05-06-2023
Серге́й Ю́льевич Ви́тте (17 (29) июня 1849, Тифлис — 28 февраля (13 марта) 1915, Петроград) — российский государственный деятель. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—1906), председатель Совета министров (1905—1906). Член Государственного совета (с 1903). Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник (1899).
Содержание |
Происходит из балтийских немцев. Его отец Христоф-Генрих-Георг-Юлиус Витте (нем. Julius Witte) был членом немецко-балтийского рыцарства Плескау (ныне Псков), в молодости изучал в Пруссии сельское хозяйство и горное дело. Вследствие брака перешел из лютеранства в православиеи стал Юлием Фёдоровичем. В первой половине 40-х годов XIX века был направлен в Саратовскую губернию, где управлял сельскохозяйственной фермой в 80 верстах от Саратова. Там же Ю. Ф. Витте познакомился со своей будущей женой Екатериной Андреевной Фадеевой — дочерью Саратовского губернатора А. М. Фадеева. В 1844 г. состоялось их бракосочетание. Мать С. Витте, Екатерина Андреевна Фадеева, происходила из русского княжеского рода Долгоруковых.
Первые 16 лет жизни С. Витте прошли в Тифлисе, где он учился в Тифлисской гимназии, затем в Кишинёве, где он продолжил обучение в 1-й Кишинёвской русской гимназии и где им был получен гимназический аттестат.
В 1866 году он (вместе с братом) поступил в только что открывшийся Новороссийский университет (в Одессе) на физико-математический факультет. После смерти отца и остальные члены семьи перебрались в Одессу. В 1870 году Витте окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получив степень кандидата физико-математических наук.
По окончании университета, кандидат математики Витте намеревался остаться на кафедре высшей математики для продолжения научных занятий, но, подумав, отказался от такой перспективы. Его мать и дядя выступили против намерения стать профессором: «Это не дворянское дело. Дворянское дело — служить государю и отечеству»
. Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более интересному и денежному железнодорожному делу. Министр путей сообщения граф А. П. Бобринский, знавший его отца, предложил Сергею работу в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог.
Так с 1 мая 1870 года Витте стал работать в управлении Одесской железной дороги. Ему положили жалованье 2400 руб. в год, что превышало заработную плату университетского профессора (около 2000 руб. в год). В течении полугода Витте стажировался на различных должностях службы эксплуатации. В «Воспоминаниях» Витте писал: «Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролёра и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение».
Во второй половине 1870-х годов Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Он сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведении которого была и Одесская железная дорога.
Карьера 26-летнего Витте чуть было не оборвалась, когда в конце 1875 года недалеко от Одессы произошла Тилигульская катастрофа — крушение поезда со множеством жертв. Начальник дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырём месяцам тюрьмы. Однако пока тянулось расследование, Витте, оставаясь на службе, сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий русско-турецкой войны. Этим он обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича, по велению которого тюрьма для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой (где Витте только ночевал, поскольку работал в составе «Особой высшей комиссии для исследования железнодорожного дела в России» графа Баранова)[2].
Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.
В 1879 году Витте переехал на жительство в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог (в состав которого, помимо Одесской, входило ещё четыре дороги — Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская).
В это же время Витте становится одним из участников Барановской комиссии, созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России» и разрабатывает проект устава русских железных дорог.
В феврале 1880 года Витте был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог и переехал на жительство в Киев. Председателем правления Общества был И. С. Блиох — варшавский банкир, автор цитируемых по сей день научных трудов по экономическим, политическим и железнодорожным вопросам. Правой рукой Блиоха был профессор И. А. Вышнеградский, будущий министр финансов России, который был на протяжении 15 лет непосредственным начальником С. Ю. Витте.
Вскоре после переезда в Петербург Витте женился на Н. А. Спиридоновой (урождённой Иваненко), дочери черниговского предводителя дворянства. С будущей женой Витте познакомился ещё в Одессе. Она была формально замужем и он сам хлопотал о разводе. Венчание состоялось во Владимирской церкви[3].
В 1883 году опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов. Помимо основной темы, Витте затронул во втором издании этой работы политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».
В 1886 году занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).
В этот период познакомился с императором Александром III. По легенде, С. Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С. Витте после крушения царского поезда в 1888.
