Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Любимова, Татьяна Борисовна

19-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Татьяна Любимова
Дата рождения:

1941({{padleft:1941|4|0}})

Место рождения:

Москва

Страна:

СССР, Россия

Научная сфера:

философия

Место работы:

Институт философии РАН

Учёная степень:

доктор философских наук

Альма-матер:

Московский архитектурный институт

Татья́на Бори́совна Люби́мова (род. 1941, Москва, СССР) — советский и российский философ, кандидат философских наук (1975), доктор философских наук (1991), ведущий научный сотрудник Института философии РАН, автор более 200 научных публикаций. Сфера научных интересов: метафизика и история философии, традиционализм, эстетика, эзотерические и религиозные учения, философия здоровья.

Биография

В 1964 году окончила Московский архитектурный институт. В 1964—1967 годах училась во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики, затем, в 1967—1970 годах — в аспирантуре Института конкретных социальных исследований; в 1970—1973 годах работала в том же институте. В 1973—1974 годах работала в издательстве «Прогресс»; в 1974 году окончила специальные редакторские курсы при Московском полиграфическом институте. В том же году начала работать младшим научным сотрудником в Институте философии АН СССР. В 1975 году защитила там кандидатскую диссертацию «Проблема нормативности ценности в философии и социологии». В 1978—1988 годах была учёным секретарём Научного совета по эстетике при Президиуме АН СССР, а в 1979—1986 годах — учёным секретарём совета по защитам докторских диссертаций по этике и эстетике. В 1991 году в Институте философии РАН защитила докторскую диссертацию «Категория трагического в эстетике».

