Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Архитектура Омска

13-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Архитектура Омска представлена преимущественно многоэтажными зданиями советской постройки и частным сектором.

Историческая застройка

Благоустройство исторической части Омска находится на уровне ниже необходимого[1].

Предполагается[кем?] расширить культурно-исторический комплекс «Омская крепость» за счёт перехода бывшей территории ТЭЦ-1 в муниципальную собственность и разместить в здании военной поликлиники музей «Искусство Омска»[2].

Здания-памятники культуры федерального значения

  1. Тобольские ворота Омской крепости (1791—1794)
  2. Здание гауптвахты (1781-1783)
  3. Здание военного собрания (1861, 1908)
  4. Здание коммерческого училища (1915-1916)
  5. Здание лютеранской кирхи (1791)
  6. Сибирский кадетский корпус (1826, 1879-1882)
  7. Казачий Никольский собор (1833-1840)
  8. Управление Омской железной дорогой (1914—1917)

Современная застройка

В Омске более тысячи домов первых массовых серий, в том числе 170 домов серии 1-335 ПК — их доля в объёме жилого фонда Омска — самая высокая в России. Часть из них ремонтируется с усилением несущих конструкций. Омск выделяется на фоне других городов по накопленному опыту и методам капитального ремонта «хрущёвок»[3]. Начиная с 2010 года усиление хрущёвок ведётся по новой технологии, без захода строителей в квартиры. Это позволяет тратить на один дом три недели, а не два месяца, как раньше. Работы ведутся в Центральном и Октябрьском округах, а затем будут вестись в Советском. После реконструкции дом может прослужить ещё 35-40 лет. Помимо усиления каркаса проводится утепление стен и обшивка современными фасадными материалами[4].

Износ жилого фонда превышает 50 %[5].

Почти половину территории города занимает частный сектор (Старый Кировск, Порт-Артур, Московка, улицы Северные, Линии)[6]. По программе регенерации кварталов часть из них (преимущественно в центре города) сносится и застраивается современным жильём или бизнес-центрами[3].

Как и в других крупных городах России, в Омске остро стоит проблема нехватки мест для парковки. Многие возводимые торгово-развлекательные комплексы не соответствуют нормативам по количеству машиномест на площадь комплекса. Не меньшие сложности в жилых массивах — с ростом числа автомобилей строительство гаражей во дворах становится невозможным (на 200-квартирный дом может приходиться до 400 автомобилей). Подземные парковки в Омске, где уровень грунтовых вод очень высок — очень дороги, так как требуют использования дорогих автоматизированных систем контроля грунтовых вод. Тем не менее, в мэрии рассматривается идея подземных парковок с детскими игровыми площадками на крышах. Такие парковки можно размещать во дворах. Наземные пандусные парковки в городе присутствуют, всего их 30 разной этажности, однако это число крайне невелико для миллионника[7].

30 % гаражных комплексов находится в Кировском административном округе, 20 % — в Советском, а меньше всего их в Октябрьском — около 9 %[7].

Первый подземный переход в Омске, который находиться на площади Ленина, был построен в 1972 году[8].

Развитие инфраструктуры города для бизнеса признано журналом «Forbes» лучшим по стране[9].

Старый генеральный план, разработанный в 1970 году, был выполнен процентов на десять. Новый разработан в 2007 году (до 2025—2030 годов)[3].

В городе действует десять фонтанов, которые начинают работать в мае. Самый старший из них — около ОмГУПСа — фонтан «Изобилие», открытый ещё в 1956 году. С 2007 по 2009 годы было открыто шесть новых фонтанов: в 3-м (2 шт.), 5-м, 6-м микрорайонах на Левом берегу, в сквере у администрации Ленинского округа и на Московке-2, где была оформлена окружная выставка зелёного строительства, цветоводства и садоводства «Флора»[3].

Проекты развития

Предполагается, что территория омского «садового кольца» (территория между набережной Тухачевского, улицами Партизанской, Герцена и Фрунзе) будет застраиваться зданиями в 10-12 этажей, а 20-30 этажные здания будут выноситься за её пределы и образуют своеобразный амфитеатр в центре города, подчёркивая памятники истории и культуры. В результате должна получиться эффектная панорама, просматриваемая с левого берега Иртыша. Проект, разработанный ТПИ «Омскгражданпроект», предусматривает искусственное ограничение берегов реки и смыв острова между метромостом и Ленинградским мостом[1].

В ближайшее время планируется продолжить реконструкцию Омской крепости, восстановить Иртышские и Омские ворота, элементы земляного вала. Увеличение числа культурных и досуговых объектов в центре города обострит проблему транспортных развязок и автомобильных парковок. Предполагается строительство подземных парковок и продолжение Иртышской набережной до речного вокзала[1].

