Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Коми драматический театр

16-10-2023

(перенаправлено с «Коми драматический театр»)
Перейти к: навигация, поиск

(O) (Я)

Академический театр драмы им. В. Савина
Местонахождение Республика Коми, Сыктывкар, Первомайская улица, 56
Основан 1936
Директор Михаил Николаевич Матвеев
Главный режиссёр Юрий Петрович Нестеров
Сайт Официальный сайт
Награды

Государственный академический театр драмы им. В. Савина — республиканский драматический театр, существующий с 30 августа 1936 года. Расположен по адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 56.

История создания и развития Коми Республиканского драматического театра. Первые театральные представления в г. Усть-Сысольск

Зачатки театральной культуры в коми крае относятся уже к первой половине XIX века. А профессиональное театральное искусство коми зародилось в послереволюционное время. Первое театральное представление в г. Усть-Сысольск состоялось в 1819 г. Пьеса А. Я. Княжнина «Филаткина свадьба» была поставлена дочерью ссыльного петербургского чиновника О. Ф. Ишимова — Александрой Ишимовой, в дальнейшем ставшей известной детской писательницей. А уже в 1831 г. усть-сысольский городничий по настоянию купцов и чиновников города обратился к губернатору г. Вологды с прошением о разрешении открыть любительский театр в одном из частных домов. Позже был отправлен для утверждения и список репертуара, в котором значилась 31 пьеса, в том числе 4 оперы и 3 пьесы для детей. Разрешение губернатора вскоре последовало. С тех пор любительские спектакли в г. Усть-Сысольск проходили ежегодно — в зимнее время, 2 раза в месяц. Местом для таких представлений служили купеческие дома. Собранные от спектаклей денежные средства шли на благотворительные цели. Артисты-любители, в основном это была интеллигенция города, выступали в театре безвозмездно. В прессе конца XIX — начала XX вв. встречаются имена исполнителей, в разное время игравших в любительских спектаклях: И. Меркушева, Е. Кичиной, Е. Никитиной, И. Дилакторского, З. Успасской, Н. В. Богословского.

Первый коми поэт И. А. Куратов, учительствуя в 1861—1865 гг. в г. Усть-Сысольск и посещая любительский театр, тоже проявлял интерес к драматургии. В его рукописном наследии сохранились отрывки стихотворной драмы «Парма». И. А. Куратов задумал в ней показать ту эпоху из жизни коми, когда святитель Стефан Пермский начал обращать зырян в новую веру, и начали рушиться языческие кумиры.

На рубеже XIX—XX вв. центром театральной деятельности в г. Усть-Сысольск стал народный дом, построенный в 1890-е годы, в котором имелся большой зал со сценой. Театральные представления из частных домов усть-сысольских купцов: Фролова, Еремеева, Забоева, перешли в новое помещение. В нём в разные годы ставились пьесы русских и зарубежных авторов. В газете «Вологодские губернские ведомости» 11 февраля 1900 г. писалось: «Посещение спектаклей доступно здесь (в Усть-Сысольске) большой частью интеллигентной публике; между тем, народных развлечений совсем нет. Это обстоятельство побудило любителей в виде опыта поставить спектакль для народа („Не в свои сани не садисьА. Н. Островского) — по удешевлённым ценам. Первый опыт народного спектакля показал, что зырянская молодежь весьма сочувственно относится к театральным увеселениям…»

Репертуар любительского театра был довольно разнообразен: «Недоросль» и «Бригадир» Д. И. Фонвизина, «Лекарь поневоле» Ж. Б. Мольера, «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Кофейница» И. А. Крылова и др. Первый спектакль на коми языке на усть-сысольской сцене был поставлен в мае 1917 г. по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба» под руководством Н. В. Богословского. Перевод пьесы был коллективным.

Виктор Алексеевич Савин — основоположник коми драматургии и театра

22 ноября 1978 года постановлением Совета Министров Коми АССР Республиканскому драматическому театру было присвоено имя его основателя, Виктора Алексеевича Савина.

После октябрьских событий 1917 года в Коми крае развернулась массовая художественная самодеятельность. Культурно-просветительные кружки возникали не только в г. Усть-Сысольск, но и во многих сёлах: Выльгорте, Корткеросе, Визинге, Пыелдино, Помоздино, Усть-Выми. Первые шаги в создании национальной драматургии и театра были сделаны В. А. Савиным, известным среди коми народа как Небдiнса Виттор, уже в конце 1918 г., когда он написал свою первую пьесу на коми языке — мелодраму из народной жизни «Ыджыд мыж» («Большая вина»). У него не было ни специального образования, ни опыта в этом деле, но было огромное желание донести до коми зрителей живое слово на родном языке. Из представителей национальной интеллигенции В. А. Савин организовал труппу самодеятельных артистов.

Драма В. А. Савина «Ыджыд мыж» была поставлена на сцене усть-сысольского народного дома 14 февраля 1919 года. В. А. Савин был и режиссёром, и актёром. В спектакле принимали участие артисты-любители: А. П. Оверина, А. И. Симакова, В. П. Осипов, Е. А. Прокопьева, М. В. Пролетарский, А. И. Мальцева, А. А. Ростиславин, И. Т. Чисталёв и др. В том же 1919 г. усть-сысольские зрители увидели новую драму В. А. Савина «Шондi петiгoн дзоридз косьмис» («На восходе солнца цветок увял»). Премьера спектакля состоялась 24 октября 1919 года. Эта драма стала путеводной звездой для других начинающих коми драматургов.

Коми самодеятельная труппа, созданная В. А. Савиным, дала в 20-е годы целый ряд театрализованных представлений. Только зимой 1920 г. артисты посетили 20 коми селений, устраивая спектакли и театрализованные вечера — «коми рытъяс». Коми вечера стали очень популярными в народе, их ждали с нетерпением. Участниками таких вечеров становились не только артисты, но и зрители. Впервые коми вечера («коми рытъяс») были показаны в г. Усть-Сысольск, в сёлах: Корткерос, Сторожевск и Помоздино — ещё в начале 1919 г. Их зачинателями, кроме В. А. Савина, были М. Н. Лебедев, А. Суханова (первая детская коми писательница и драматург), Иона и Вениамин Чистелёвы.

В начале 1921 г. усилиями В. А. Савина в г. Усть-Сысольск была создана первая постоянно действующая коми театральная труппа «Сыкомтевчук» — Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукoр (Усть-Сысольское коми театральное объединение). В эту труппу вошли наиболее одаренные и активные участники любительского театра. Руководителем и режиссёром стал В. А. Савин, а его заместителем — С. Попов. Репертуар театра состоял, в основном, из пьес В. А. Савина: «В раю», «Неприкаянная душа», «Дочь пармы», «Усть-Куломский бунт». Творческий дебют коллектива состоялся 12 февраля 1921 года постановкой пьесы А. С. Неверова «Бабы» в переводе на коми язык.

