Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Кан-и-Гут

14-08-2023

Перейти к: навигация, поиск

Кан-и-Гут
кирг. Кан-и-Гут
40°00′46″ с. ш. 70°20′47″ в. д. / 40.01278° с. ш. 70.34639° в. д. / 40.01278; 70.34639 (O) (O)  (T)
Страна Киргизия Киргизия
Регион Баткенская область
Глубина 103(от нижнего грота) м
Амплитуда 200 м
Длина 3155 м
Объём 89165 куб. м³
Год открытия I в. н.э.
Тип карстовая
Вмещающие породы известняк
Число входов 9
Кан-и-Гут

Кан-и-Гут — карстовая пещера, расположенная на южном склоне отрога Джаман-Чул, в 18 км к западу от кишлака Самаркандык в урочище Шадымир, массив Сары-Тоо. Баткенская область. Расцвета своей известности она достигла в X—XI веках, когда стала центром добычи серебра и других ископаемых. Постепенно выработанное месторождение опустело, было забыто. Осталось лишь подземелье, которое стали называть «Рудник погибели».

Первые сведения о Кан-и-Гуте имеются в трудах Авиценны. Он писал: «Мудрецы сокрыли все золото и украшения мира в разных местах, и завладеть этим нелегко. Так, например, в стране Мавераннахра есть город, лежащий среди гор, по имени Исфара. В его области есть место, именуемое Гут. Мудрецы оставили сокровища в том месте и наложили на них заклятье. Описаниям и рассказам об этом нет числа».

Название

Название Кан-и-Гут (Рудник погибели) связывают с кокандским ханом Худояром, при котором осужденных на казнь спускали в пещеру на поиски сокровищ и для добычи серебра. Все они должны были погибнуть в лабиринтах многочисленных подземных пространств или добраться до спрятанных в их глубинах сокровищ. Если они возвращались без каких-либо новых данных о месте расположения кладов, их убивали или отправляли снова в подземное царство. Страх перед смертью и новыми испытаниями заставлял несчастных придумывать самые невероятные истории, которые рассказывались по возвращении. Вероятно, так появились истории о спящем верблюде, у которого глаза из драгоценных камней, о зелёном растении, о серебряных кирпичах, из которых сложены подземные ограды, о страшных дивах, стерегущих сказочные подземные сокровища. Истории обрастали красочными оттенками, все больше и больше возбуждая интерес и желания добыть сказочные сокровища Мавераннахра.

История исследований

Кан-и-Гут является одной из самых изученных пещер Средней Азии. Однако основные сведения о ней рассеяны в закрытых ведомственных отчетах, хранящихся в фондах России, Киргизстана, Таджикистана и Узбекистана.

В 1896 году по заданию Туркестанского кружка любителей археологии Кан-и-Гут посетили Н. Г. Маллицкий и М. С. Андреев. Об этой рискованной экспедиции Маллицкий написал впоследствии статью «Рудник погибели»[1], в которой, кроме описания пещеры, привёл перевод средневекового рассказа, приписываемого знаменитому учёному и философу мусульманского мира Абу Али ибн Сине (Авиценне), о Кан-и-Гуте со старинной рукописи муллы Махтума Мушрабова из Ташкента. По существу, это было первое исследование пещеры европейцами. В распоряжении первоисследователей были лишь самые примитивные средства. Несколько наиболее храбрых человек из местных «джигитов» согласились за скромное вознаграждение быть сопровождающими, несмотря на то, что знали об опасности затеянного предприятия. По имевшимся сведениям, там погибли несколько человек, скелеты которых лежат в одной из бесчисленных галерей пещеры. В невероятно трудных условиях Андрееву и Маллицкому удалось спуститься в сорокаметровую Первую пропасть и достичь начала спуска во Вторую.

Перед Первой мировой войной в пещере побывал известный исследователь Средней Азии, натуралист по призванию, геолог, горный инженер и промышленник П. С. Назаров. Он также, по-видимому, достиг Второй пропасти и после тщательных исследований проходов и крепей, повсюду встречаемых в пещере, признал в Кан-и-Гуте древний заброшенный свинцово-серебряный рудник.