Основные публикации

  • Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. Вып. 5. М., 1970.
  • Мода и ценность // Мода: за и против. М., 1973.
  • Эстетический принцип строения критической философии // Эстетика и жизнь. Вып. 4. М.,1975.
  • Проблемы социологии музыки Т. Адорно // Вопросы философии. 1977, № 9.
  • «Трагическое» в современной буржуазной эстетике. // Вопросы философии. 1979, № 8.
  • Музыкальное произведение и социология музыки. // Эстетика и жизнь. Вып. 6. М., 1979.
  • Категория трагического в эстетике. М., 1979.
  • Проблема трагизма в современной буржуазной эстетике // Некоторые проблемы современной буржуазной эстетики. М., 1979.
  • Das «Tragische» in der hieutigen Ästhetik. // Kunst und Literatur. 2. Berlin. 1980.
  • Понятие комического в эстетике. // Вопросы философии. 1980. № 1.
  • The Concept of the Comic. //Soviet Studies in Philosophy. V.19. U.S.A., 1981.
  • Эстетическая концепция Ж. П. Сартра // Вопросы философии. № 4. 1982.
  • Комическое // Марксистско-ленинская эстетика. Учеб. пособие для вузов. М., 1983.
  • The Concept of the Tragic in Marxist Aesthetics. // Problems of contemporary Aesthetics. M., 1984.
  • Трагическое как эстетическая категория. М., 1985.
  • Ценность искусства и время культуры // Культура как эстетическая проблема. М., 1985.
  • Характер философского мышления Илариона в «Слове о законе и благодати» // Человек и история средневековой философской мысли русского, украинского и белорусского народов. Киев. 1987 (в соавт.)
  • Статьи в 3-м и 4-м томах «Истории эстетической мысли»: Введение к 3-му тому; Введение к 4-му тому; Кризис буржуазной эстетики Х1Х века; Д. С. Мережковский; Э. Гартман; Эстетическая мысль в России во второй половине ХIХ в. М., 1987
  • Комическое в эстетике // Эстетика, искусство, жизнь. М., 1988.
  • On the Comic // Aesthetics. Art. Life. M, 1988.
  • Явное вдали и скрытое вблизи // Проблема единства современного искусства и классического наследия. М., 1988.
  • Реконструкция прошлого культуры средствами эстетики: возможности и границы // Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры. М., 1988 (в соавт.)
  • Этика свобода в художественном творчестве // Молодёжь и творчество: социально-философские проблемы. М., 1989.
  • Характер философского мышления Илариона в «Слове о законе и благодати». // Альманах библиофила. Вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры. М., 1989 (в соавт.)
  • Ценностный смысл художественного творчества. // Историзм и творчество. Ч. 1. М., 1990.
  • Прекрасное как схема времени в системе И. Канта // Телеология и эстетика. Рига. 1990.
  • Превращение. Преобразование. Преображение // Русский космизм. Ч. 2. М., 1990.
  • Комическое, его виды и жанры. М., 1990.
  • Будущее — это истина прошлого // Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. М., 1991.
  • «Онтология трагедии» Мигеля де Унамуно // Культура и политика в современном мире. Архангельск. 1991.
  • Артистизм и творчество // Эстетический логос. Ч. 2. М., 1991.
  • Прекрасное как схема времени в эстетике Канта // Эстетический опыт и эстетическая культура. М., 1992
  • Стилизация как способ философствования в России // Начала. № 2-4. 1994.
  • Природа как эстетическая ценность // Эстетика природы. М., 1994.
  • Свобода сознания как совесть философии // Свободная мысль. № 12-18. М., 1994.
  • Эстетический смысл природы в современной западной философии // Эстетика природы. М., 1994 (в соавт.).
  • О многообразии религиозных верований // Посланник. М., 1996.
  • Аксиологическое построение произведения искусства // Эстетические исследования. Методы и критерии. М., 1996.
  • Метафизика предпринимательства и русская история // Культура российского предпринимательства. М., 1997.
  • Этос исторического деяния. // Этос религиозного опыта. М., 1998.
  • Об онтологии искусства // Полигнозис. 1998. № 2.
  • Воображение. Творчество. Э. Гартман // Статьи в энциклопедии «Культурология. ХХ век». Т. 1. М.-СПб., 1998.
  • Поэсис как принцип космического устроения // Антропос и поэсис. М., 1998.
  • Петр Великий и смысл его преобразований в культуре // Полигнозис. 1999. № 3-4.
  • Трагическое. Комическое // Статьи в «Философской энциклопедии». М., 2000.
  • Эстетика здоровья // Философия здоровья. М., 2001.
  • Бесконечный лабиринт // Полигнозис. 2001. № 4.
  • Интуиция — творчество — знание — опыт // Ориентиры… Вып. 1. М., 2001.
  • Рене Генон об изначальном духовном принципе, Традиции и контртрадиции. // Эстетика на переломе культурных традиций. М., 2002.
  • Письма Бёме // Полигнозис. М., 2001. № 1.
  • Круглые двери, квадратные колеса // Полигнозис. М., 2002. № 1.
  • Художественное творчество — проблема метафизики // Теория и методология творчества: итоги и перспективы. М., 2001.
  • Метафизика эстетики // Полигнозис. М., 2002. № 4.
  • Стихи о траве: разветвление образа // Полигнозис. М., 2003. № 2.
  • Цветы и звери // Полигнозис. М., 2003. № 4.
  • К метаэстетике // Ориентиры… Вып. 2. М., 2003.
  • Рене Генон и дух Индии // Рене Генон. Избранные произведения. М., 2003.
  • Предисловие // Рене Генон. Избранные произведения, М., 2004.
  • О метафизических началах творчества // Полигнозис. М., 2004. № 3.
  • Образ и подобие, центр и смещение // Ориентиры… Вып. 3. М., 2006.
  • Судьба России с точки зрения концепции Единой Духовной традиции Р. Генона // Ориентиры… Вып. 3. М., 2006.
  • Метафизика творчества. // Творчество как принцип антропогенеза. М., 2006.
  • Конец мира — это конец иллюзии // Генон Р. Восток и Запад. М., 2005.
  • Непостижима единая гармония всеобщего множества // Наука, религия, текст: «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», традиция и интерпретация. Владимир, 2006.
  • Традиция говорит о Вечном Законе Вселенной // Образ человека и мира в «Махабхарате» и «Бхагавад-гите». Владимир, 2007.
  • Толерантность как условие общения // Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций. Астрахань. 2007.
  • Традиционализм и цивилизация // Ориентиры… Вып. 4. М., 2007.
  • Нормальный оптимизм традиционной культуры // Неклассическое общество: векторы развития. Владимир. 2008.
  • Философия в поисках высшей гармонии // Социально-гуманитарные знания. № 1, 2008
  • Рене Генон об универсальных символах // Рене Генон. Символизм креста. М., 2008.
  • Бесконечный лабиринт. М., 2008.
  • Может ли быть нормальной культура? // Полигнозис, № 2, 2008.
  • Философия в поисках высшей гармонии // Социально-гуманитарные знания. № 1, 2008.
  • Генон о традиции // Становление неоевразийской цивилизации в постиндустриальную эпоху. Т. 1. М. 2008.
  • Смысл игры и игра со смыслом // «Махабхарата», «Бхагават-гита» и неклассическая рациональность. Владимир. 2008
  • Идеология как информационный инструмент власти // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе. Владимир. 2009.
  • Любовь и райские миражи // Ориентиры… Вып. 5. М., 2009.
  • Рене Генон о традиционном посвящении. // Полигнозис. № 2. 2009.
  • Нескрываемая тайна // Генон Р. Заметки о посвящении. М., 2010.
  • Комическое // Новая философская энциклопедия. Т. II. М., 2010.
  • Трагическое // Новая философская энциклопедия. Т. IV. М., 2010.
  • Фауст. Дон Жуан. Дон Кихот // Полигнозис. № 2, М., 2010.
  • Точка зрения и Принцип // Генон Р. Великая Триада. М., 2010.
  • Нескрываемая тайна // Генон Р. Заметки о посвящении. Из-во Беловодье, М., 2010, 1,6 а.л.
  • Ценности личности и проблема религиозной терпимости // Проблема толерантности и образовательной процесс в учебных заведениях МЧС России. М.: Изд-во Академии ГПС МЧС России, 2010. 0,5 а.л.
  • Наука о человеке и метафизика // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность СПб: Изд-во СПбГИЭУ, 2010. 0,5 а.л.
  • Образование как одна из властных структур общества // Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты СПб.: УРАО ИОВ, 2010. 0,7 п.л.
  • Фауст. Дон Жуан. Дон Кихот // Журнал «Философия» Баку, 2010 (гриф Института философии, социологии и права НАН Азербайджана) 1.3 п.л.