На Усть-Сысольское коми театральное объединение («Сыкомтевчук») возлагалась постановка пьес исключительно на коми языке, как в оригинале, так и в переводе, поэтому в труппу вошли лица, хорошо владеющие им. В театре активно работали П. Покровский, С. Попов, Н. П. Попов, А. Заболоцкая, Н. Цивилев, Н. Шахов, А. Чеусова и др.

Энтузиасты в создании национального театра понимали, что без своей драматургии не может быть и коми театра. Появляются бытовые зарисовки из жизни коми народа, небольшие одноактные пьески, наполненные новым социальным содержанием.

Пример В. А. Савина привлек к драматургии новые писательские силы — М. Н. Лебедева, Н. П. Попова, В. Т. Чисталёва, которые в своих произведениях стали опираться не только на благотворный опыт русской драматургии, но и на фольклор коми (свадебные, похоронные и другие обрядовые песни и действа) с выраженными элементами драматургии.

В начале 1922 г. самодеятельный театр — Усть-Сысольское коми театральное объединение «Сыкомтевчук» — созданный В. А. Савиным, был зачислен в состав государственных театральных трупп. Предполагалось придание ему статуса профессионального театра, однако этого не произошло. Нехватка средств, отсутствие профессиональных актёрских кадров и недостаточность репертуара привели к тому, что в 1929 году «Сыкомтевчук» прекратил свое существование в качестве самодеятельного театрального объединения. Назрела необходимость создания профессионального коми театра.

Создание Коми инструктивно-передвижного показательного театра (КИППТ). Первая коми театральная студия

Началом профессионального театра в коми крае можно считать деятельность Коми инструктивно-передвижного показательного театра (КИППТ) под руководством В. А. Савина.

В 1929 г. он представил в Коми облисполком проект организации профессионального театра, в котором предусматривались организация двухгодичной театральной студии и финансирование труппы. Но вместо двухгодичной студии осенью 1930 г. были организованы лишь месячные актёрские курсы для наиболее активной и одаренной молодежи из участников художественной самодеятельности. Сценическому мастерству обучали режиссер С. И. Барсенев и композитор А. В. Голицын, приглашенные в г. Сыктывкар из Центрального Дома народного творчества им. Н. К. Крупской г. Москва.

Коми инструктивно-передвижной показательный театр начал свою работу 8 октября 1930 года.

Свой первый сезон Коми инструктивно-передвижной показательный театр|КИППТ открыл одноактными спектаклями: «Вoрын» («В лесу») Я. В. Апушкина, в переводе на коми язык А. Костромина; «Мути чужoм» («Лик беса») В. А. Савина; «Ключ» — инсценировка по рассказу А. П. Чехова «Злоумышленник», в переводе на коми язык В. А. Савина.

Национальных пьес было ещё очень мало, и театр начинает играть на двух языках — коми и русском. С КИППТом сотрудничают русские режиссёры А. С. Ходырев, А. В. Голицын, С. И. Барсенев.

Передвижной театр был призван вести культурно-просветительскую работу на селе. В труппе было всего 13 человек, которые сами шили костюмы, создавали декорации, продавали билеты. Несмотря на материальные трудности, театр успешно справлялся с поставленными перед ним задачами. За первый год работы артисты показали 70 спектаклей и концертных программ. Зимой 1931 г. коллектив гастролировал в Усть-Куломском и Усть-Вымском районах. Только в Усть-Куломском районе было дано 40 представлений, охвачено 5 тысяч зрителей, организовано более десятка кружков художественной самодеятельности.

Артисты КИППТа принимали участие во 2-й Всероссийской олимпиаде театральных коллективов, проходившей в г. Архангельске в 1931 г. Весной 1931 г. в состав КИППТа вошла новая группа талантливой молодежи, в числе которых были Н. М. Дьяконов и С. И. Ермолин. Примерно в этот же период с коллективом театра стал работать первый профессиональный коми актёр и режиссёр Б. П. Семячков, получивший театральное образование на рабфаке искусств в Москве. В 1931 г. в репертуаре театра был спектакль «Итог» В. А. Савина в постановке Н. М. Дьяконова.

Колхозно-совхозные театры. Вторая коми театральная студия

Во второй половине 1930-х гг. драматический театр стал не только профессиональным, но и стационарным. Учитывая большую заинтересованность сельского населения в сценических представлениях, из числа артистов были сформированы специальные бригады для постановки спектаклей в районах. Одной из таких бригад руководил С. И. Ермолин. Наряду с этим в 1938—1949 гг. в республике действовали три колхозно-совхозных театра: Объячевский, Усть-Куломский и Ижемский. Творческий состав этих коллективов создавался как из числа профессиональных артистов драматического театра, так и из числа талантливых жителей села, активных участников художественной самодеятельности. Театры получали государственную дотацию. В своей творческой деятельности коллективы этих театров являлись преемниками Коми передвижного инструктивно-показательного театра, целью которого было донести культуру в массы, в самые отдаленные места Коми земли.

В плане приобщения сельского населения к театральному искусству в этот период наиболее показательна творческая деятельность Объячевского колхозно-совхозного театра. Он был создан Управлением по делам искусств в 1938 г. для культурного обслуживания населения южных районов Республики Коми: Летского, Прилузского, Сысольского, Сыктывдинского. Инициаторами создания театра были А. В. Паршуков — руководитель хора с. Объячево и Н. М. Дьяконов. Из республиканского драматического театра на работу в колхозный театр были направлены актеры Т. Пунегова, П. Кузнецов, З. Ершова. Из местных жителей в состав коллектива вошли В. Плешев, В. Овчинников, П. Дымова, В. Смолев, А. Туголукова, А. Кузнецова и другие. 1 мая 1938 года спектаклем «Музыкантская команда» Д. Дэля состоялось открытие первого в республике колхозно-совхозного театра. В первый год творческой деятельности театром было показано 96 спектаклей, в том числе «Любовь Яровая» К. А. Тренёва, «Свадьба в Малиновке» Л. А. Юхвида, «Разлом» Б. А. Лавренёва, «Земля» Н. Вирты, «Назар Стодоля» Т. Г. Шевченко, «Свои люди — сочтемся» и «Бешеные деньги» А. Н. Островского, «Вороны» Н. М. Дьяконова и С. И. Ермолина. Спектакли ставились и на русском, и на коми языках.

