13-10-2023
Непри́знанные госуда́рства — общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие названия (указываемого как официальное), атрибутов (государственных символов), населения, контроля над территорией, системы управления (включая руководство, органы власти, часто вооружённые силы) и права (включая конституцию и др. организационные документы), но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств — членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств — членов ООН.
Непризнанность государства может проявляться не только в дипломатической плоскости: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения исходил из того, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к соответствующей логике при разборе вопроса, который касался исключительно отношений между хозяйствующими субъектами[1]. Паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН. В то же время известны случаи, когда, не признавая независимости, признанное государство признаёт отдельные документы, выдаваемые в соответствии с законодательством непризнанного государства[2], включая паспорта[3], а также правосубъектность зарегистрированных там юридических лиц[2].
Согласно политологу Сергею Маркедонову, части́чно при́знанные госуда́рства — государства, «не признанные ООН, но признанные государствами — членами ООН»[4], таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств. Под непризнанием ООН политолог имеет в виду фактическую невозможность принятия государства в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приёма требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств — членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов — Великобритания, Китайская Народная Республика, Россия, США и Франция — могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети. Сама по себе Организация Объединённых Наций с юридической точки зрения не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство, так как данные вопросы относятся к прерогативе суверенных государств и их правительств[5]. К тому же следует учитывать, что нахождение в составе ООН на самом деле не имеет значения для того, чтобы считать государство признанным на уровне этой организации, для получения такого признания и возможности участвовать в организациях под эгидой ООН достаточно обладать статусом государства-наблюдателя, который присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее ООН, решение принимается простым большинством. Такой статус есть у Ватикана, до 2000 года был у Швейцарии, при этом эти государства всегда считались признанными. Такой же статус с декабря 2012 года у частично признанного Государства Палестина[6].
Непризнанные государства могут характеризоваться другими государствами как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории. Точно такие же характеристики получают и частично признанные государства от тех государств и/или международных организаций, которые не поддерживают их признание[7].
Таким образом, в настоящее время нахождение в ООН в качестве члена или наблюдателя может рассматриваться как признак того, что государство имеет в мире широкое дипломатическое признание. Существуют государства — члены ООН, признанные не всеми другими государствами — членами ООН.
Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств — провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых признаков государств.
Не все непризнанные государства обозначают полную независимость и международное признание как конечную цель своего провозглашения. Часть государств стремится получить юридическое признание для возможного объединения с другим государством (Нагорно-Карабахская Республика с Арменией, Джамму и Кашмир с Пакистаном, Приднестровье с Россией[8] или Украиной[9]). Часть государств рассматривает свой де-факто независимый статус как переходный до заключения соглашения с центральным правительством об условиях существования в качестве автономии внутри единого государства (в начале 1990-х годов Республика Гагаузия в Молдове, многие российские республики; в настоящее время — автономные государства на территории Сомали).
Непризнанные государства появляются из-за отсутствия правовой преемственности с предшествующими государственными образованиями.
Условно по способу возникновения их можно разделить на:
Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 1990-х годов в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Гагаузия, Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово). Возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определён, что, однако, не мешает их существованию. Большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения. Гагаузия в конце 1994 года вошла в состав Молдавии в качестве автономии. В 1995 году контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия. Столкнувшаяся с проявлениями реального сепаратизма Россия контроль над территорией, на которую претендовала Чеченская Республика Ичкерия, восстановила силовым путём в 2000 году, а контроль над Татарстаном, ранее также самопровозгласившим полный суверенитет и международную субъектность и также не подписавшим федеративный договор, — в результате договорно-объединительного процесса в 1994 году и (окончательно) после приведения республиканского законодательства в соответствие федеральному в 1999—2000 годах. В 2001 году постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество непризнанных государств (СНГ-2). В 2008 году Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Республика Южная Осетия. В 2009 году Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам[10]. В 2014 году на Украине была провозглашена независимая Республика Крым, признанная РФ и впоследствии де-факто ставшая её частью, а также возникли самопровозглашённые государственные образования — Донецкая и Луганская народные республики.
