Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Дзэами, Мотокиё

23-10-2023

Дзэами Мотокиё
世阿弥 元清
Дата рождения:

1363 год(1363)

Дата смерти:

1443 год(1443)

Род деятельности:

актёр, драматург

В этом японском имени фамилия (Дзэами) стоит перед личным именем.

Дзэами Мотокиё (яп. 世阿弥 元清?, ок. 1363 — ок. 1443) — японский актёр и драматург.

Биография

Дзэами Мотокиё родился в деревне Камидзима в Нагаоке[1] в 1363 году[к. 1]. По своему происхождению он принадлежал к актёрской (по отцовской линии), самурайской (дед по отцовской линии) и священнической (по материнской линии[к. 2]) среде. Его отцом был Канъами Киёцугу (1333—1384), вошедший в историю как создатель театра но[2]. В раннем детстве он был отдан на обучение актёрскому мастерству в цех «Компару-дза». С 1374 года, когда «Юсаки-дза», труппа Канъами, поступила под покровительство шестнадцатилетнего сёгуна Асикага Ёсимицу, Дзэами стал его пажом[1][2]. При дворе у Дзэами появилась возможность получить качественное образование и воспитание. В развитии талантов юноши принял большое участие придворный поэт Нидзё Ёсимото. Однажды в своём дневнике он записал: «…во сне видел этого отрока, который показал себя искусным передо мною не только в саругаку, но и в игре в мяч кэмари и в сочинительстве стихов рэнга». Ёсимото же дал ему артистическое имя Фудзивака, или Товака (букв. «отрок-глициния»)[к. 3]. Дзэами стал непосредственным участником придворной жизни и он становился свидетелем многих ритуалов и церемоний[3].

После смерти отца Дзэами в 1384 году в возрасте 22 лет[к. 4] по цеховскому закону наследования возглавил труппу и получил титул Кандзэ-дайю II («Глава Кандзэ Второй»). Под его руководством труппа укрепилась и вобрала в себя несколько актёрских цехов, потеснив на второй план другие столичные труппы. Дзэами сам продолжал актёрскую деятельность, и в 1399 году после трёхдневного спектакля, прошедшего в присутствии сёгуна, он был официально провозглашён первейшим среди актёров. После смерти в 1408 году Ёсимицу, его покровителя, Дзэами из-за дворцовых интриг был лишён права выступать в столице. Дзэами продолжил выступать в провинции, и в 1413 году был снова назван лучшим актёром. Накануне своего 60-летия (примерно в 1422 году) он постригся в монахи, передал труппу своему старшему сыну Нагао Дзюро Мотомаса[3] и изменил имя на монашеское — Сиоки Киёси (букв. «в благоухании достигший старости»). Хотя он продолжал выступать, но делал это изредка и бо́льшую часть своего времени посвящал обучению актёрскому искусству сыновей и племянника. Именно в эти годы (вплоть до 1434 г.) Дзэами была написана наибольшая часть пьес и трактатов, темой которых было учение о ремесле актёра и сущности исполнительского искусства[4].

В 1432 году умер старший сын Дзэами — Мотомаса. По мнению некоторых исследователей это была не естественная смерть, а убийство по политическому мотиву: со времён Канъами семья считалась оппозиционной по отношению к сёгунам Асикага. В возрасте 72 лет Дзэами был сослан на остров Садо, где он продолжил писать пьесы и трактаты[4]. Через три года ему было разрешено вернуться в столицу. Последние годы жизни он провёл в доме зятя Компару Дзэнтику Удзинобу. Дзэами скончался в 1443 году и был погребён в храме Фугандзи провинции Ямато с посмертным именем Сио Дзэнмон[5].

Дополнительные сведения

В честь Дзэами назван кратер на Меркурии. В 1963 году американский композитор Алан Хованесс, бывавший в Японии и увлекавшийся театром но, написал «Размышление о Дзэами» для оркестра, Op. 207.

Комментарии

  1. Существует две версии относительно даты рождения Дзэами: 1363 и 1364 год. Большинство японских исследователей придерживается первого варианта[2].
  2. Мать Дзэами Мотокиё была дочерью буддийского священника[1].
  3. В течение жизни Дзэами получал ещё несколько артистических имён — Киямата, Мицуро, Хатаси, Дабуцу Дзэами (букв. «исправляющий и ублажающий мир магический будда»)[3].
  4. В Японии ребёнок при рождении считается уже годовалым[3].

Примечания

  1. 1 2 3 Анарина, 2008, с. 188
  2. 1 2 3 Анарина, 1989, с. 18
  3. 1 2 3 4 Анарина, 2008, с. 189
  4. 1 2 Анарина, 2008, с. 190
  5. Анарина, 2008, с. 191

Литература

Книги

  • Анарина Н. Г. История японского театра. Древность и средневековье: сквозь века в XXI столетие. — М.: Наталис, 2008. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8062-0290-2
  • Анарина Н. Г. (пер. со старояп., исслед. и коммент.) Дзэами Мотокиё. Предание о цветке стиля: (Фуси Кадэн), или предание о цветке: (Кадэнсё). — Главное издательство восточной литературы, 1989. — 199 с. — (Памятники письменности Востока. LXXXIX). — ISBN 5-02-016625-1
  • Hare T. B. Zeami's Style: The Noh Plays of Zeami Motokiyo. — Stanford: Stanford University Press, 1986. — 336 p. — ISBN 978-0804726771
  • Leiter S. L. Zeami Motokiyo // Historical dictionary of Japanese traditional theatre / Jon Woronoff (Series editor). — Scarecrow Press, 2006. — P. 444-446. — 632 p. — (Historical dictionaries of literature and the arts). — ISBN 0-8108-5527-5
  • Quinn S. F. Developing Zeami: the Noh actor's attunement in practice. — Honolulu: University of Hawaii Press, 2005. — 479 p. — ISBN 978-0824829681

Статьи

  • Mckinnon R. N. The No and Zeami (англ.) // The Far Eastern Quarterly. — Association for Asian Studies, 1952. — Vol. 11. — № 3. — С. 355-361.
  • Mckinnon R. N. Zeami on the Art of Training (англ.) // Harvard Journal of Asiatic Studies. — Harvard-Yenching Institute, 1953. — Vol. 16. — № 1/2. — С. 200-225.
  • Masakazu Y., Matisoff S. The Aesthetics of Transformation: Zeami's Dramatic Theories (англ.) // Journal of Japanese Studies. — The Society for Japanese Studies, 1981. — Vol. 7. — № 2. — С. 215-257.
  • Ortolani B. Zeami's Aesthetics of the No and Audience Participation (англ.) // Educational Theatre Journal. — 1972. — Vol. 24. — № 2. — С. 109-117.
  • Pilgrim R. B. Zeami and the Way of Nō (англ.) // History of Religions. — The University of Chicago Press, 1972. — Vol. 12. — № 2. — С. 136-148.
  • Raz J. The Actor and His Audience. Zeami's Views on the Audience of the Noh (англ.) // Monumenta Nipponica. — Токио: Sophia University, 1976. — Vol. 31. — № 3. — С. 251-274.
  • Tsubaki A. T. Zeami and the Transition of the Concept of Yugen: A Note on Japanese Aesthetics (англ.) // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. — Blackwell Publishing, 1971. — Vol. 30. — № 1.

Ссылки

  • Zeami  (англ.). Архивировано из первоисточника 15 мая 2009. Проверено 20 ноября 2011.

Дзэами, Мотокиё.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31