В начале Великой Отечественной войны в связи c мобилизацией на фронт мужчин-актёров вставал вопрос о закрытии театра. Но Управление по делам искусств приняло решение направить на работу в колхозный театр эвакуированных из Москвы артистов Н. С. и А. С. Юдиных, И. И. Бродского, А. К. Клиско, А. М. Февейской. Игра опытных московских актёров стала настоящей школой сценического мастерства для коми артистов и развивала эстетические запросы публики. В 1943 г. Объячевский театр показал 286 спектаклей и театрализованных представлений (для сравнения: в 1940 г. — 132 спектакля). Дважды театр выступал в госпитале на станции Опарино в Кировской области. В репертуаре театра в военные годы преобладала военно-патриотическая тематика: «Парень из нашего города» К. М. Симонова, «В степях Украины» А. Е. Корнейчука, «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина. В послевоенное время, несмотря на ухудшение общего состояния культуры села, в связи с ослаблением материально-технической базы, театр всё ещё находился в расцвете творческих сил. В системе гастролей были разработаны маршруты по двум кольцам: южному — с выходом в Кировскую область, и северному — Котлас, Сольвычегодск, Коряжма, Яренск, Усть-Вымский, Сыктывдинский и Сысольский районы. В 1947 г. в связи с решением правительства о переводе всех театров — за исключением академических и республиканских национальных — на полный хозяйственный расчет, перед коллективом театра встали серьезные финансовые проблемы. В 1949 г. было принято решение объединить Объячевский и Усть-Куломский колхозно-совхозные театры с переводом их в п. Княжпогост. Однако финансовые трудности продолжились и на новом месте. В 1950 г. театр прекратил своё существование. За 11 лет творческой деятельности, с 1938 по 1949 гг., Объячевский колхозно-совхозный театр осуществил 70 премьер и показал более двух тысяч спектаклей и театрализованных представлений. В разные годы здесь работали известные деятели театрального искусства республики: Н. М. Дьяконов, И. И. Аврамов, Б. П. Семячков, Б. С. Фролов, С. П. Бутиков, Н. В. Уродов, Г. Д. Горчаков.

Наряду с Объячевским театром действовал Ижемский колхозно-совхозный театр, созданный в 1939 г. на основе художественной самодеятельности под руководством артиста республиканского драматического театра В. П. Выборова для культурного обслуживания северных районов республики: Кожвинского, Усть-Усинского, Усть-Цилемского. Театр в период с 1939 по 1941 гг. поставил 111 спектаклей, обслужил 33 населенных пункта, охватив 30 тысяч зрителей. В августе 1941 г. театр пришлось закрыть, так как большинство мужчин ушли на фронт, но в 1947 г. он вновь начал свою творческую деятельность и продолжал её до 1949 г.

В 1943 г. был открыт Усть-Куломский колхозно-совхозный передвижной театр. За три года он объездил 61 населенный пункт, поставил 250 театрализованных представлений, обслужил около 45 тысяч зрителей. С переводом театров на самоокупаемость колхозно-совхозные театры прекратили своё существование, но, безусловно, они сыграли большую роль в эстетическом воспитании сельского населения, в приобщении его к театральному искусству, явились предпосылкой к открытию народных театров, которые продолжили их лучшие традиции.

В 1939 г. правительство республики обратилось в Управление по делам искусств РСФСР с ходатайством об организации в Коми республиканском драматическом театре русской труппы. Получив положительный ответ, из разных театров страны в г. Сыктывкар были приглашены русские актеры в количестве 24 человек. Среди приглашенных были Н. Н. Шамраев и Т. А. Дальская, получившие звание заслуженных, а затем и народных артистов Коми АССР. В 1951 г. Н. Н. Шамраеву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Совместными усилиями двух трупп были поставлены: «Укрощение строптивой», «Отелло», У. Шекспира, «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого, «Сказка» М. А. Светлова, «Стакан воды» Э. Скриба, «Страшный суд» В. В. Шкваркина. Работа русских актёров, безусловно, сыграла положительную роль, значительно повысив профессиональный уровень молодых коми актёров.

В целях профессиональной подготовки новых актёрских кадров в 1938 г. в Москву, в государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС) была направлена группа юношей и девушек, успешно сдавших вступительные экзамены во II коми театральную студию. Война прервала учебу студийцев. Они добровольно ушли на оборону Москвы. Учебу заканчивали в Сыктывкаре, куда были эвакуированы осенью 1941 г. вместе со своим педагогом, руководителем коми студии А. Тункелем. Теоретические занятия шли в Коми государственном педагогическом институте, а практические — в стенах театра. В 1942 г. состоялся выпуск II коми театральной студии, и все молодые артисты были зачислены в штат Республиканского драматического театра. Эту студию заканчивали: народная артистка СССР Г. П. Сидорова, заслуженный деятель искусств РСФСР В. Д. Леканов, народная артистка РСФСР Ю. И. Трошева, народные артисты Коми АССР С. С. Ростиславина, Н. Н. Турубанов, В. Н. Рассыхаев. В качестве дипломного спектакля была выбрана пьеса С. И. Ермолина и Н. М. Дьяконова «Домна Каликова» в постановке Н. М. Дьяконова. За постановку данного учебного спектакля режиссёру была объявлена благодарность. В январе 1941 г. в целях обслуживания промышленных районов, коллектив драмтеатра был разделен на две труппы: коми и русскую. Для постановки масштабных спектаклей две труппы объединялись.

Коми республиканский драматический театр в годы Великой Отечественной войны. Третья коми театральная студия

Коми республиканский драматический театр в годы Великой Отечественной войны активизировал свою работу, несмотря на то что многие актёры ушли на фронт. Перед лицом военной опасности на сцене шли спектакли, проникнутые духом патриотизма. Вынужденная эвакуация русских театральных коллективов способствовала установлению более тесных творческих связей с коми коллективом и повышала их профессиональное мастерство. В годы войны коми национальный театр работал в тесном содружестве с русской труппой, художественным руководителем которой был Г. А. Мирский. За период работы в Коми драматическом театре им было поставлено более 30 спектаклей. В его первом спектакле «Человек с ружьём», поставленном незадолго до войны]], был занят почти весь актёрский коллектив театра. По признанию самого режиссёра, это была очень серьёзная и ответственная работа: «Когда наш театр выработал репертуарный план на сезон, возникла мысль включить в репертуар пьесу, в которой бы были даны образы вождей революции — В. И. Ленина и И. В. Сталина. Мы остановились на пьесе Н. Ф. Погодина „Человек с ружьём“. Весь коллектив понимал ответственность, которую он взял на себя, приступая к такой серьезной постановке. На каждой репетиции искали что-то новое. Каждый из нас чувствовал, что спектакль создаем вместе. Наконец, 13 февраля он (спектакль) был сдан комиссии и специально приехавшему из Москвы председателю Управления по делам искусств РСФСР». Премьера прошла 15 февраля 1941 года. Роль Ленина прекрасно сыграл замечательный коми актёр П. А. Мысов, роль Сталина не менее талантливый актёр русской труппы Н. Н. Шамраев и роль Шадрина — коми актёр С. И. Ермолин.

Постановка пьесы Н. Ф. Погодина «Человек с ружьём» стала событием в театральной жизни республики. В 1942 г. жители республики увидели новую постановку Г. А. Мирского с образом вождя — «Ленин в 1918 году» по пьесе А. Я. Каплера и Т. С. Златогоровой; в 1946 г. — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина.