год провозглашения независимости | самоназвание государства | хронология событий |
---|---|---|
|
|
(c 1947) — Свободный Кашмир провозглашён в октябре 1947 года в знак протеста против непопулярного в Кашмире махараджи Хари Сингха. Контролируется Пакистаном и признан как его часть. |
|
|
(c 1983) — Турецкая Республика Северного Кипра, провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году, объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр. Признаётся Турцией и Абхазией. Все остальные государства — члены ООН признают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр. |
|
|
(c 2008) — Республика Южная Осетия — согласно конституции Грузии, территория Южной Осетии входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 году получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 4 государствами — членами ООН: Россией[11], Никарагуа[12][13][14], Венесуэлой[15] и Науру[16] (до 31 марта 2014 года признавалась островами Тувалу[17]). Все остальные государства — члены ООН признают территорию Южной Осетии как часть Грузии. |
|
|
(c 2008) — Республика Абхазия, согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе этого государства; с 1992 года — фактически самостоятельна, 26 ноября 1994 года принята конституция Абхазии, согласно которой республика объявляется суверенным государством и субъектом международного права. Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 5 государствами — членами ООН — Россией[11], Никарагуа[12][13][14], Венесуэлой[15], Науру[18] и Вануату[19][20][21] (до 31 марта 2014 года признавалась островами Тувалу[17]). Все остальные государства — члены ООН признают территорию Абхазии как часть Грузии. |
год провозглашения независимости | самоназвание государства | хронология событий |
---|---|---|
|
|
(c 1971) — Китайская Республика, контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание. Место в ООН было передано Китайской Народной Республике 25 октября 1971 года Резолюцией 2758 Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время признаётся 22 государствами[22]. Китайская Республика осуществляет фактически дипломатические отношения через свои т. н. экономические и культурные представительства (фактически, посольства). |
|
|
(c 1976) — Сахарская Арабская Демократическая Республика признаётся 60 государствами-членами ООН, а также Южной Осетией, является членом Африканского союза. Большая часть заявленной территории страны контролируется Марокко. |
|
|
(c 1988) — Государство Палестина в настоящее время признаётся 135 государствами-членами ООН и САДР. Является государством-наблюдателем в ООН. Разделено на две не имеющие общей границы части: Сектор Газа, контролируемый организацией ХАМАС, и Западный берег реки Иордан, частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА) под руководством председателя ПНА Махмуда Аббаса (он же — президент государства). В 1948 году в результате Арабо-израильской войны территории Сектора Газы и Западного берега реки Иордан[23] были оккупированы Египтом и Трансиорданией[24] соответственно, по результатам Шестидневной войны (1967) — Израилем. В 1980 году Восточный Иерусалим был аннексирован Израилем после принятия закона об Иерусалиме — столице Израиля. Согласно Соглашениям в Осло (1993), между Израилем и ООП, была создана ПНА, которой был передан административный контроль над Сектором Газа и частью Западного берега реки Иордан, а вопросы обеспечения безопасности остались за Израилем. После ухода Израиля из Сектора Газа в 2006 году руководство ПНА утратило власть в секторе, который был захвачен организацией ХАМАС (победившей в том же году на парламентских выборах в автономии), признанной в ряде стран террористической. |
|
|
(c 2008) — согласно конституции Сербии, входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия. На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН находится под международным управлением. В 2008 году косовские власти провозгласили независимость, которая к настоящему времени признана 108 государствами-членами ООН, а также Тайванем и Мальтийским орденом. Власти Республики Косово фактически не контролируют её северную часть[25], населённую сербами. |
год провозглашения независимости | самоназвание государства | хронология событий |
---|---|---|
|
|
(c 1989) — непризнанное государство на территории Мьянмы. |
|
|
(c 1996) — самопровозглашенное непризнанное государство на северо-востоке Мьянмы, частично контролирующее свою территорию. По границам совпадает с одноименной провинцией. Северо-восток Шана контролируется другим непризнанным государством Ва, северо-запад — правительственными войсками Мьянмы. |
|
|
(c 2006) — 14 февраля 2006 года на территории Вазиристана было объявлено о восстановлении независимости и создании Исламского государства Вазиристан. Позднее, несмотря на попытки пакистанской армии восстановить центральную власть, территория ИГВ расширилась. |
|
|