10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Перейдя по просьбе царя Александра III на государственную службу, значительно потерял в годовом жаловании — с 40 тыс. руб. в год оплата на госслужбе упала до 8 тыс. руб. в год. Поэтому по решению Александра III получал из личных средств императора доплату к жалованью — ещё 8 тыс. руб. (всего 16 тыс. руб.) с целью частично компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу. Работая на государственной службе, начал проводить политику скупки казной многочисленных тогда частных российских железных дорог. Причиной стало его понимание эффективности работы железных дорог России в едином государственном комплексе.
Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.
В 1889 опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.
В 1890 умерла жена Витте.
В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С. Витте и Д. И. Менделеева. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.
В феврале-августе 1892 года — министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.
В 1892 году женился на Матильде Ивановне (Исааковне) Лисаневич, удочерив её ребёнка (своих детей у Витте не было). Женитьбе предшествовал скандал, так как Витте начал встречаться с Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить С. Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке (Лисаневич, в девичестве Нурок, была еврейкой, принявшей православие) тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые тёплые отношения Витте с высшим светом ещё более ухудшились.
В конце 1892 С. Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.
Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С.Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.
Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.
Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.
В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной.
В 1894 году получает звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.[4]
С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.
В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб.
С 1896 — статс-секретарь.
Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.
В 1899 году количество золота в обороте составило 451,40 млн рублей. Количество бумажных денег упало до уровня 661,80 млн. Количество золота в обороте по сравнению с 1898 годом увеличилось в три раза, а по сравнению с 1897 — в 12,5 раз. За 1900 год количество золота в обороте увеличилось ещё в 1,42 раза. Затем этот рост стабилизировался. В целом, за четыре года количество золота в обороте увеличилось почти в 18 раз. Количество же бумажной наличности уменьшилось в 2,175 раз.
Выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. В 1897 заявил, что «в России теперь происходит то же, что случилось в своё время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». Выход, по его мнению, для дворянства один — обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства.
При активном участии С.Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).
В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.
В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.
Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.
Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С.Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского поземельного банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.
Впоследствии С.Витте неоднократно подчёркивал, что П. А. Столыпин «обокрал» его, использовав его идеи.
C 1899 — действительный тайный советник.
В 1899 C. Витте принял участие в деле по осуждению Саввы Мамонтова. С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.
В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 года не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров. Директор Департамента полиции А. А. Лопухин в своих мемуарах писал, что после отставки Витте предлагал ему организовать покушение на царя[5].
С 1903 года — член Госсовета, назначался к присутствию на 1906—1915.
С 1903 года — член комитета финансов, с 1911 по 1915 год — его Председатель.
В 1904 году заключил Российско-Германский торговый договор.
В конце 1904 года Витте пребывал на почётной, но номинальной должности председателя Комитета министров. В январе 1905 года в Петербурге вспыхнула рабочая забастовка, а 7 января стало известно, что рабочие под руководством священника Георгия Гапона собираются идти в воскресенье к Зимнему дворцу с Петицией о рабочих нуждах. 8 января в редакции газеты «Наши дни» («Сын отечества») собрались представители общественности[6]. Для собравшихся было ясно, что столкновение рабочих с правительственными войсками неизбежно приведёт к большому кровопролитию. По предложению Максима Горького было решено отправить депутацию к министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому и председателю Комитета министров Витте с целью убедить их воздействовать на царя, чтобы предотвратить возможное кровопролитие[7]. В состав депутации были избраны Максим Горький, А. В. Пешехонов, Н. Ф. Анненский, И. В. Гессен, В. А. Мякотин, В. И. Семевский, К. К. Арсеньев, Е. И. Кедрин, Н. И. Кареев и рабочий Д. В. Кузин[6]. Вечером депутация отправилась к Святополк-Мирскому, но тот был на приёме у императора, и депутаты его не застали. Тогда депутация отправилась к Витте. Витте принял депутатов, выслушал их просьбу, но заявил, что помочь ничем не может. Витте долго объяснял, что он сейчас не у дел, что он не имеет рычагов власти, что он в немилости у императора и вообще всё это дело «не его ведомства»[6]. На прощанье Витте предложил им обратиться к Святополк-Мирскому и связался с ним по телефону. Но тот ответил, что ему всё известно и во встрече с депутатами нет необходимости[7]. Витте развёл руками. Депутаты заявили, что Витте приводит формальные доводы и уклоняется, и ушли с пустыми руками[8]. Впоследствии многие высказывали сомнение в искренности Витте[9]. Известный чиновник И. И. Колышко, хорошо знавший Витте, писал, что тому ничего не стоило явиться к императору с экстренным докладом, объяснить ему серьёзность положения и убедить принять меры для предотвращения кровопролития. Но он этого не сделал[10]. В либеральных газетах писали, что Витте «умыл руки».