Очень плодотворными в творчестве режиссёра стали военные годы. Среди спектаклей, поставленных им в этот период: «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Месяц в деревне (пьеса Тургенева)» И. С. Тургенева, «Доходное место» А. Н. Островского, «Вороний камень» И. А. Груздева и Б. Д. Четверикова, «Свадьба в Малиновке» Л. А. Юхвида, «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. За большую творческую деятельность в годы Великой Отечественной войны Г. А. Мирскому в 1945 г. было присвоено звание народного артиста Коми АССР.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в деятельность большинства творческих коллективов. Не минула эта участь и Коми драматический театр. С началом войны в штате произошли большие изменения. Большинство мужчин были мобилизованы на фронт, многие из них пали смертью храбрых. Б. Фролов, работавший до войны художественным руководителем Объячевского колхозного театра, погиб на Ленинградском фронте в 1943 г. Погиб один из первых коми режиссёров В. Выборов, погибли артисты С. Пылаев, А. Кузнецов (Ситкарев), М. Рочев, Г. Растворов, Н. Чевский, А. Козлов, С. Братенков, Н. Князев, Г. Бабинов. Вместе с тем, в труппу вошли эвакуированные из Москвы, Ленинграда и других городов профессиональные актеры: З. А. Трубецкая, Г. П. Усольцев, Н. А. Суркова, Н. М. Колокольников, А. М. Эманин, Н. А. Григорьева, Н. Я. Каменев, А. К. Улитин, С. А. Волгин, заведующий кафедрой хореографического искусства Московского театрального института Х. Х. Кристерсон, профессор Московской консерватории А. А. Воронцов, преподаватель ГИТИСа, руководитель коми студии А. В. Тункель, а также театральные художники В. А. Баусов, А. А. Полозова, Н. В. Бармин.

Репертуар театра в годы войны был достаточно широк. Постановку спектаклей осуществляли русские режиссёры Г. А. Мирский, В. С. Григорьев, А. В. Тункель, Т. П. Карендова; коми режиссёры Н. М. Дьяконов, П. А. Мысов, С. П. Бутиков. Ставились произведения как русской и зарубежной классики, так и произведения советских авторов, но на первом плане были спектакли военнно-патриотической тематики: «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва, «Шёл солдат с фронта» В. П. Катаева, «Русские люди» К. М. Симонова, «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Нашествие» Л. М. Леонова. Не остались в стороне от военной темы и коми драматурги Н. М. Дьяконов]] и С. И. Ермолин. В соавторстве они создали пьесу «В дни войны», рассказывающую о трудовых буднях рядовых колхозников в глубоком тылу.

В 1942 г. в Сыктывкар в краткосрочный отпуск приезжал Герой Советского Союза Николай Васильевич Оплеснин, воевавший на Волховском фронте. В театре ему была устроена тёплая встреча с земляками. Вскоре после возвращения на фронт он погиб. Подвиг, совершенный Н. В. Оплесниным, лёг в основу пьесы Н. М. Дьяконова «Герой». Премьера спектакля состоялась в 1945 г.

В годы войны кроме сельских районов театр обслуживал и новостройки Коми АССР: промышленные города Ухту и Воркуту. Талантливому актёру и режиссёру П. А. Мысову была поручена организация филиала Республиканского драматического театра в г. Ухта. В труппу Ухтинского театра вошли русские актёры Н. Н. Шамраев, Т. А. Дальская, А. М. Эманин, Н. А. Киселев, Е. Петражицкая, М. Аленичев, Г. П. Усольцев, Ю. Зенкевич, выпускница коми студии ГИТИС С. С. Ростиславина. Здесь начинал свой творческий путь один из ведущих актёров Коми драмтеатра, народный артист РСФСР, И. Н. Кривошеин. В течение трёх с половиной лет Ухтинский театр обслуживал жителей северных сёл и деревень, лесозаготовителей, важнейшие промышленные стройки Севера и Заполярья. В 1944 г. Ухтинский филиал Коми республиканского драматического театра был переведен в Инту. После войны театр закрыли, и актёры вернулись в Сыктывкар. За заслуги в области театрального искусства художественный руководитель Ухтинского филиала П. А. Мысов был удостоен звания «Народный артист Коми АССР».

На Всероссийском смотре национальных театров, проходившем в марте 1945 г., спектакли Коми республиканского драматического театра «Домна Каликова» и «В дни войны» С. И. Ермолина и Н. М. Дьяконова, а также «Слуга двух господ» К. Гольдони получили вторую премию. Двумя премиями была отмечена работа Н. М. Дьяконова как драматурга и как режиссёра.

В 1943 г. при драмтеатре была создана новая III театральная студия. Руководителями её стали главный режиссёр театра Г.А. Мирский, коми актёр, режиссёр и драматург Н. М. Дьяконов и актёр русской труппы Н. Н. Шамраев. Выпуск студии состоялся уже после войны, в 1947 г., когда театр особенно нуждался в новых кадрах. Эту студию заканчивали в будущем заслуженные артисты РСФСР Г. П. Лыткина, М. А. Красильников, Л. Ф. Ильчуков, заслуженный деятель искусств РСФСР Э. А. Попов, народная артистка Коми АССР К. М. Леканова, заслуженный артист РК, заслуженный работник РФ Г. Д. Горчаков, внёсшие огромный вклад в развитие коми театрального искусства.

Труд актёров в военное время сравним с подвигом. В любое время года, при любой погоде они выезжали на гастроли в самые дальние уголки республики, выступая перед усталыми от тяжёлой работы людьми. Перед артистами стояла нелегкая задача — поддерживать их моральный дух, вселять веру в победу. Полуголодные, обессиленные после долгой дороги актёры во время игры преображались, вживаясь полностью в свою роль. И лица зрителей светлели. Как только спектакль заканчивался, зал взрывался аплодисментами. Лучшей награды для артистов быть не могло.

За годы войны Коми республиканский драматический театр дал около 6 тысяч спектаклей, из них 3,5 тысяч — выездных. Было обслужено более 1 миллиона 400 тысяч человек.

За плодотворную деятельность в годы Великой Отечественной войны многие артисты Коми драматического театра были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», удостоены званий народных и заслуженных артистов Коми АССР.

Коми республиканский драматический театр в послевоенное время (1945—1950-е годы)

После войны около двадцати русских актёров, эвакуированных из других театров, выехали из Республики Коми. Началось новое формирование национальной и русской трупп и создание нового репертуара. В 1946 г. в составе коми труппы числилось 43 артиста, в составе русской труппы — 38 человек. Всего в штате театра было 130 человек, в том числе четыре режиссёра и три художника. В 1947 г. покинул Сыктывкар художественный руководитель Коми драматического театра Г. А. Мирский.

