13-10-2023
Архитектура Омска представлена преимущественно многоэтажными зданиями советской постройки и частным сектором.
Благоустройство исторической части Омска находится на уровне ниже необходимого[1].
Предполагается[кем?] расширить культурно-исторический комплекс «Омская крепость» за счёт перехода бывшей территории ТЭЦ-1 в муниципальную собственность и разместить в здании военной поликлиники музей «Искусство Омска»[2].
В Омске более тысячи домов первых массовых серий, в том числе 170 домов серии 1-335 ПК — их доля в объёме жилого фонда Омска — самая высокая в России. Часть из них ремонтируется с усилением несущих конструкций. Омск выделяется на фоне других городов по накопленному опыту и методам капитального ремонта «хрущёвок»[3]. Начиная с 2010 года усиление хрущёвок ведётся по новой технологии, без захода строителей в квартиры. Это позволяет тратить на один дом три недели, а не два месяца, как раньше. Работы ведутся в Центральном и Октябрьском округах, а затем будут вестись в Советском. После реконструкции дом может прослужить ещё 35-40 лет. Помимо усиления каркаса проводится утепление стен и обшивка современными фасадными материалами[4].
Износ жилого фонда превышает 50 %[5].
Почти половину территории города занимает частный сектор (Старый Кировск, Порт-Артур, Московка, улицы Северные, Линии)[6]. По программе регенерации кварталов часть из них (преимущественно в центре города) сносится и застраивается современным жильём или бизнес-центрами[3].
Как и в других крупных городах России, в Омске остро стоит проблема нехватки мест для парковки. Многие возводимые торгово-развлекательные комплексы не соответствуют нормативам по количеству машиномест на площадь комплекса. Не меньшие сложности в жилых массивах — с ростом числа автомобилей строительство гаражей во дворах становится невозможным (на 200-квартирный дом может приходиться до 400 автомобилей). Подземные парковки в Омске, где уровень грунтовых вод очень высок — очень дороги, так как требуют использования дорогих автоматизированных систем контроля грунтовых вод. Тем не менее, в мэрии рассматривается идея подземных парковок с детскими игровыми площадками на крышах. Такие парковки можно размещать во дворах. Наземные пандусные парковки в городе присутствуют, всего их 30 разной этажности, однако это число крайне невелико для миллионника[7].
30 % гаражных комплексов находится в Кировском административном округе, 20 % — в Советском, а меньше всего их в Октябрьском — около 9 %[7].
Первый подземный переход в Омске, который находиться на площади Ленина, был построен в 1972 году[8].
Развитие инфраструктуры города для бизнеса признано журналом «Forbes» лучшим по стране[9].
Старый генеральный план, разработанный в 1970 году, был выполнен процентов на десять. Новый разработан в 2007 году (до 2025—2030 годов)[3].
В городе действует десять фонтанов, которые начинают работать в мае. Самый старший из них — около ОмГУПСа — фонтан «Изобилие», открытый ещё в 1956 году. С 2007 по 2009 годы было открыто шесть новых фонтанов: в 3-м (2 шт.), 5-м, 6-м микрорайонах на Левом берегу, в сквере у администрации Ленинского округа и на Московке-2, где была оформлена окружная выставка зелёного строительства, цветоводства и садоводства «Флора»[3].
Предполагается, что территория омского «садового кольца» (территория между набережной Тухачевского, улицами Партизанской, Герцена и Фрунзе) будет застраиваться зданиями в 10-12 этажей, а 20-30 этажные здания будут выноситься за её пределы и образуют своеобразный амфитеатр в центре города, подчёркивая памятники истории и культуры. В результате должна получиться эффектная панорама, просматриваемая с левого берега Иртыша. Проект, разработанный ТПИ «Омскгражданпроект», предусматривает искусственное ограничение берегов реки и смыв острова между метромостом и Ленинградским мостом[1].
В ближайшее время планируется продолжить реконструкцию Омской крепости, восстановить Иртышские и Омские ворота, элементы земляного вала. Увеличение числа культурных и досуговых объектов в центре города обострит проблему транспортных развязок и автомобильных парковок. Предполагается строительство подземных парковок и продолжение Иртышской набережной до речного вокзала[1].
Планируется, что значительная часть проекта будет реализована к 2016 году — к 300-летию Омска[1]. Среди мероприятий 300-летия города обозначены открытие метрополитена, аэропорта Омск-Фёдоровка, модернизация жилья, реконструкция Омской крепости и реставрация других объектов культурного наследия, ремонт дорог, строительство новых спортивных сооружений, парка имени 300-летия Омска, Красногорского гидроузла. Общая сумма финансовых средств, предусмотренных планом на подготовку и проведение празднования основания Омска, составляет 91 млрд 271 млн рублей, из них 10 % — бюджет города, 37 % — региональный бюджет, 34 % — федеральный бюджет и 19 % — внебюджетные средства[10].
Омск был основан в 1716 году как русская крепость на южных рубежах Сибири. В 1722 году был составлен первый план крепости. Пятигранная деревянная крепость и прилегающий к ней со стороны Иртыша посад располагались на левом высоком берегу речки Оми при её впадении в Иртыш. Наплавной мост через Омь соединял левый берег с поселением на правом берегу этой речки. Никольские ворота крепости вели к реке Оми, Спасские открывали дорогу на посад, Знаменские — на Томск. На площади внутри крепости стояла церковь Сергия Радонежского . На левом берегу сформировалась Луговская слобода, на левом — Губина и Курганная слободы. В 1762 году на противоположном берегу Иртыша была построена «Елизаветинская защита». В 1730-е годы Омская крепость была связана ответвлением из пяти ямских станций с Сибирским трактом[11].
В конце 1760-х годов на правом берегу Оми была построена новая крепость из кирпича (строительного леса поблизости не было). Крепость имела деревянные ворота: Омские со стороны Омской слободы, Тарские на севере, Иртышские и Тобольские у Иртыша. Первым каменным строением был Воскресенский собор, построенный в 1773 году[12].
В 1770-х годах появился первый регулярный план будущего Омска. Город, ставший в 1804 году уездным, застраивался медленно. Важным событием для Омска стало придание ему в 1825 году статуса административного центра Западной Сибири, а также перенос Сибирского тракта в Омск[13].
В 1829 году, после череды пожаров, был принят план, разработанный петербургским архитектором В. Гесте. В центре стали появляться дома построенные по «образцовым» проектам и правилам 1809 года. В 1829 году для казахов была построена мечеть. В 1840 году по проекту столичного архитектора В. Стасова возведён Никольский казачий собор. К середине XIX века город насчитывал 1592 дома, 80 % мужчин были военнослужащими. В это же время появилось уличное освещение. В 1851 году создана Любина роща. В 1862 году по проекту архитектора Ф. Вагнера был построен новый дворец генерал-губернатора, расположившийся к Казачьей площади[14].
В третьей четверти XIX века из-за высокой стоимости камня гражданские постройки оставались деревянными, из кирпича строились только казённые здания. В 1860 году в городе, протянувшемуся вдоль Иртыша на пять вёрст, насчитывалось 2073 дома, 17 улиц, 6 площадей. В конце XIX века Омск оставался городом военнослужащих (а также отставных) и чиновников. В 1894 году в Омск пришла железная дорога, способствовавшая быстрому развитию города. В началу XX века всего насчитывалось 3600 домов, из которых только 81 был каменным[15].
Генеральный план Омска
Архитектура Омска.