Летом 1905 года направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения ему было пожаловано достоинство графа. Так как в результате Японии перешла половина Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».
В октябре 1905 года представил царю записку о необходимости политических реформ.
В. И. Ленин писал о Витте[11]:
Царю одинаково нужны и Витте, и Трепов: Витте, чтобы подманивать одних; Трепов, чтобы удерживать других; Витте — для обещаний, Трепов для дела; Витте для буржуазии, Трепов для пролетариата… Витте истекает в потоках слов. Трепов истекает в потоках крови.
Руководил подавлением революции 1905 г., организовывал «экзекуционные поезда». В архивах сохранилось его письмо, посланное министру внутренних дел Дурново 11 марта 1906[12].
…Для вящего устрашения лиц, стремящихся посеять смуту, Совет министров признал полезным ныне же сформировать на главнейших узловых станциях особые экзекуционные поезда с воинскими отрядами, которые в случае надобности могли бы своевременно быть отправлены на линию для водворения порядка…. Подписал: граф Витте
По его инициативе был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу.
С октября 1905 года по апрель 1906 года — Председатель реформированного Совета министров.
В 1906 году провёл переговоры с Францией о получении займа.
Находясь в зарубежных странах, особое внимание уделял общественному мнению и освещению в печати России и действий её правительства, о чём писал в своих «Воспоминаниях» (гл. 27).
Был отправлен в отставку 22 апреля 1906 года; интриговал, даже пытался использовать Григория Распутина, чтобы вернуться к власти. Последняя его опала длилась вплоть до смерти.
Умер 28 февраля 1915 года в Петрограде от менингита. Вынос тела и отпевание состоялись 2 марта; богослужение в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры возглавил епископ Гдовский Вениамин (Казанский) в сослужении настоятеля Казанского собора протоиерея Ф. Орнатского и иных; присутствовали Председатель Совета министров И. Л. Горемыкин и ряд министров[13]. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Согласно воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, император Николай II, с которым посол беседовал 3 марта, согласился с тем, что «большой очаг интриг погас вместе с ним» (слова из телеграммы Палеолога своему правительству о смерти Витте) и добавил: «Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий»[14].
В половине 1900-х — начале 1910-х работал над воспоминаниями, носящими сугубо личный, без использования документов, характер. Об их существовании русская печать сообщила вскоре после его кончины, в марте 1915 года. Попытки полиции и русского посольства в Париже найти и изъять мемуары оказались безуспешными (обыски были произведены в его особняке на Каменноостровском проспекте и в его заграничной вилле в Биаррице)[15]. Рукопись мемуаров хранилась в одном из парижских банков на имя его жены и незадолго до его смерти была переправлена в Байонну на имя другого лица; затем попала в руки созданного в Берлине весной 1920 года книгоиздательства «Слово». Член правления «Слова» и одновременно редактор эмигрантской газеты «Руль» И. В. Гессен первым начал публикацию в своей газете отрывков; а в 1921 году вышел из печати первый том «Воспоминаний» издательства «Слово»[16]; в том же году, несколько раньше, вышло однотомное издание мемуаров на английском языке.
В 1923 году русский текст «Воспоминаний» с предисловием академика М. Н. Покровского и вступительным замечанием И. В. Гессена вышли в РСФСР (точная перепечатка текста берлинского издания); издание выполнено как научное и снабжено подробным алфавитным указателем.
Русский политик В. И. Гурко в эмиграции, отмечая крайний субъективизм и сумбурность текста «Воспоминаний», писал: «Отличительной особенностью воспоминаний является то самовосхваление, которым они дышат, можно сказать, от первой страницы до последней. В результате получается неизгладимое впечатление, что самая цель составления записок состояла исключительно в возвеличении себя и, увы, в принижении всех прочих современных ему русских государственных деятелей.»[17]
1898 — 28.02.1915 — особняк К. Ф. Штемберга — Каменноостровский проспект, 5.
Почетный гражданин города Саранска [1898]
С. Ю. Витте после заключения Портсмутского мира с Японией получил титул графа.