По приглашению С. М. Поповой, возглавлявшей комитет по делам искусств Коми АССР, в Сыктывкар приехал один из организаторов Воркутинского лагерного музыкально-драматического театра, его главный режиссёр и художественный руководитель в 1943—1945 гг. Б. А. Мордвинов, чей срок заключения закончился в 1945 году. По воспоминаниям народного артиста РСФСР И. Н. Кривошеина, в свои 47 лет Мордвинов выглядел почти стариком, но работа с ним стала настоящей школой актёрского мастерства для артистов Коми драматического театра. Сразу после приезда в Сыктывкар Б. А. Мордвинов начал работу над постановкой спектакля «Отелло». Удачный подбор актёрского состава: П. А. Мысов в роли Отелло, Аврамов — Яго, Русина — Дездемона, прекрасная музыка Дж. Верди и хорошо выполненные декорации принесли новой постановке классической пьесы большой успех. Этот спектакль раскрыл творческие возможности И. И. Аврамова, недавно вернувшегося в театр после службы в армии. Кроме «Отелло» Б. А. Мордвинов поставил на сыктывкарской сцене «Бесприданницу» А. Н. Островского, «Он пришёл» Д. Пристли и др.

В 1947 г. национальную труппу театра пополнили выпускники III коми театральной студии. Основу коми театра в этот период составляли заслуженные артисты РСФСР П. А. Мысов, А. С. Русина, С. И. Ермолин, Н. М. Дьяконов; выпускницы коми студии ГИТИСа, Г. П. Сидорова и Ю. И. Трошева; вернувшийся с Дальневосточного фронта И. И. Аврамов. Своей игрой радовали русские актёры: народные артисты Коми АССР Н. Н. Шамраев, Т. А. Дальская, Н. А. Киселев, заслуженные артисты Коми АССР Н. А. Суркова, Н. Я. Каменев, С. А. Волгин, С. С. Ростиславина, талантливые актёры И. Н. Кривошеин, А. К. Улитин, Н. В. Уродов, супруги В. С. и Н. А. Григорьевы, З. А. Трубецкая.

В первый послевоенный год в театре ставились и произведения местных авторов: «Молодые патриоты» С. И. Ермолина, «Ключи богатства» В. В. Юхнина. В 1948 г. театр поставил спектакль «В предгорьях Тимана» по пьесе коми писателя Г. А. Фёдорова. Режиссёрами-постановщиками национальных спектаклей были П. А. Мысов («Молодые патриоты»), С. Бутиков («Ключи богатства») и Н. М. Дьяконов («В предгорьях Тимана»).

В целях организационно-методической помощи театральным коллективам и улучшения их жизнедеятельности в марте 1948 г. было создано Коми отделение Всероссийского театрального общества (ВТО), первым председателем которого был избран известный коми актёр и драматург, народный артист Коми АССР С. И. Ермолин.

В феврале 1949 г. в журнале «Войвыв кодзув» («Северная звезда») вышла пьеса Н. М. Дьяконова «Свадьба». Сюжет пьесы прост — история сватовства колхозного бригадира Сергея Орлова к бригадиру соседнего колхоза Ирине Степановой. Замысел пьесы родился у автора во время пребывания в деревне, где он стал невольным свидетелем любовного свидания, в ходе которого парень делал предложение, а девушка не хотела идти в отсталый колхоз.

Премьера спектакля «Свадьба» на коми языке в постановке П. А. Мысова состоялась в марте 1949 г. в Коми республиканском драматическом театре. Главные роли исполняли: Сергей Орлов — Е. Михеев, Ирина Степановна — Ю. Трошева, Курочкин — В. Леканов, Муравьев — П. А. Мысов и др.

На всероссийском конкурсе драматургов, проходившем в 1949 г. в Москве, пьеса Н. М. Дьяконова получила высокую оценку и была рекомендована к постановке в других театрах страны. Известный московский драматург А. Г. Глебов сделал авторизированный перевод комедии под названием «Свадьба с приданым». В русском варианте образы некоторых героев стали сложнее и ярче, а язык богаче, но вместе с тем комедия во многом утратила национальный колорит. Во втором варианте изменились и имена главных героев: Орлов стал Максимом, а Ирина — Ольгой. Вторую постановку пьесы на сыктывкарской сцене осуществил в 1950 г. сам Н. М. Дьяконов — под тем же названием. Несколько изменился и состав актеров, исполняющих главные роли. На этот раз Максима Орлова играл И. И. Аврамов, Николая Курочкина — М. Красильников, роль задорной Любы Бубенчиковой исполнила молодая актриса, выпускница III театральной студии Галина Лыткина.

Большой успех пьесе принесла постановка народного артиста СССР Б. И. Равенских на сцене Московского театра Сатиры. Премьера спектакля состоялась 12 марта 1950 года. Исполнители: Ольга — В. Васильева, Максим — В. Ушаков, Курочкин — В. Доронин, Лукерья Похлёбкина — Т. Пельцер. Хорошая постановка, удачно подобранные актеры, замечательные песни, написанные специально для этого спектакля, принесли и пьесе, и её автору всесоюзную славу и способствовали её продвижению в другие театры.

С 1950 г. лирическая комедия Н. М. Дьяконова «Свадьба с приданым» была поставлена более чем в 150 театрах страны. Пьеса была переведена на болгарский, венгерский, польский, румынский, немецкий языки и поставлена в ряде стран Восточной Европы. В 1951 г. пьеса в постановке Московского театра Сатиры получила Сталинскую премию. Лауреатом стал и автор комедии. В 1953 г. на экраны страны вышел художественный фильм «Свадьба с приданым», снятый на киностудии «Мосфильм».

Таким образом, в середине прошлого столетия коми драматургия перешагнула за пределы республики, значительно возросло мастерство драматургов. Вслед за пьесой Н. М. Дьяконова широкую известность получила лирическая комедия В. Д. Леканова «Сельские вечера» в переводе А. В. Успенского.

По произведениям коми писателей и драматургов в 1950-е гг. в театре были поставлены: «В тайге» Г. А. Фёдорова, «Огни тундры» В. В. Юхнина, «У нас на Севере» Э. А. Попова. В репертуаре этого периода числятся инсценировки русских, советских и зарубежных авторов: «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Светит, да не греет», «Сердце не камень» А. Н. Островского, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Зыковы» и «На дне» М. Горького, «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, «Семья Ульяновых» И. Ф. Попова, «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, «Отверженные» В. Гюго, «Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега.

На сцене ставят спектакли русские режиссёры Е. Л. Калинский, И. П. Милославский, Н. Д. Станиславский, В. С. Григорьев; коми режиссёры П. А. Мысов, Н. М. Дьяконов. Пробует свои силы в режиссуре И. И. Аврамов. В репертуаре театра преобладают классические пьесы и произведения советских авторов.

Блистают своей игрой Т. А. Дальская, А. С. Русина, Н. А. Суркова, Г. П. Сидорова, С. И. Ермолин, П. А. Мысов, А. Г. Зин, И. Н. Кривошеин, С. С. Ростиславина, Н. Н. Шамраев и другие актёры театра.

Художественные традиции первых русских режиссёров Н. Д. Станиславского, Г. А. Мирского, И. П. Милославского продолжил Ю. Г. Лаппа-Старженецкий (1904—1969).