Переводы

  • Ж. П. Сартр. «Что такое литература?» (фрагменты); его же «Происхождение небытия» и «Свобода и ответственность» (из «Бытия и Небытия») // в кн. Любимова Т. Б. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985 (с французского).
  • Ж. П. Сартр. Прогрессивно-регрессивный метод. Из кн. «Критика Диалектического разума» // Эстетические исследования. Методы и критерии. М., 1996 (с французского).
  • Ж. П. Сартр. Другие фрагменты из кн. «Бытие и Небытие»: Бытие-для-себя; Непосредственные структуры бытия-для-себя; Бытие-для-себя и Бытие Ценности. // Эстетические ценности в системе культуры. М., 1986.
  • В. С. Соловьев. София. М., 1996. Он же перепечатан в ж. «Параплюс». М., 1996—1997. № 4-3 (с французского).
  • П. Рикёр. Введение к «Идеям 1» Э. Гуссерля // Феноменология искусства. М., 1996 (с французского).
  • А. Берлеант. Историчность эстетики. // Феноменология искусства. М., 1996 (с английского).
  • Я. Бёме. Теософические письма. (фрагменты) // Полигнозис. 2001. № 1-2 (с немецкого).
  • Рене Генон. Эзотеризм Данте // Философские науки. М., 1991. № 8 (с французского).
  • Рене Генон. Царство количества и знамения времени. М., 1994 (с французского).
  • Рене Генон. Размышления об индуизме. М., 2003 (с французского).
  • Рене Генон. Царство количества и знамения времени. Очерки об индуизме. Эзотеризм Данте. М., 2003 (с французского) 2-е изд.
  • Рене Генон. Традиционные формы и космические циклы. Кризис современного мира. М., 2004 (с французского).
  • Рене Генон. Восток и Запад. М., 2005 (с французского).
  • Рене Генон. Символизм креста. М., 2008 (с франц.)
  • Рене Генон. Заметки о посвящении. М., 2010 (с франц.)
  • Рене Генон. Великая Триада. М., 2010. (с франц.).
  • Генон Рене. Царство количества и знамения времени/ Перевод с фр. Т. Б. Любимовой.- М.: Беловодье. 2011.- 304 с. (Гриф Института философии РАН).

Редактор-составитель

  • Редактор-составитель 3-го и 4-го томов «Истории эстетической мысли», член редколлегии этого издания. М., 1987.
  • Редактор-составитель ряда сборников, в том числе сборников серии «Эстетика и жизнь» (1975—1979, вып. 4, 5, 6); сборника «Антропос и поэсис» (1998).
  • Ответственный редактор сборников серии «Ориентиры…» (первый выпуск — 2001 г.; продолжающееся издание Вып. 7, 2011).

Ссылки

Любимова, Татьяна Борисовна.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31