(c 2006) — Создание автономии Иракского Курдистана началось с соглашения между курдской оппозицией и правительством Ирака в марте 1970, после многих лет боевых действий. Соглашение однако не было реализовано. Курды продолжали сражаться с правительственными войсками вместе с армией США, что вынудило иракскую армию окончательно покинуть Курдистан в октябре 1991 года, в результате чего регион стал функционировать самостоятельно. Вторжение в Ирак 2003 году и последующие политические изменения привели к ратификации новой конституции Ирака в 2005 году. По новой конституции область имеет статус широкой автономии (отчасти напоминающий положение члена конфедерации); де-факто полунезависим. Также новая конституция установила два официальных языка в Ираке — курдский и арабский. |
|
|
(c 2012) — Начиная с лета 2012 г., территория Сирийского Курдистана по большей части контролируется Высшим курдским советом и связанными с ним вооружёнными формированиями. В то же время, Сирийский национальный совет отрицает само существование такого понятия, как «Сирийский Курдистан», и считает, что в Сирии есть только районы, населённые курдами (не на 100 %), и не более того. В ноябре 2013 было создано Региональное Правительство, куда вошли курды, ассирийцы и арабы. |
|
|
(c 2012) — название географической области на северо-востоке Мали, самопровозглашённого Независимого Государства Азавад (НГА) и всего населённого преимущественно туарегами региона в центрально-западной сахарской Африке |
год провозглашения независимости | самоназвание государства | хронология событий |
---|---|---|
1990 |
|
(c 1990) — непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. На востоке граничит с Украиной, на западе — с Молдавией. Власти ПМР считают республику правопреемницей Молдавской АССР[26], существовавшей с 1924 до 1940 в составе Украинской ССР, несмотря на то, что бывшие границы МАССР и настоящие границы ПМР не совпадают. Помимо левобережья Днестра ПМР также включает в себя небольшую территорию на правом берегу, добровольно присоединившуюся к республике в начале 1990-х. Несколько сёл республики как на правом, так и на левом берегу Днестра, заявленные властями ПМР как часть ПМР, контролируются властями Молдовы. Приднестровская Молдавская Республика не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание, однако её признали Абхазия и Южная Осетия, которые, в свою очередь, являются странами, чьё признание в настоящее время ограничено несколькими государствами, входящими в ООН. |
1991 |
|
(c 1991) — непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР, в данных границах являлось анклавом внутри Азербайджанской ССР. Мартакертский, Мартунинский и Шаумяновский районы НКР частично контролируются Азербайджаном. НКР, в свою очередь, помимо большей части территории бывшей НКАО, полностью контролирует прилегающие к Нагорному Карабаху территории со стороны Армении и Ирана. Таким образом республика граничит на западе с Арменией, на севере и востоке — с Азербайджаном, на юге — с Ираном. Признан Абхазией и Южной Осетией. В сентябре 2011 года появились противоречивые сведения о возможности признания Уругваем Нагорного Карабаха (азербайджанские источники это отрицают)[27][28][29][30][31][32][33][34][35][36][37]. |
2014 |
|
(c 2014) — непризнанное государство, которое было провозглашёно в ходе политического кризиса на Украине. По конституции Украины входит в состав Украины как часть Донецкой области. 27 июня 2014 года независимость была признана частично признанной республикой Южной Осетией. |
2014 |
|
(c 2014) — непризнанное государство, которое было провозглашёно в ходе политического кризиса на Украине. По конституции Украины входит в состав Украины как часть Луганской области. 18 июня 2014 года независимость была признана частично признанной республикой Южной Осетией. |
Два государства, находящиеся в свободной ассоциации с Новой Зеландией (Острова Кука и Ниуэ) на сегодняшний момент имеют право устанавливать официальные дипломатические отношения и имеют таковые с некоторым относительно небольшим числом государств[39]:
В некоторых случаях одно государство — член ООН может не признаваться одним или несколькими другими государствами, несмотря на членство в одной организации.
Сенатор Мушахид Хусейн констатировал, что Пакистан не признаёт Армению, так как та являлась агрессором и Пакистан поддерживает Азербайджан в проблеме Нагорного Карабаха.
Оригинальный текст (англ.)Senator Mushahid Hussain stated that Pakistan does not recognize Armenia because it was an aggressor and Pakistan supports Azerbaijan on the Nagorno-Karabakh issue.
Пакистан не признаёт Армению и никогда этого не сделает.
Оригинальный текст (англ.)Pakistan does not recognize Armenia and will never do so.
Пакистан поддерживает Азербайджан в вопросе Нагорного Карабаха и мы не признаём Армению.
Оригинальный текст (англ.)Pakistan stands with Azerbaijan on the issue of Nagorno-Karabakh and we do not recognize Armenia.
Мы не признаём Армению и не имеем с ней отношений.
Оригинальный текст (англ.)We have not recognized Armenia and have no relation with it.
Например, тот же Пакистан, который рвётся занять место полноправного члена ШОС, не признает Армению как независимое государство из-за «карабахской проблемы».
Государствоподобное образование.