В 1947 г., после отъезда Г. А. Мирского, Ю. Г. Лаппа-Старженецкий был приглашен в Коми драматический театр в качестве главного режиссёра, и работал в этой должности два периода: с 1947 по 1950 и с 1954 по 1958 гг.. Осуществил постановку спектаклей: «Ревизор» (1948), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Человек с портфелем» (1955) А. Файко, «Изваильская крепость» И. Потолицына (совместно с И. И. Аврамовым), «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова (1957), «Дама с камелиями» А. Дюма.

Лаппа-Старженецкий включил в репертуар и такие масштабные полотна, как «Идиот», «Василиса Мелентьева», «Порт-Артур». Известный искусствовед А. С. Клейн писал о Ю. Г. Лаппе-Старженецком: «Его режиссёрской работе были присущи романтическая приподнятость, стремление к монументальности, к резко подчеркиваемой характеристике персонажа».

В 1957 г. после окончания коми национальной студии при Ленинградском театральном институте (руководитель Н. Е. Серебряков) в театр приходит новое молодое пополнение артистов: М. Данилов, А. Ларев, В. Пельмегов, И. Попов, З. Жакова, С. Родионова, Г. Конакова, Н. Судзан.

В конце 1950-х в Сыктывкар приехала известный режиссёр В. А. Стояновская, поставившая здесь спектакли по пьесам: «Золушка» Т. Граббе, «Барабанщица» А. Д. Салынского, «Юстина» Х. Вуолийоки.

В 1958 г. А. Ларев написал лирическую комедию «Свидания у черёмухи» («Льoм пу улын аддзысьлoмъяс»), которая была поставлена во многих театрах страны.

Из-за перехода некоторых ведущих актёров в труппу музыкального театра, открывшегося в Сыктывкаре в 1958 году, несколько спектаклей пришлось снять с репертуара. В этот период во главе коллектива встал новый главный режиссёр — И. М. Гайсинский. Среди его работ: «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского и «Третья патетическая» Н. Ф. Погодина, «Мачеха» О. Бальзака, «Сын века» И. Куприянова, «Иван Куратов» Г. Литинского.

Коми республиканский драматический театр в 1960—1970-е годы

В начале 1960-х годов театр возглавил Иван Иванович Аврамов. Среди спектаклей, поставленных им — произведения русских и зарубежных классиков, пьесы советских драматургов: «Волки и овцы» (в переводе на коми язык), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Ричард III» У. Шекспира (совместно с В. Себекиным), «Поднятая целина (роман)» М. А. Шолохова, «Не тревожься, мама!» Н. В. Думбадзе, «Самая счастливая» Э. Я. Володарского, «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана и др. Талантливому режиссеру особенно удавались постановки пьес коми драматургов: «Сельские вечера» В. Д. Леканова (1954, совместно с Е. Д. Калинским), «Свидания у черёмухи» А. Ларева (1958), «Ухабы жизни» В. Д. Леканова (1969), «Печорская быль» М. Калинина (1970), «Кто тогда остался жив» Г. А. Юшкова (1974), «Волк тундры» Г. Д. Горчакова (1977). Долгие годы два коми режиссёра — И. И. Аврамов и Э. А. Попов были постановщиками всех национальных пьес. Нередко И. И. Аврамов ставил спектакли с другими молодыми режиссёрами театра — В. Себекиным и В. Градовым, с московским режиссёром Е. Калинским и др.

Аврамова очень волновал вопрос о достойной смене театральных деятелей: ряды ветеранов театра заметно редели. В 1958 г. ушел из жизни один из лучших мастеров коми сцены П. А. Мысов. В 1961 г. во время спектакля остановилось сердце ведущего коми актёра и драматурга С. И. Ермолина. Из-за тяжелой болезни покинул сцену А. Г. Зин. Ушла из жизни русская актриса Т. А. Дальская. Театр остро нуждался в молодых кадрах, поэтому главный режиссёр принимает решение о наборе новой коми студии при Московском Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского.

Выпуск студии состоялся в 1971 г. Театр пополнился новыми именами, среди которых: Г. Микова, Л. Оборина, Л. Цивилева. Чуть раньше, после окончания Ярославского театрального училища, в театр пришли Л. Мальцева и С. Г. Горчакова и выпускники студии ГИТИСа А. Трибельгорн и Н. Хозяинов. В 1979 г. окончили драматическую студию при Сыктывкарском музыкальном училище 17 молодых актёров, среди которых были: М. Костромин, В. Габова, Л. Третьякова, С. Лыткина, Т. Темноева.

За короткий промежуток времени недавние выпускники заняли достойное место в труппе театра, работая и на коми, и на русском языках.

В 1950-60-е гг. с театром активно сотрудничал русский режиссёр Ефим Леонидович Калинский. Он работал в театре с 1952 по 1955 гг. в должности главного режиссёра. В 1962 г. его вновь приглашают в театр на должность очередного режиссёра. Им осуществлен целый ряд интересных спектаклей: «Девицы-красавицы», «Сельские вечера», «Ленинградский проспект», «День рождения Терезы». В том же году он выпустил масштабную работу — драму «Угрюм-река» по роману В. Я. Шишкова. В спектакле был занят почти весь актёрский состав. Данный спектакль был с успехом показан во время гастролей на Украине и получил высокую оценку и критиков, и зрителя.

С начала 1960-х гг. в театрах стали действовать художественные советы, что давало больше прав в выборе репертуара, заказе пьес и работе с авторами. Председателем худсовета Республиканского драматического театра]] был избран И. Н. Попов, заместителем — И. И. Аврамов.

Традицию народной пьесы в театре в 1960-х гг. продолжили комедия Н. М. Дьяконова «Квартет Николая Курочкина» (1962) и пьесы В. Д. Леканова «Мы не зимогоры» (1966) и «Ухабы жизни» (1969). В этот же период в драматургию пришел талантливый коми поэт и прозаик Г. А. Юшков. На сцене Коми республиканского драмтеатра с успехом шли его пьесы: «Макар Васька — сиктса зон» («Макар Васька — сельский парень», 1963), «Кыськo тай эмoсь» («Бывают же такие», 1969), «Коді сэки ловйoн коли» («Кто тогда остался жив», 1975). Его пьесы не насыщены событиями, но мягкий юмор, яркий национальный колорит, прекрасный язык, интересные образы в исполнении выдающихся мастеров коми сцены приносят спектаклям признание и любовь зрителей.

В сентябре 1979 г. состоялся творческий отчет театра в Москве. На сцене филиала Малого театра были показаны 7 спектаклей, в том числе — три национальных: «На восходе солнца цветок увял» В. А. Савина, «Бывают же такие» Г. А. Юшкова и «Волк тундры» П. Попова и К. Панфёрова в инсценировке Г. Д. Горчакова. Московская публика, журналисты, театральные критики высоко оценили профессионализм и мастерство актёров Коми драматического театра.

