22-09-2023
Powerslave | ||||
студийный альбом Iron Maiden | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска |
3 сентября 1984 |
|||
Записан |
Compass Point Studios, Нассау (Багамы) |
|||
Жанр |
хэви-метал |
|||
Длительность |
50:26 |
|||
Продюсер | ||||
Страна | ||||
Лейбл | ||||
Профессиональные рецензии | ||||
|
||||
Хронология Iron Maiden | ||||
|
||||
Синглы из Powerslave | ||||
|
Powerslave — пятый студийный альбом британской хеви-метал-группы Iron Maiden, выпущен 3 сентября 1984 года компанией EMI в Европе и её дочерним отделением Capitol Records в США.
В оформлении обложки диска и в заглавной песне используется египетская тематика. Пластинка включает в себя песню «The Rime of the Ancient Mariner», которая в студийном варианте длится 13 минут 38 секунд и таким образом является самой длинной композицией группы. В альбом также вошёл последний на нынешнее время инструментальный трек «Losfer Words (Big 'Orra)».
Powerslave стал первым альбомом группы, в записи которой принял тот же состав участников, что и при записи предыдущего альбома. (Брюс Дикинсон — вокал, Стив Харрис — бас-гитара, Дэйв Мюррей — гитара, Адриан Смит — гитара, Нико Макбрэйн — ударные).
Выход альбома сопровождался изданием синглов «2 Minutes to Midnight» и «Aces High».
Содержание |
В начале 1984 года после непродолжительного рождественского отпуска Iron Maiden собрались в отеле Chalet Hotel на острове Гернси с целью разработать канву нового альбома. Около четырёх-шести недель музыканты продумывали варианты возможных песен прежде чем, приступили к работе над записью.[1]. Как признавался позже Стив Харрис, «мы совершенно не представляем себе, что мы будем писать — и так перед каждым новым альбомом. Нет ни каких-то не вошедших в прошлый альбом песен, ни заготовленных заранее фрагментов. Всё, что мы напишем, будет абсолютно свежим материалом, и написан он будет в этот отведённый период времени, потому что мы никогда не сочиняем на гастролях»[2]. В арендованной студии музыканты работали по определённой системе: каждый из участников группы приносил свои идеи, а затем дорабатывал их в связке с кем-то. Адриан Смит чаще всего работал с Брюсом Дикинсоном, который писал тексты к его песням, или с Дэйвом Мюрреем, который писал гармонии и некоторые гитарные партии. Стив Харрис предпочитал работать в одиночку и показывал имеющийся материал, когда тот был готов на 90 %[2].
Репетиции и запись, как и при работе над альбомом Piece of Mind, проходили в студии Compass Point Studios в Нассау (Багамские острова) и заняли около трёх месяцев [1]. После окончания записи участники группы получили двухнедельный отпуск для восстановления сил перед проведением концертного тура в поддержку альбома World Slavery Tour.
№ | Название | Автор | Длительность | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | «Aces High» | Стив Харрис | 4:32 | ||||||
2. | «2 Minutes to Midnight» | Брюс Дикинсон, Адриан Смит | 6:04 | ||||||
3. | «Losfer Words (Big 'Orra)» | Стив Харрис | 4:15 | ||||||
4. | «Flash of the Blade» | Брюс Дикинсон | 4:02 | ||||||
5. | «The Duellists» | Стив Харрис | 6:06 | ||||||
6. | «Back in the Village» | Брюс Дикинсон, Адриан Смит | 5:00 | ||||||
7. | «Powerslave» | Брюс Дикинсон | 7:07 | ||||||
8. | «Rime of the Ancient Mariner» | Стив Харрис | 13:40 | ||||||
50:57 |
бонус-диск (переиздание 1995 года) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Длительность | ||||||
1. | «Rainbow's Gold» (кавер-версия песни группы Beckett) | Терри Слессер, Кенни Маунтейн | 4:57 | ||||||
2. | «Mission From 'Arry» | Стив Харрис, Нико Макбрэйн | 6:42 | ||||||
3. | «King of Twilight» (кавер-версия песни группы Nektar) | Nektar | 4:53 | ||||||
4. | «The Number of the Beast» (live) | Стив Харрис | 4:57 |
В 1998 году последовало ещё одно переиздание альбома, которое содержало мультимедиа-секцию с клипами на песни «Aces High» и «2 Minutes to Midnight». На этом издании песни «Back in the Village» и «Powerslave» были разделены отличным от оригинального способом: вступление к «Powerslave» было присоединено к концовке «Back in the Village».
