18-10-2023
Митрополит Исидор | ||
Митрополит Исидор (1858—1860 годы) | ||
|
||
---|---|---|
1 июля 1860 — 7 сентября 1892 | ||
Церковь: | Русская православная церковь | |
Предшественник: | Григорий (Постников) | |
Преемник: | Антоний (Вадковский) (в/у) Палладий (Раев) |
|
|
||
1 марта 1858 — 1 июля 1860 | ||
Предшественник: | Филарет (Амфитеатров) | |
Преемник: | Арсений (Москвин) | |
|
||
12 ноября 1844 — 1 марта 1858 | ||
Предшественник: | Евгений (Баженов) | |
Преемник: | Евсевий (Ильинский) | |
|
||
6 апреля 1840 — 12 ноября 1844 | ||
Предшественник: | Смарагд (Крыжановский) | |
Преемник: | Анатолий (Мартыновский) | |
|
||
5 июня 1837 — 6 апреля 1840 | ||
Предшественник: | Смарагд (Крыжановский) | |
Преемник: | Василий (Лужинский) | |
|
||
16 октября 1834 — 5 июня 1837 | ||
Предшественник: | Николай (Соколов) | |
Преемник: | Виталий (Щепетев) | |
Имя при рождении: | Иаков Сергеевич Никольский | |
Рождение: | 1 октября 1799 село Никольское, Каширский уезд, Тульская губерния |
|
Смерть: | 7 сентября 1892 (92 года) | |
Принятие монашества: | 22 августа 1825 года | |
Епископская хиротония: | 1 ноября 1834 года |
Митрополи́т Иси́дор (в миру Иаков Сергеевич Никольский; 1 (12) октября 1799, село Никольское, Каширский уезд, Тульская губерния — 7 (19) сентября 1892) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Киевский; затем, с 1 июля 1860 года, — Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода.
До июля 1865 года именовался «Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский».
Содержание |
Уроженец Тульской губернии, воспитанник и затем бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии, позже ректор Орловской семинарии, с 1834 года епископ Дмитровский, викарий московской епархии, с 1837 года епископ Полоцкий и Виленский, с 1840 года Могилёвский, с 1844 года экзарх Грузии. Высочайшим рескриптом от 26 августа 1856 года (день коронации императора Александра II) был возведён в сан митрополита [1][2].
С 1 марта 1858 года митрополит Киевский, с 1860 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.
В 1866 году был сопричислен к высшему ордену империи — Святого апостола Андрея Первозванного; ему также были пожалованы алмазные знаки отличия к нему (1872 год), а также знаки патриаршего сана — второй панагии и права преднесения креста.[3]
В 1867 году направил в Сенат подробный донос-«обращение» с призывом отстранить академика Ивана Сеченова от работы в Академии и сослать его в Соловецкий монастырь «для смиренiя и исправленiя», за якобы «предерзостное душепагубное и вредоносное ученiе» (т.е. работы Сеченова по физиологии). Доносу был дан ход лишь частично: Сеченов не был сослан на поселение в Соловки, но был отстранён от преподавания на год, под благовидным предлогом «академическаго отпуска на двѣнадцать мѣсяцевъ для лѣченiя кожной аллергiи», после чего возобновил свою научную деятельность в Академии.
В Полоцке и Могилёве Исидор участвовал в борьбе с латинством и унией; на Кавказе основал местное братство для борьбы с «магометанством»[4] и язычеством, развившееся потом в «Общество восстановления христианства на Кавказе». Письма его за это время к Иннокентию, архиепископу Херсонскому, свидетельствуют о его трудах по восстановлению древних храмов и христианскому просвещению горцев.
Будучи правящим епископом Санкт-Петербурга, устроил два крупных благотворительных учреждения:
В рамках своих обязанностей освятил сотни храмов, в том числе Воскресенский собор Воскресенского Новодевичьего монастыря (2 июля 1861), Воскресенскую церковь при больнице Святого Пантелеймона.
Ценная коллекция рукописей и документов была принесена им в дар библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии.
Был почётным членом различных многих научных обществ и академий: Копенгагенского музея северных древностей, Императорского Русского географического общества, Киевской и Московской академических конференций, Санкт-Петербургского университета, Медико-хирургической академии.
Епископ РПЦЗ Никон (Рклицкий) писал о нём в эмиграции:
«Это был иерарх безупречной строгой жизни, отличавшийся личным благочестием, но, по отзыву владыки Антония[5], самостоятельных богословских воззрений он не имел. Он был типичным представителем кастового духовенства, стараясь во всем подражать скончавшемуся в 1867 году московскому митрополиту Филарету, имевшему огромное влияние на иерархию всей России. В отношении подчиненного духовенства митрополит держался недоступно, величественно и несколько грубо. В Академии, высшим попечителем которой он был, бывал весьма редко».[6]
Исидор (Никольский).