Коми республиканский драматический театр в 1980—2000-е годы

В 1980 г. Коми республиканский драматический театр был награжден орденом Дружбы народов. За это время он вырастил не одно поколение талантливых актёров. И. И. Аврамов и Г. П. Сидорова получили высокие звания народных артистов СССР. В ряд ведущих актёров наравне со старшим поколением выдвинулись более молодые артисты: З. Локтионов, Э. Вербин, Т. Плихта, Г. Микова, А. Трибельгорн, Л. Цивилева, И. Витович, Л. Оборина.

В этот период стало традиционным проведение различных фестивалей театральных искусств, зрительских конференций, творческих встреч, Недель «Театр и дети» и «Театр — селу», Недели показа премьер. Театр активно продолжал сотрудничать с ведущими театральными деятелями страны. В свою очередь, артисты театра выезжали в творческие командировки в другие города, проходили стажировку в столичных театрах.

В начале 1980-х гг. в театр пришел коми писатель-прозаик П. Ф. Шахов. Спектакли, поставленные по его произведениям: «Шондiбанoй-олoмoй» («Праздник души», 1980), «Мыйла олам?» («Зачем живём?», 1982), «Бур асыв» («Доброе утро», 1987) были актуальными для своего времени, пользовались успехом у коми зрителя. В 1980-х на сцене театра были также представлены пьесы уже известных драматургов: «Кoка войo» («В кукушкину ночь») Н. М. Дьяконова, «Пиян» («Сыновья») и «Гажтoм вальс» («Печальный вальс») Александра Ларева, «Рытъя кыа бoрын» («На вечерней заре») Г. А. Юшкова, «Йитчы-клеитчы» («Соединись — приклейся») Г. Д. Горчакова, «Анисья» Николая Белыха.

Весьма плодотворно в этот период работает режиссёр В. Себекин, зарекомендовавший себя как интересный художник со своим почеркам. «Тиль» Г. И. Горина, «Ричард III» У. Шекспира, «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, «Мои Надежды» и «Синие кони на красной траве» М. Ф. Шатрова, «Поговорим о странностях любви…» Г. С. Мамлина — вот далеко не полный перечень его постановок.

Театральное искусство республики в 1980-х годы понесло много тяжелых потерь. Ушли из жизни талантливые актёры, режиссёры, драматурги, благодаря которым коми театр стал известен далеко за пределами республики: заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Н. М. Дьяконов, народный артист СССР И. И. Аврамов, заслуженные деятели искусств РСФСР В. Д. Леканов и Э. А. Попов, народные артисты РСФСР И. Н. Кривошеин и Ю. И. Трошева.

После ухода И. И. Аврамова, более 20 лет работавшего в качестве главного режиссёра, чтобы привлечь зрителя, руководству театра приходилось искать новые пути, обновлять репертуар пьесами современных авторов. Тогда же зритель смог познакомиться с работами главного режиссера В. Н. Свиридкина.

В 1985 г. В. Н. Свиридкина пригласили в республику на должность главного режиссёра Коми драмтеатра. За 5 перестроечных лет, когда многие люди в силу каких-то насущных жизненных проблем (иногда часто бытовых) утратили веру в добро, в светлые идеалы, В. Н. Свиридкин на сыктывкарской сцене поставил лучшие работы театра тех лет: «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Н. Разумовской, «Любовь под вязами» Ю. О`Нила, «Женский стол в Охотничьем зале» В. И. Мережко.

В 1995 г. в поле зрения В. Н. Свиридкина попала историческая драма В. А. Савина «Усть-Куломский бунт». Изучив и проанализировав реальные исторические события первой половины XIХ века в Коми крае, события трагические, режиссёр, тем не менее, сумел поставить театрально-яркий и зрелищный спектакль, пронизанный светом добра и любви к людям. В нем много актёрских удач, великолепные массовые сцены. Спектакль национален по духу, а по смыслу — общечеловечен. Спектакль в постановке В. Н. Свиридкина был отмечен Государственной премией Республики Коми.

В репертуарный список 1999 г. главный режиссёр включил пьесу О. Заградника «Соло для часов с боем», которую сам автор определил как комедию. В постановке В. Н. Свиридкина пьеса приобрела лирическое звучание, хотя не утратила своего комедийного начала.

В дальнейшем художественные поиски режиссёра углубились обращением к высокой духовности, которую он раскрыл в таких спектаклях, как «Дядя Ваня» А. П. Чехова и «Васса Железнова» М. Горького. Острейшие болевые точки современности затронуты были им в эмоционально захватывающем спектакле «Кавказская рулетка» В. И. Мережко. Более поздние работы режиссёра — «Без вины виноватые» А. Н. Островского, «Любовный роман» А. К. Толстого — это свидетельство верности В. Н. Свиридкина благородным традициям русской классики, творческого видения её как средства воспитания в зрительских массах высокой общечеловеческой морали, веры в добро.

Удивительная скромность и интеллигентность, преданность своему делу, умение работать с коллективом в целом и каждым актёром по отдельности — всё это снискало уважение друзей, коллег и любителей творчества замечательного режиссёра. За многолетний плодотворный труд В. Н. Свиридкину присвоено почётное звание «Заслуженный работник Республики Коми».

В 1989 г., когда театр входил в свой юбилейный 60-й год, на должность главного режиссёра и художественного руководителя вступила заслуженная артистка РСФСР С. Г. Горчакова. Перед новым главным режиссёром встало много нерешенных проблем, но основные из них — это поиски репертуара и привлечение зрителя. Несмотря на то что шли разговоры о разделении труппы на две — русскую и коми, коллектив театра не поддержал эту идею, и труппа была сохранена в прежнем виде.

Формируя новый репертуар, художественный совет старался учитывать интересы разных зрительских слоев, поэтому в этот период на сцене театра были поставлены разные по тематике и жанрам спектакли: «Чайка» А. П. Чехова, «Штаны, или Генералы в юбках» Ж. Ануя, «Хитроумная влюблённая» Лопе де Вега, «Эх!!!» (по роману В. Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»), «Ен ныв» («Дочь бога») Г. А. Юшкова, «Милые шалости мужчины средних лет» Попеску, «Шондioй — мамoй» по пьесе И. Гладких «Чужая» в переводе на коми язык Алексея Попова.

В ноябре 1988 г. на сцене театра была поставлена пьеса В. В. Кушманова и С. Г. Горчаковой «Югыд кодзув» («Звезда неугасимая»). В пьесе использованы мотивы дилогии В. А. Савина «В раю» и «Неприкаянная душа» и эпизоды из его собственной жизни. Автору «Звезды неугасимой» В. В. Кушманову, режиссёру-постановщику спектакля С. Г. Горчаковой, а также исполнителям главных ролей А. А. Трибельгорну (за роль Виктора Савина) и М. В. Костромину (за роль Сюзь Матвея) присуждена Государственная премия Коми АССР им. В. А. Савина.