Композиция «Aces High» продолжает военную тематику песен «Invaders» и «The Trooper». В основе текста — взгляд пилота британской авиации на события битвы за Британию — крупнейшего авиационного сражения Второй мировой войны. Во время концертов, а также в клипе к песне используется фрагмент речи Уинстона Черчилля «We shall fight them on the beaches». В строчке «then comes the sound of the guns sending flak» есть небольшая неточность: Flak — это немецкое зенитное орудие, и британские лётчики-истребители, сражаясь над своей территорией, не могли подвергаться обстрелу из него, в отличие от пилотов бомбардировочной авиации, воевавших в небе Франции и Германии. В песне также используются несколько жаргонных слов, относящихся к авиации: «scramble» (аварийный взлёт), «bandits» (вражеские самолёты). а также ориентация в пространстве по часовым указаниям, когда выражение «12 часов» используется для обозначения носа самолета, а «6 часов» — хвоста [3]. Сингл «Aces High» достиг 20 позиции в британских чартах синглов[4].
«2 Minutes to Midnight» — ещё одна песня о войне и политике, о манипулировании людьми и угрозе ядерной войны. Сам заголовок песни относится к часам судного дня (англ. Doomsday Clock) — одному из самых общеизвестных символов ядерного века, показывающему, как близко человечество находится к началу ядерной войны. Часы достигли 2 минут до полуночи в 1953 году, когда СССР и США с разницей в девять месяцев испытали свои термоядерные бомбы. Сингл «2 Minutes to Midnight» поднялся до 11-ой позиции в британском хит-параде[4].
«Losfer Words (Big 'Orra)» — четвёртая по счёту и последняя на текущий момент (2010 год) инструментальная композиция Iron Maiden. Название песни во многом несёт сленговый оттенок: «Losfer Words» значит «lost for words» («утраченный для слов; нечего сказать»), а «Big 'Orra» — фонетическое произношение «horror» в лондонском кокни-акценте. «Losfer Words? Да, понимайте название буквально, — признавался спустя время Брюс Дикинсон. — У нас больше не было текстов, и мы буквально расшиблись в попытках найти тему, которая подходила бы к музыке. Кто-то в итоге сказал: „А нужны ли вообще слова?“ И я подумал: „Нет, не нужны. Всё отлично так, как оно есть“»[2].
«Flash of the Blade» — песня, навеянная любовью Дикинсона к фехтованию. Она также звучит в фильме «Необъяснимые явления» (1985). «The Duellists» — ещё одна «фехтовальная» песня, навеянная одноимённым фильмом Ридли Скотта.
Композиция «Back in the Village» основана на сюжете английского сериала 1960-х годов «The Prisoner» с Патриком МакГуэном (англ. Patric McGoohan) в главной роли. В свое время этот сериал стал культовым. В фильме британский секретный агент (предположительно — бывший пилот времён Второй мировой войны) оставляет свою службу. За это тайные властители мира его похищают и держат в месте, называемом The Village (деревня), где людям вместо имен присвоены номера. Он — № 6. Чем меньше номер, тем выше ступень в иерархии (так же этот сериал упоминается в песне «The Prisoner», из сериала взят диалог № 6 и № 2).
«Powerslave» — центральная композиция для всего альбома. Песня повествует о смерти египетского фараона. Он размышляет об утрате своей власти после смерти. У него нет угрызений совести по поводу его кроваво-деспотичного правления. Он даже позволяет себе иронизировать, предлагая наследнику крови и красного вина, в надежде, что тот продолжит его диктаторский режим. Также термин «Раб власти» Дикинсон примерял и на самих Maiden. В то время, на пике их популярности, они попали в порочный круг: выход альбома — гастрольный тур — выход нового альбома. Дикинсон написал эту песню, имея ввиду эту сложившуюся ситуацию и подразумевая группу как «рабов власти тура».
13-минутная песня «Rime of the Ancient Mariner» основана на одноименной «Поэме о старом моряке» Самюэля Тейлора Кольриджа и как и само литературное произведение может читаться на нескольких смысловых уровнях. К тому же — это самая длинная песня группы, она длится более 13 минут. Текст песни является кратким изложением поэмы, а два фрагмента из неё цитируются в качестве куплетов. Сам Стив Харрис так вспоминал процесс её создания: «Я не знаю, откуда взялась эта идея на самом деле! Большая часть этой вещи была написана мною на Багамах, где происходила запись альбома. Первоначальная идея пришла мне в Джерси, но полностью доработана песня была уже в Compass Point Studios. Смешно то, что никто не мог подумать, что она окажется длиною в тринадцать минут. Мы так были погружены в работу, и так были охвачены ею, что нам казалось, что песня будет длиною в восемь, максимум девять минут. Когда наш продюсер Мартин Бирч измерил её, мы в один голос воскликнули: „Ну ни черта себе! Тринадцать минут?“ И всё равно, когда мы играем её на концертах, нет такого чувства, что это целые тринадцать минут»[2].
