая U-29, которой командовал знаменитый немецкий подводный ас, капитан-лейтенант Отто Веддиген. За эту победу капитан «Дредноута», позволивший себе выкатиться из кильваторного строя, получил с флагманского корабля высшее одобрение, которое только может получить капитан HMS на английском флоте: «Хорошо сделано».

1916—1918 — «Дредноут» — флагманский корабль Третьей линейной эскадры, охранявшей устье Темзы.

1918 — вновь в составе Гранд флита, ненадолго во главе Четвёртой линейной эскадры.

C 1919 г. в резерве, в 1921 г. продан на слом, в 1923 г. разобран.

Критика проекта

Одним из важных конструкционно-компоновочных недостатков было расположение контрольно-дальномерного поста на фок-мачте, установленной сразу за передней трубой. При полном ходу наблюдалось задымление поста, что приводило к снижению его боевой эффективности. Также, когда двигатели работали на полную мощность, дым раскалял трубчатую конструкцию мачты до такой степени, что по трапу, находящемуся внутри неё и ведущему из трюма на марс, было просто невозможно перемещаться.

Кроме того, из-за спешки при строительстве было решено отказаться от использования трех-орудийных башен и взять готовые двух-орудийные башни эскадренных броненосцев.

Существует мнение, что «Дредноут» своим появлением сделал устаревшими все броненосцы. Однако, как единичный экземпляр, он не мог претендовать на исключительную боевую ценность. Ценной могла стать только эскадра таких кораблей, так что ведущие страны оказались втянуты в дредноутную гонку, ставшую тяжёлым испытанием для бюджетов всех стран без исключения.

Вышеприведённое мнение нельзя считать единственным, так как по мощи огневого залпа один дредноут был равен целой эскадре броненосцев времён русско-японской войны. Учитывая преимущества централизованного управления огнём на одном корабле в сравнении с трудностями управления огнём эскадры — преимущество даже одного дредноута было неоспоримым. Другое дело, что Великобритании, как обширной морской империи, была необходима эскадра дредноутов для того, чтобы быть одинаково сильной как в метрополии, так и в колониях.

На этом корабле была также внедрена кильватерная блокировка заваливания при массированной стрельбе с одного борта — несколько металлических пластин, выдвигающихся из водонепроницаемых слотов, — что позволило существенно увеличить мощность залпа главных орудий.[источник не указан 509 дней]

См. также

Ссылки и примечания

  1. Целость надводного борта рассматривалась академиком Крыловым как основной фактор, определяющий непотопляемость корабля:Крылов А.Н.:-Воспоминания.1963 г.

Литература

  • С. А. Балакин. ВМС Великобритании 1914—1918 гг. — Москва: Моделист-конструктор, 1995. — 32 с. — (Морская коллекция № 4 / 1995). — 8000 экз.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. — London: Conway Maritime Press, 1986. — ISBN 0-85177-245-5
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VI. Огневая мощь и скорость.. — СПб.: Галея-Принт, 2007. — ISBN 978-5-8172-0112-3


HMS Dreadnought (1906).

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31