09-05-2023
Григайтис Карл Леопольдович | |||
Дата рождения | |||
---|---|---|---|
Место рождения |
имение Дробужж, Венденский уезд, |
||
Дата смерти |
18 октября 1982 (86 лет) |
||
Место смерти | |||
Принадлежность | |||
Род войск | |||
Годы службы |
1918—1941 |
||
Звание | |||
Командовал | |||
Награды и премии |
|
Карл Леопольдович Григайтис (1896—1982) — офицер военно- морского флота, инженер-механик, участник Первой мировой и Гражданской войн, начальник Научно-исследовательского института военного кораблестроения, первый из подводников награждённый орденом Ленина[1], инженер-капитан 2-го ранга.
Карл Леопольдович Григайтис родился 10 апреля 1896 года в имении Дробужж Венденского уезда Лифляндской губернии (ныне Латвия) Российской империи в семье безземельного крестьянина.[2]. По национальности — латыш.
Окончил начальное училище и один класс Венденского городского училища. С 12 лет работал рабочим слесарно-кузнечной мастерской, а затем на заводе Рейтера в г. Зендене (ныне Цесис, Латвия)[2].
В 1915 году был призван в Российский императорский флот. В 1916 году окончил класс машинных унтер-офицеров Учебного отряда подводного плавания. С сентября 1916 по 1918 год служил мотористом на подводной лодке «Тигр». Участник Первой мировой и Гражданской войн. В РККФ с 1918 года. Участник «Ледового похода» кораблей Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, в феврале — мае 1918 года.
В 1927 году окончил механическое отделение Военно-морского инженерного училища имени т. Дзержинского.
С 1927 по 1931 годы служил старшим инженер-механиком на подводных лодках «Товарищ», «Пролетарий», «Красногвардеец» и «Ленинец». В 1931 году был назначен инженер-механиком дивизиона подводных лодок. 5 сентября 1934 года при аварии на подводной лодке «Сталинец» принял на себя командование кораблём, организовал борьбу за живучесть и аварийное всплытие. За проявленное мужество и самообладание при ликвидации аварии на ПЛ «Сталинец» первым из подводников был награждён орденом Ленина[3].
В 1935 −1937 годах служил флагманским инженер-механиком 2-й бригады подводных лодок Балтийского флота. 22 марта 1936 года К. Л. Григайтису было присвоено звание военный инженер 1-го ранга.
Летом 1937 года был назначен начальником Научно-исследовательского института военного кораблестроения, вместо репрессированного и впоследствии расстрелянного Н. В. Алякринского. Григайтис поддержал ряд передовых конструкторских идей: весной 1936 года — разработку регенеративного единого двигателя для подводных лодок на основе паротурбинной силовой установки, в 1937 году — проекта летающей подводной лодки Б. П. Ушакова (проект не реализован)[4]. В 1938 году, после реорганизации институт был передан в Наркомат судостроительной промышленности. Григайтис с этим решением был не согласен и подал докладную записку Председателю Совнаркома СССР В. М. Молотову. Однако доводы Григайтиса не были приняты к рассмотрению, он был уволен из РККФ в запас, как «латыш, родители которого проживают в Бразилии». Продолжал работать на гражданской должности в Главном техническом управлении Наркомата ВМФ СССР.
В 1940 году был восстановлен в кадрах, переаттестован на равноценное, вновь введённое военное звание «инженер-капитан 2-го ранга». Служил военпредом, начальником отдела Технического управления ВМФ, но в 1941 году был вновь уволен. С 1941 по 1944 годы работал заместителем главного инженера на строительстве Кемеровского алюминиевого комбината. В 1943 году был награждён орденом Красного Знамени.
До ухода на пенсию в 1972 году работал в гражданской промышленности на руководящих должностях Балттехфлота.
Умер Карл Леопольдович Григайтис 18 октября 1982 года. Похоронен на Южном кладбище в Санкт-Петербурге.
Карл Леопольдович Григайтис являлся автором ряда статей по кораблестроению.
Григайтис, Карл Леопольдович.