11 апреля 1906 Департамент герольдии утвердил следующее описание графского герба С. Ю. Витте:
В лазоревом щите стоящий на задних лапах золотой лев с червлёными глазами, языком и когтями. Он опирается правой лапой на золотой ликторский пук, а левой — держит серебряную оливковую ветвь. В вольной золотой части щита — чёрный государственный орёл с червлёным щитком на груди, на коем вензелевое изображение имени государя императора Николая II. Щит украшен графскою короною и увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: два чёрных орлиных крыла, намёт — лазоревый с золотом. |
Пояснялось, что ликторский пук (символ власти, законности) означает административную деятельность Витте, оливковая ветвь (символ мира) — исполненное им поручение по заключению Портсмутского мира, а орёл — символ возведения Витте в графское достоинство.
Герб графа Витте внесён в Часть 18 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 2
Его противники, пародируя специальные почётные фамилии-титулы (пожалование которых зачастую сопровождало награждение родовым титулом), стали называть его графом Полусахалинским (поскольку половина острова Сахалин была уступлена Японии).
В память о С. Ю. Витте в Москве была названа аллея Витте[22].
В Нижнем Новгороде в здании городского железнодорожного вокзала был установлен бюст Витте.
2 ноября 2011 года НОУ ВПО «Московский институт экономики, менеджмента и права» был переименован в «Московский университет имени С. Ю. Витте»[23].
Витте, Сергей Юльевич в Викитеке? | |
Предшественник: Иван Дурново |
Глава правительства России | Преемник: Иван Горемыкин |
Предшественник: Иван Вышнеградский |
Министры финансов России 1892—1903 |
Преемник: Эдуард Плеске |
Главы правительств России и СССР | |
---|---|
Комитет министров Российской империи | Румянцев • Салтыков • Вязмитинов • Лопухин • Кочубей • Новосильцев • Васильчиков • Левашов • Чернышёв • Орлов • Блудов • Гагарин • Игнатьев • Валуев • Рейтерн • Бунге • Дурново • Витте |
Совет министров Российской империи | Витте • Горемыкин • Столыпин • Коковцов • Горемыкин • Штюрмер • Трепов • Голицын |
Временное правительство | Львов • Керенский |
Белое движение (Комуч / Директория) | Авксентьев • Вологодский • Пепеляев • Кривошеин |
РСФСР | Ленин • Рыков • Сырцов • Сулимов • Булганин • Вахрушев • Хохлов • Косыгин • Родионов • Черноусов • Пузанов • Яснов • Козлов • Полянский • Воронов • Соломенцев • Воротников • Власов • Силаев • Лобов (и. о.) • Ельцин (и. о.) |
Советский Союз | Ленин • Рыков • Молотов • Сталин • Маленков • Булганин • Хрущёв • Косыгин • Тихонов • Рыжков • Павлов • Силаев |
Российская Федерация | Ельцин (и. о.) • Гайдар (и. о.) • Черномырдин • Кириенко • Черномырдин (и. о.) • Примаков • Степашин • Путин • Касьянов • Христенко (и. о.) • Фрадков • Зубков • Путин • Зубков (и. о.) • Медведев |
Министры (наркомы) финансов России и СССР | |
---|---|
Российская империя (1802—1917) | Васильев • Голубцов • Гурьев • Канкрин • Вронченко • Брок • Княжевич • Рейтерн • Грейг • Абаза • Бунге • Вышнеградский • Витте • Плеске • Коковцов • Шипов • Коковцов • Барк |
Российская республика (1917) | Терещенко • Шингарёв • Хрущов • Некрасов • Бернацкий |
Россия (1918—1920) | Михайлов • Гойер • Бурышкин |
РСФСР (1918—1991) | Скворцов-Степанов • Менжинский • Гуковский • Крестинский • Сокольников • Владимиров • Милютин • Яковлева • Попов • Умнов • Сафронов • Посконов • Сафронов • Фадеев • Бобровников • Фёдоров • Лазарев |
Советский Союз (1923—1991) | Сокольников • Брюханов • Гринько • Чубарь • Зверев • Косыгин • Зверев • Гарбузов • Деменцев (и.о.) • Гостев • Павлов • Орлов • Раевский (и.о.) |
Российская Федерация (с 1991) | Гайдар • Барчук • Фёдоров • Дубинин (и.о.) • Вавилов (и.о.) • Пансков • Лившиц • Чубайс • Задорнов • Касьянов • Кудрин • Силуанов |