Планируется, что значительная часть проекта будет реализована к 2016 году — к 300-летию Омска[1]. Среди мероприятий 300-летия города обозначены открытие метрополитена, аэропорта Омск-Фёдоровка, модернизация жилья, реконструкция Омской крепости и реставрация других объектов культурного наследия, ремонт дорог, строительство новых спортивных сооружений, парка имени 300-летия Омска, Красногорского гидроузла. Общая сумма финансовых средств, предусмотренных планом на подготовку и проведение празднования основания Омска, составляет 91 млрд 271 млн рублей, из них 10 % — бюджет города, 37 % — региональный бюджет, 34 % — федеральный бюджет и 19 % — внебюджетные средства[10].

История архитектуры

XVIII век

Тарские ворота (реконструкция)

Омск был основан в 1716 году как русская крепость на южных рубежах Сибири. В 1722 году был составлен первый план крепости. Пятигранная деревянная крепость и прилегающий к ней со стороны Иртыша посад располагались на левом высоком берегу речки Оми при её впадении в Иртыш. Наплавной мост через Омь соединял левый берег с поселением на правом берегу этой речки. Никольские ворота крепости вели к реке Оми, Спасские открывали дорогу на посад, Знаменские — на Томск. На площади внутри крепости стояла церковь Сергия Радонежского . На левом берегу сформировалась Луговская слобода, на левом — Губина и Курганная слободы. В 1762 году на противоположном берегу Иртыша была построена «Елизаветинская защита». В 1730-е годы Омская крепость была связана ответвлением из пяти ямских станций с Сибирским трактом[11].

В конце 1760-х годов на правом берегу Оми была построена новая крепость из кирпича (строительного леса поблизости не было). Крепость имела деревянные ворота: Омские со стороны Омской слободы, Тарские на севере, Иртышские и Тобольские у Иртыша. Первым каменным строением был Воскресенский собор, построенный в 1773 году[12].

XIX век

Никольский казачий собор

В 1770-х годах появился первый регулярный план будущего Омска. Город, ставший в 1804 году уездным, застраивался медленно. Важным событием для Омска стало придание ему в 1825 году статуса административного центра Западной Сибири, а также перенос Сибирского тракта в Омск[13].

В 1829 году, после череды пожаров, был принят план, разработанный петербургским архитектором В. Гесте. В центре стали появляться дома построенные по «образцовым» проектам и правилам 1809 года. В 1829 году для казахов была построена мечеть. В 1840 году по проекту столичного архитектора В. Стасова возведён Никольский казачий собор. К середине XIX века город насчитывал 1592 дома, 80 % мужчин были военнослужащими. В это же время появилось уличное освещение. В 1851 году создана Любина роща. В 1862 году по проекту архитектора Ф. Вагнера был построен новый дворец генерал-губернатора, расположившийся к Казачьей площади[14].

В третьей четверти XIX века из-за высокой стоимости камня гражданские постройки оставались деревянными, из кирпича строились только казённые здания. В 1860 году в городе, протянувшемуся вдоль Иртыша на пять вёрст, насчитывалось 2073 дома, 17 улиц, 6 площадей. В конце XIX века Омск оставался городом военнослужащих (а также отставных) и чиновников. В 1894 году в Омск пришла железная дорога, способствовавшая быстрому развитию города. В началу XX века всего насчитывалось 3600 домов, из которых только 81 был каменным[15].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 Александр Беляев «Каким будет омское садовое кольцо?» // «Домашняя газета», № 22 (065), 9 июня 2010 года
  2. «Домашняя газета» № 22 (065), 9 июня 2010 года
  3. 1 2 3 4 Отчёт о работе администрации города Омска в 2005—2009 годах
  4. Владимир Безметный «Ремонт хрущёвок с гарантией» // «Домашняя газета» " 22 (065), 9 июня 2010 года
  5. Мэр Омска Виктор Шрейдер: «хрущевки» 335-й серии — угроза обрушений или спасение?
  6. По данным ДубльГис-Омск.
  7. ↑ Автомобили все заполонили // «Недвижимость». — 2007. — № 49 (641).
  8. переход на площади Ленина, который построили ещё 40 лет назад.
  9. Галина Белаш «„Forbes“ включил Омск в десятку лучших городов для бизнеса» // «Домашняя газета» № 22 (065), 9 июня 2010 года
  10. В Омск приезжает чиновник из минэкономразвития (рус.). Информационный портал Omsk300.ru (17 марта 2010 года).
  11. Кочедамов, 1960, pp. 3—11
  12. Кочедамов, 1960, pp. 12—15
  13. Кочедамов, 1960, pp. 18—22
  14. Кочедамов, 1960, pp. 22—32
  15. Кочедамов, 1960, pp. 33—35, 42

Литература

  • Омск. Как рос и строился город. — И.: Омское книжное издательство, 1960. — 112 с.

Ссылки

Генеральный план Омска

Архитектура Омска.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31