В 1985 г. после окончания актёрского отделения Уфимского института искусств в театр пришло молодое пополнение: супруги Игорь и Елена Янковы, Ольга Носкова, Мария Чукарева, Надежда Пешкина. В том же, 1985 г., группа из 16 посланцев Коми была направлена на учебу в театральное училище им. Б. Щукина в Москву: Н. Бутенин, С. Горинова, Э. Качанова, И. Кечаева, Т. Конотова, О. Кублицкий, Е. Малафеев, В. Милюков, О. Митюшев, Г. Морозов, Г. Надуткина, А. Попов, А. Канева, Л. Филиппова, С. Филиппов, М. Шапин. Их наставниками стали известнейшие театральные педагоги: руководитель курса — Альберт Григорьевич Буров, преподаватели мастерства — Юрий Васильевич Катин-Ярцев, Людмила Владимировна Ставская, Татьяна Кирилловна Коптева.

Коми студия заявила себя в институте самобытнейшим коллективом с интересными своеобразными спектаклями: чеховская «Свадьба», спектакль по пьесе шведского нобелевского лауреата Харри Мартинсона «Три ножа из страны Вэй», ставший дипломантом международного фестиваля «Подиум-89», «Красный уголок» по пьесе М. Г. Розовского, «Крыша» по пьесе А. М. Галина, «Высокое напряжение» по пьесе А. П. Платонова. Все они доказывали хороший творческий потенциал курса.

В Сыктывкар вернулись шестеро студийцев: Евгений Малафеев, Михаил Шапин, Николай Бутенин, Анатолий Попов, Надежда Надуткина, Анна Канева (Софронова). Боевое крещение выпускники-щукинцы получили с постановкой В. Себекиным спектакля «Королевство кривых зеркал» в 1989 г. Через некоторое время возвратился из Москвы Виктор Милюков.

Академический театр в настоящем и будущем

25 августа 1995 года решением комиссии Министерства культуры Российской Федерации Государственному театру драмы Республики Коми им. В. А. Савина присвоено звание Академического. Отдавая дань уважения своему создателю, В. А. Савину, руководство и творческий коллектив театра возобновили фестиваль «Осенние коми вечера» («Арся коми рытъяс»; так в 1920-е гг. назывались театрализованные вечера-посиделки).

В 2005 г. 15 вчерашних школьников поехали учиться в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Руководителем курса был назначен известный в России режиссёр, заслуженный деятель искусств Республики Карелии, профессор А. Д. Андреев. Последние два семестра до выпуска 2010 года курс работал уже на базе Академического театра драмы им. В. Савина.

За время обучения студентами было подготовлено несколько курсовых спектаклей, показанных в Учебном театре: по водевилям французского автора, острослова и выдумщика комедийных положений Э. Лабиша «Мизантроп» и «Убийство на улице Лурсин», по пьесе питерского драматурга А. М. Володина «Фабричная девчонка» и по пьесе А. В. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» с трагически истолкованным финалом, а также масштабное феерически-зрелищное представление по финно-угорскому эпосу «Калевала».

Из этого курса на сегодняшний день работают на коми сцене шестеро: Мария Коровина, Надежда Кожевина, Людмила Мелехина, Владимир Рочев, Константин Карманов, Вадим Козлов. Все они плотно заняты в текущем репертуаре: «Верую!» — в спектакле по рассказам В. М. Шукшина, «Юбилей и прочее, и прочее, и прочее…» — по водевилям А. П. Чехова, «Романтики» — по пьесе Э. Ростана, «Гузи да мези» — по коми-пермяцкому фольклору, «Вир паса кoлысь» — по пьесе Ф. Г. Лорка «Кровавая свадьба» в переводе на коми Е. Козлова, и, наконец, в знаменитой сцене с бродячими актёрами в спектакле «Гамлет».

В августе 2009 г. ко Дню государственности Республики Коми театр получил новое просторное, великолепно оснащённое здание, выстроенное на месте пришедшего в негодность старого. Таким образом, наметилась новая веха развития драматического искусства Республики Коми.

В феврале 2010 г. в театр пришел новый директор, Михаил Николаевич Матвеев. М. Н. Матвеевым было упорядочена работа всех служб и цехов театра, обеспечена безупречная гастрольная и выездная деятельность. Впервые за последние несколько десятков лет были осуществлены масштабные гастроли по северным городам и районам Республики Коми и за её пределами (г. Нарьян-Мар). Для привлечения дополнительных финансовых средств началась работа по участию в конкурсах на соискание грантов. В 2011 г. в рамках ФЦП «Культура России» (2006—2011) были получены гранты на проведение гастролей по р. Печоре и на постановку спектакля по пьесе Ф. Г. Лорка «Кровавая свадьба» на коми языке («Вирпаса кöлысь», перевод Е. Козлова), получен и грант Общества М. А. Кастрена. В 2012 г. в рамках гранта Главы РК в области театральной и концертной деятельности осуществлены постановки спектаклей «Романтики» и «Всего ничего». В 2013 г. были получены гранты Министерства культуры России и Главы РК в области театральной и концертной деятельности на гастроли в Санкт-Петербурге.

В 2011 г. в рамках подписанного театром договора о социальном партнерстве с ОАО «Монди СЛПК» была осуществлена постановка спектакля «Гамлет» по пьесе У. Шекспира.

В 2012 г. был заключен договор о социальном партнёрстве в поддержку детских спектаклей.

В 2013 г. состоялось подписание договора с группой компаний «Нобель Ойл» о ежегодном выделении средств (гранта) на обучение творческих и технических работников театра с целью повышения их квалификации и стажировки.

В репертуарной афише театра с 2010 г. появилось более 20 новых названий. Для осуществления постановок приглашаются известные в России режиссёры: С. А. Мещангин, О. Л. Нагорничных, С. Н. Гришанин, Ю. П. Нестеров. Театр становится центром внимания жителей Сыктывкара, всякая его премьера — заметное событие в творческой жизни республики.

Начиная с 2011 года, в рамках празднования Дня государственности Республики Коми на сцене Театра драмы им. В. Савина осуществляются гастроли знаменитых питерских театров — Драматического театра «На Литейном», Театра Комедии им. Н. П. Акимова. Столичные спектакли с полноценными декорациями и актёрскими составами могут видеть жители Сыктывкара и близлежащих к нему районов.

В мае 2013 г. с триумфом прошли гастроли Академического театра драмы им. В. Савина в Санкт-Петербурге, на подмостках театра «На Литейном». Спектакли, поставленные театром, «Гамлет» и «Всего ничего», имели аншлаги.

На сегодня в театре наблюдается творческий рост труппы и стремительное обновление репертуара. За годы своего существования Государственный академический театр драмы им. В. Савина прошёл огромный творческий путь. Он вырастил целую плеяду талантливых актёров, режиссёров, драматургов. Жизнь театра никогда не была гладкой, были и взлеты, и падения. Был период, когда коллектив театра в течение нескольких лет ставил спектакли на чужих сценах. Сегодня театр работает в собственном новом прекрасном здании, и у него большие творческие планы.

Коми драматический театр.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31