Дипломатия великих держав в 1871—1913 годах | |
---|---|
Великие державы |
|
Договоры и соглашения |
Альянс восьми держав • Франкфуртский мир • Союз трёх императоров • Константинопольская конференция • Берлинский конгресс • Двойственный союз • Тройственный союз • Конференция по Конго • Договор перестраховки • Занзибарский договор • Франко-русский союз • Московский договор • Австро-русское соглашение • Англо-германское соглашение • Гаагские конвенции и декларации • Англо-японский союз • Англо-французское соглашение • Соглашение Кацура — Тафта • Бьёркский договор • Альхесирасская конференция • Англо-русское соглашение • Петербургский протокол • Русско-итальянское соглашение • Аннексия Японией Кореи • Фесский договор • Потсдамское соглашение • Балканский союз • Антанта |
Кризисы и конфликты |
Большая игра • Колониальный раздел Африки • Англо-германский антагонизм • Конфликты (Англо-русский • Франко-германский • Англо-португальский) • Багдадская железная дорога • Кризисы (Фашодский • Экономический • Танжерский • Боснийский • Албанский • Агадирский) |
Военные конфликты |
Военная тревога 1875 года • Войны (Русско-турецкая • Англо-зулусская • 1-я англо-бурская • Франко-тунисская • Англо-египетская • 2-я франко-вьетнамская • 3-я англо-бирманская • Франко-китайская) • Бой на Кушке • Военная тревога 1887 года • Войны (Франко-дагомейские (1-я • 2-я) • Японо-китайская • 1-я итало-эфиопская • Англо-занзибарская • Испано-американская) • Ихэтуаньское восстание • Завоевание Францией Чада • Войны (Англо-бурская • Филиппино-американская • Русско-японская • Революция 1905—1907 годов в России • Антияпонское сопротивление в Корее • Младотурецкая революция • Итало-турецкая война • Российская интервенция в Персию • Балканские войны |
Дипломаты и политики |
А. М. Горчаков • С. Ю. Витте • Н. К. Гирс • В. Н. Ламсдорф • А. П. Извольский • П. А. Столыпин • С. Д. Сазонов • О. Бисмарк • Б. Бюлов • А. Кидерлен-Вехтер • Г. Ягов • А. Циммерман • Т. Делькассе • Ж. Камбон • Д. Ллойд Джордж • Э. Грей • Дж. Чемберлен • Б. Дизраэли • Д. Андраши • А. Эренталь • Ито Хиробуми • Ямагата Аритомо |
|
|
---|---|
Главноуправляющие путей сообщения Российской империи |
Георгий, князь Ольденбургский • Александр, князь Вюртембергский • граф Карл Толь • граф Петр Клейнмихель • Константин Чевкин |
Министры путей сообщения Российской империи |
Павел Мельников • граф Владимир Бобринский • граф Алексей Бобринский • Константин Посьет • Герман Паукер • Адольф Гюббенет • Сергей Витте • Аполлон Кривошеин • Михаил Хилков • Клавдий Немешаев • Николай Шауфус • Сергей Рухлов • Александр Трепов • Эдуард Кригер-Войновский |
Министры путей сообщения Временного Правительства |
Николай Некрасов • Георгий Тахтамышев • Петр Юренев • Александр Ливеровский |
Народные комиссары путей сообщения РСФСР |
вакансия в первом правительстве Ленина • Марк Елизаров • Алексей Рогов • Петр Кобозев • Владимир Невский • Леонид Красин • Лев Троцкий • Александр Емшанов • Феликс Дзержинский |
Министры путей сообщения Российской державы (правительства А. В. Колчака) |
Леонид Устругов • Алексей Ларионов |
Народные комиссары путей сообщения СССР |
Феликс Дзержинский • Ян Рудзутак • Моисей Рухимович • Андрей Андреев • Лазарь Каганович • Алексей Бакулин • Лазарь Каганович • Андрей Хрулев • Лазарь Каганович • Иван Ковалев |
Министры путей сообщения СССР | Иван Ковалев • Борис Бещев • Иван Павловский • Николай Конарев • Леонид Матюхин |
Министры путей сообщения Российской Федерации |
Геннадий Фадеев • Анатолий Зайцев • Николай Аксененко • Владимир Старостенко • Николай Аксененко • Геннадий Фадеев • Вадим Морозов |
Президенты ОАО «Российские железные дороги» |
Геннадий Фадеев • Владимир Якунин |
Витте, Сергей Юльевич.