В 1914 г. по инициативе В. И. Вернадского состоялась Радиевая экспедиция Российской Императорской Академии Наук под руководством проф. А. А. Чернова. Участниками экспедиции И. А. Преображенским и Д. И. Щербаковым были проведены геологические наблюдения окрестностей пещеры, составлена первая схематическая геологическая карта и разрез. Были выполнены геологические описания пещеры, отобраны образцы вмещающих пород, руд и жил для выявления радиоактивных минералов. Все пробы, отобранные для исследований, оказались не радиоактивными или очень слабо радиоактивными.

Участниками Радиевой экспедиции А. Н. Снесаревым и А. Н. Дементьевым проводились наблюдения над электропроводимостью воздуха в полостях пещеры. Аномально высокая ионизация воздуха пещеры осталась загадкой для исследователей. Было высказано предположение о возможном присутствии радиоактивных руд в неисследованных более глубоких ходах пещеры. Д. И. Щербаковым и С. П. Александровым сделана первая глазомерная топосъемка пещеры от главного входа до Второй пропасти (не была опубликована).

Позднее, в 1920 г. пещера Кан-и-Гут подробно, в течение 20 дней, исследовалась специальной экспедицией Г. И. Бокия и Э. С. Батенина. По имевшимся сведениям, в пещере укрывались орудовавшие в Фергане басмаческие банды. Поэтому в состав экспедиции вошли не только специалисты по метеорологии, зоологии, ботаники, геологии и археологии, но и отряд красноармейцев, вооружённый пелемётами. Именно тогда был обнаружен второй вход в пещеру. Инженер И. Г. Белов произвёл съёмку плана и профиля основного хода и некоторых боковых ответвлений[2].

В 1928—1931 гг. А. В. Москвин исследовал петрографию и химический состав шлаков, обнаруженных возле Кан-и-Гута, характерным признаком которых являлось постоянное присутствие в них заметных количеств марганца.

В 1933 г. в пещере работал отряд № 3 Таджико-Памирской экспедиции, проводивший геологопоисковые работы на свинец, берилл и олово в Туркестанском хребте [инженер-геолог А. Ф. Соседко (руководитель), К. Я. Парменов и Л. Л. Кравченко]. В отличие от выводов Д. И. Щербакова и И. А. Преображенского о том, что пещера служила местом разработок бурого железняка и о бесперспективности Кан-и-Гута как рудного меторождения, Соседко пришел к выводу о том, что Кан-и-Гут являлся, в первую очередь, серебряно-свинцовым рудником[3].

В 1934 гг. трестом Средазгеогидрогеодезия в пещере и её окрестностях проведены геологоразведочные работы, освещены геология, тектоника и оруденение, осуществлена предварительная оценка месторождения. Была выполнена ещё одна топосъёмка пещеры, дана рудничная характеристика отдельных ходов и камер[4].

По инициативе главного геолога А. В. Пуркина и руководителей треста «Средазцветметразведка» В. Э. Пояркова и Н. В. Нечелюстова была создана так называемая Кон-и-Гутская ГРП, которая с 1948 года по 1950 г. проводила на месторождении геологоразведочные работы под непосредственным руководством В. Н. Петрова. Были пробиты штольни и рассечки, проведены маркшейдерская съемка пещеры и вновь пройденных выработок, геологическая съемка, осуществлено бурение колонковых и турбинных скважин. По результатам работ подсчитаны запасы свинца, цинка и серебра.

С 1950 по 1954 гг. на Кан-и-Гутском руднике, находившегося в те годы при ведомстве Треста «Свинецразведка» МЦМ СССР, проводилась отработка свинцово-цинковой руды. Однако в 1956 г. рудник был закрыт в связи с интенсивным водопритоком на нижних горизонтах шахт, а также ввиду экономической нерентабельности дальнейшей разработки месторождения.

Попутно и в более поздние года систематически проводились геологоразведочные и геологопоисковые работы на территории, прилегающей к Кан-и-Гуту, выпускались отчеты, хранившиеся в геологических фондах различных ведомств.

Экпедициями и отдельными исследователями в период с середины по конец XX в. всесторонне изучалась не только геология и минералогия Кан-и-Гутского месторождения и самой пещеры, но также различные аспекты истории, биологии и геохимии.

