24-05-2024
Культура ямочно-гребенчатой керамики Археологическая культура |
||||
|
||||
---|---|---|---|---|
Культура ямочно-гребенчатой керамики |
||||
Язык(и) | Уральские языки | |||
Культура гребенчатой керамики или Культура ямочно-гребенчатой керамики — культура, существовавшая в каменном веке на северо-востоке Европы (Скандинавия, русский северо-запад), приблизительно с 4200 до н. э. до 2000 до н. э.. Название было дано по способу украшения керамических находок, характерных для этой культуры, который выглядит как отпечатки гребней.
Содержание |
Распространение артефактов данной культуры приблизительно следующее: Финнмарк (Норвегия) на севере, река Каликс (Швеция) и Ботнический залив (Финляндия) на западе и река Висла (Польша) на юге. На востоке гребенчатая керамика с некоторыми вариациями стилей была распространена до Уральских гор. Возможно, среди прочих включала в себя нарвскую культуру в Литве. Носители этой культуры были, предположительно, охотниками и собирателями, хотя так называемая нарвская культура в Литве имеет признаки земледельчества. Для более поздних горизонтов некоторых из этих регионов характерна Культура шнуровой керамики.
Керамика представляет собой большие горшки ёмкостью 40-60 литров, закруглённые или заострённые внизу. Форма изделий в течение столетий оставалась неизменной, а вот наносимые орнаменты разнились. Согласно принятой датировке, керамика традиционно делится на следующие периоды: ранняя (с 4200 до н. э. до 3300 до н. э.), типичная (с 3300 до н. э. до 2700 до н. э.) и поздняя (с 2800 до н. э. до 2000 до н. э.). Среди многих стилей ямочно-гребенчатой керамики есть один, который использует свойства асбеста: Культура асбестовой керамики. Другие известные стили — Пюхеэтсилта, Якярля, Киерикки и Сяряйсниеми с соответствующими подразделами.
Поселения располагались на морском побережье или берегах озёр и способ существования основывался на охоте, рыбной ловле и собирании растений. В Финляндии эта культура была приморской, которая специализировалась на охоте на тюленей. Обычным жильём было, видимо, типи площадью около 30 м², в котором могло жить до 30 человек. Захоронения устраивались внутри поселения и покойников покрывали красной охрой. Для культуры гребенчатой керамики типично захоронение покойника вместе с предметами из кремня и янтаря. В группе Якярля использовались пустые дольмены из песчаника.
Поселения этой культуры всегда сопровождаются захоронениями представителей уральской расы [1], в фенотипе которой обнаруживают монголоидные элементы[2]
Представители данной культуры являлись носителями гаплогруппы N1c1[3]
Каменные инструменты изменялись незначительно. Изготавливались из местных материалов, таких как сланец и кварц. Находки подтверждают существование обмена товарами: красного сланца из северной Скандинавии, асбеста с озера Саймаа, зелёного сланца с Онежского озера, янтаря с южного побережья Балтийского моря и кремня с Валдайской возвышенности.
Для культуры характерны маленькие фигурки из обожжённой глины и головы животных из камня. Головы животных обычно изображают лося или медведя и ведут своё происхождение от искусства мезолита. Известны также и наскальные рисунки.
Большинство учёных считают, что племена ямочно-гребенчатой керамики говорили на неизвестном вымершем языке, не относившемся ни к уральской, ни к индоевропейской языковым семьям. Язык носителей культуры ямочно-гребенчатой керамики обычно называют «палеоевропейским» (его реликты выделяются лингвистами в саамском языке). Об этом же свидетельствуют и многочисленные гидронимы на европейской части России (по Б. А. Серебренникову — «волго-окская топонимика»[4]), этимология которых пока остаётся невыясненной.
Культура ямочно-гребенчатой керамики относится к эпохе, культура ямочно-гребенчатой керамики археологические культуры европы.