04-08-2023
Борис Елеазарович Годзевич | |||
Фото из семейного архива Годзевич-Валиевых |
|||
Дата рождения | |||
---|---|---|---|
Дата смерти | |||
Род войск |
ВМФ СССР |
||
Годы службы |
1927 — 1944 |
||
Звание |
инженер-капитан 2 ранга |
||
Командовал |
аварийно-спасательный отдел Черноморского флота во время Великой Отечественной войны |
||
Награды и премии |
|
Борис Елеазарович Годзевич (1903 — 7 июня 1944) — советский ученый, начальник аварийно-спасательного отдела (бывший ЭПРОН) Черноморского флота во время Великой Отечественной войны (1943—1944). Лауреат Сталинской премии I степени (1942).
После окончания Николаевского судостроительного техникума в 1923 поступил на подготовительные курсы в Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе, с 1924 — продолжил учёбу в Высшем военно-морском инженерном училище им. Ф. Э. Дзержинского. С 1927 начал службу в должности инженера на Дистанции аварийных доков СРЗ Главвоенпорта Балтийского моря.
С ноября 1930 по февраль 1934 — старший инженер. В 1932 году окончил курсы водолазного дела при Балаклавском водолазном техникуме ЭПРОН.
С 1934 — уполномоченный по специальным работам.
С февраля 1936 — старший инженер, начальник отделения тяжелых кораблей надводного кораблестроения НИИ военного кораблестроения Управления Морских Сил РККА.
С сентября 1938 — член научно-технического комитета РККФ, активно работал в группе разрабатывающей методы защиты кораблей от магнитных мин под руководством профессоров А. П. Александрова, В. М. Тучкевича и И. В. Курчатова (первые испытания состоялись на линкоре «Марат» в октябре 1938 года, акт приёмки работ был подписан 18 июня 1941 года), затем успешно применявшиеся на советском военном флоте (при обороне Севастополя, во время блокады Ленинграда, на Волге в 1942 году, на Балтике, на Северном флоте) и на гражданских судах.
27 июня 1941 был издан приказ о создании Балтийской и Черноморской бригад НТК и ЛФТИ под общим командованием Б.Е. Годзевича, обязанных координировать работы по размагничиванию.
В августе 1942 Б. Годзевич, тогда сотрудник Научно-исследовательского мино-торпедного института (НИМТИ) был командирован в Сталинград для продолжения работ по размагничиванию и разработке нового типа речного электромагнитного трала.
В 1941—1942 руководил группами по размагничиванию кораблей на Балтийском и Черноморском флотах, Волге.
В результате работ групп по размагничиванию в период войны на Балтийском и Черном морях были размагничены установками системы ЛФТИ почти все боевые надводные корабли (все линкоры, крейсеры, эсминцы, быстроходные тральщики, сторожевые корабли).
Принимал участие в организации на театрах боевых действий станций по размагничиванию и подготовке кадров для них.
В апреле 1942 года за участие в выдающихся изобретениях и их успешном применении в военных условиях был удостоен звания Лауреата Сталинской премии I степени.
В 1943 назначен начальником аварийно-спасательного отдела Черноморского флота.
Трагически погиб при невыясненных обстоятельствах 7 июня 1944 года.
Годзевич, Борис Елеазарович.