Обложка альбома Powerslave, разработанная постоянным оформителем группы Дереком Риггсом, среди прочих древнеегипетских элементов содержит некоторые иероглифы, которые относятся к нашему времени[5]:
Как и на каждой обложке Iron Maiden, автором которой выступал Риггс, на обложке Powerslave присутствует логотип художника: здесь он находится у входа в пирамиду, между лапами Эдди[6]
Этим альбомом Iron Maiden в очередной раз доказали, что хэви-метал способен развиваться не только в сторону ускорения звучания или оформления под радиоформат, но и в сторону усложнения композиций, как в лирическом, так и музыкальном плане.[7]
Журнал Classic Rock, утверждая, что «кое-кто до сих пор считает Powerslave лучшим альбомом Maiden»[8] приводит трек-лист альбома как неоспоримый аргумент в пользу этого суждения. Как «настоятельно рекомендуемую классику Maiden» охарактеризовал альбом и All Music Guide[7].
Powerslave продолжил и закрепил успех предыдущей работы Iron Maiden. В британском чарте он поднялся до 2-ой позиции[4], а также вошёл в Топ 30 в самых разных странах мира: #5 (Швеция)[9], #11 (Новая Зеландия)[10], #15 (Австрия)[11], #21 (США)[12].
№ | Страна | Сертификация | Число продаж |
---|---|---|---|
1 | Канада | 2× платиновый [13] | 200 000+ |
2 | Великобритания | Золотой [14] | 100 000+ |
3 | США | Платиновый [15] | 1 000 000+ |
4 | Германия | Золотой [16] | — |
Iron Maiden | |
---|---|
Брюс Дикинсон · Стив Харрис · Дэйв Мюррей · Адриан Смит · Яник Герс · Нико Макбрэйн Пол Ди’Анно · Блэйз Бэйли · Клайв Барр · Дуг Сэмпсон · Дэннис Стрэттон · Пол Дэй · Дэннис Уилкок · Тэрри Рэнс · Боб Сойер · Дэйв Салливан · Терри Уопрэм · Пол Кэрнс · Пол Тодд · Тони Парсонс · Ронн Мэттьюз · Барри Грэм · Тони Мур |
|
Студийные альбомы | Iron Maiden · Killers · The Number of the Beast · Piece of Mind · Powerslave · Somewhere in Time · Seventh Son of a Seventh Son · No Prayer for the Dying · Fear of the Dark · The X Factor · Virtual XI · Brave New World · Dance of Death · A Matter of Life and Death · The Final Frontier |
Синглы | Running Free · Sanctuary · Women in Uniform · Twilight Zone · Purgatory · Run to the Hills · The Number of the Beast · Flight of Icarus · The Trooper · 2 Minutes to Midnight · Aces High · Running Free (live) · Run to the Hills (live '85) · Wasted Years · Stranger in a Strange Land · Can I Play with Madness · The Evil That Men Do · The Clairvoyant · Infinite Dreams · Holy Smoke · Bring Your Daughter… To The Slaughter · Be Quick Or Be Dead · From Here To Eternity · Wasting Love · Fear Of The Dark (live) · Hallowed Be Thy Name (live) · Man on the Edge · Lord of The Flies · Virus · The Angel & The Gambler · Futureal · The Wicker Man · Out of the Silent Planet · Wildest Dreams · Rainmaker · The Reincarnation of Benjamin Breeg · Different World · El Dorado |
Концертные альбомы | Live After Death · A Real Live One · A Real Dead One · A Real Live Dead One · Live at Donington · Maiden England · Rock in Rio · Death on the Road · En Vivo! |
EP | The Soundhouse Tapes · Live!! +one · Maiden Japan · No More Lies |
Сборники | Best of the Beast · Ed Hunter · Edward the Great · Eddie’s Archive · Best of the B’Sides · The Essential Iron Maiden · Somewhere Back in Time · From Fear to Eternity |
Другое | Дискография · Эдди · Мартин Бёрч |