В 1972—1974 годах работами в пещере занимался спелеологический отряд при Геологическом Управлении Киргизской ССР, Фрунзе, непосредственно подчинявшийся Второму Гидрогеологическому Управлению Министерства Геологии СССР. В 1981-85 годах в районе Кон-и-Гутcкого месторождения Геофизической партией Среднеазиатской ГРЭ были проведены ревизионно-оценочные работы, электроразведочные работами по профилям, детальное геохимическое опробование стен пещеры. Наиболее полное изучение месторождения было проведено Хайдарканской геологоразведочной партией Южно-Киргизской геологической экспедиции в 1989—1992 годах. Однако всё это в совокупности не вернуло Кан-и-Гуту его значения перспективного полиметаллического месторождения, каковое придавалось ему в середине 1930-х гг.

Пещера Кан-и-Гут — «Рудник Погибели», изрядно подряхлевшая, исковерканная искусственными выработками в виде штреков, штолен и шахт, частично разрушенная вследствие подземных толчков, довольно опасна для посещения и пребывает в настоящее время в полу-забвении.

В опубликованной литературе приводятся самые различные сведения о длине и глубине пещеры-рудника. Так, А. Г. Чикишевым и вслед за ним — Г. А. Максимовичем указывается длина 900 м, А. Г. Чикишевым и М. М. Маматкуловым — 3000 м, Р. А. Цыкиным — свыше 3000 м, В. Е. Рейсом — 5 км (500 м ходов естественного происхождения и 4-4,5 км пробитых человеком), а С. Д. Дудашвили — даже 30 км. Построение трёхмерной модели (В. В. Цибанов, 2012 г.) пещеры на основе данных маркшейдерской съёмки 1949-50 гг. дало величину 3155 м (без искусственных выработок) при перепаде высот 200 м.

Пещера имеет несколько входов, из которых Главный, нижний, расположен чуть выше уровня сухого русла Занкур-сай. Второй, верхний — примерно в километре от первого. Между ними перепад высот около 60 м. Имеется два окна-провала в т. н. Светлый грот и Светлую камеру, которые тоже считаются входами в пещеру. Не менее 2-х искусственных входов — штольня под Главным входом и штольня к Гроту с Верблюдом. Кроме того, в окрестностях комплекса расположены два шахтных колодца, 30 и 60 м глубиной, и слепой Центральный шахтный ствол в штольне под Главным входом, около 30 м. Все шахтные колодцы в нижней части завалены обломочным материалом. Крупнейшие полости — Первая и Вторая пропасти, Грот с Верблюдом. Есть неисчислимое множество гротов, полостей и камер меньшего размера. Непосредственно в области Главного входа расположены относительно непротяжённые штреки нулевого уровня, в нескольких местах вскрывшие естественные полости пещеры. Ниже Грота с Верблюдом, под дном Занкур-сая залегли штреки современных выработок на трёх горизонтах, соединённые целым рядом слепых вертикальных шахт и карстовых полостей. Район пещеры сейсмически активен.

Геология

В пещере встречается множество разнообразных натёчных и кристаллических образований, как карбонатных (кальцит, арагонит), так и сульфатных (гипс и пр.). Многие формы уникальны, например гигантские гипсовые «люстры» размером до 6 м.

Видеосъёмки

  • http://rutube.ru/video/b68fbd823df81e9c39078b7644cbb40e/

См. также

Примечания

  1. Маллицкий Н. Г. Рудник Погибели (пещера Кан-и-гут) // Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии. Год 2-й. (Прил. к протоколу от 11 дек. 1896 г.). — Ташкент, 1897. — С. 1-18
  2. Попов М. Г. Пещера Кон-и-Гут в Ферганских горах // Изв. Туркестанского отд. русск. географ. об-ва. — 1924. — Т. XVII — C. 179—184
  3. Соседко А. Ф. Кон-и-Гут // Социалистическая наука и техника. — Ташкент, 1935. — № 12. — С. 17-24
  4. В. М. Крейтер, В. И. Смирнов. Полиметаллические месторождения Средней Азии // Таджикско-памирская экспедиция. Труды ТПЭ. — Вып. 97. — М. — Л., АН СССР, 1937. — С. 337—361

Ссылки

  • http://wikimapia.org/17544683/ru/Кан-и-Гут-или-Рудник-Погибели
  • http://kani-gut.narod.ru/


Кан-и-Гут.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31