14-06-2024
Мартиниан Белозерский | |
Рождение: |
ок.1400 |
---|---|
Смерть: | |
Почитается: | |
Канонизирован: |
в 1547 году |
В лике: |
преподобного |
День памяти: |
12 (25) января |
Мартиниан Белозерский (мирское имя Михаил; около 1400—1483) — преподобный Русской церкви. Ученик преподобного Кирилла Белозерского. Основатель Вожеозерского Спасского монастыря[1], игумен Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей. Память его празднуется 12 (25) января.
Содержание |
Согласно житию преподобного, родился он в Белозерском крае, в деревне Сяма[2] близь Кирилло-Белозерского монастыря в крестьянской семье Стомонаховых и при рождении был наречён Михаилом. Примерно десяти лет от роду мальчик был приведён родственниками[3] в Кирилло-Белозерский монастырь к преподобному Кириллу. Отрок сам упросил святого принять его в свою обитель.
Обучением отрока, по благословению преподобного Кирилла, занимался живший неподалёку от монастыря мирской[4] дьяк Олеш (Алексей) Павлов. Впоследствии одним из послушаний Мартиниана стало списание книг. Коснулось его и нелёгкое монастырское послушание в хлебне и поварне. Все свои послушания будущий преподобный нёс со старанием и смирением. Житие образно и поэтично отмечает раннее прилежание святого к строгой аскетической жизни: «И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу — словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, „плоть изнуряя, душу же просвещая“».
Способный и образованный юноша, исполненный монашескими добродетелями ещё в юных годах был пострижен Кириллом Белозерским, а по возмужанию был сделан сначала клириком соборной церкви, а затем хиротонисан в иеромонаха.
Вскоре после преставления своего учителя (в 1427 году), Мартимиан в стремлении к безмолвию ушёл за сто вёрст от монастыря и поселился на острове на озере Воже.
Отшельничество Мартемиана на Вожеозере длилось не долго. Как это обычно бывает, узнав о подвигах кирилловского иеромонаха, к нему вскоре пришли другие иноки из Кирилловой братии и уговорили святого принять их. Вскоре была поставлена церковь, которую освятили во имя Преображения Господня. Так возник новый монастырь[5], получивший впоследствии название Вожеозерского Спасо-Преображенского[6].
Однако вскоре святой покинул основанный им монастырь, чтобы стать игуменом Ферапонтова монастыря. Ранее основатель монастыря преподобный Ферапонт Белозерский по настоянию Можайского князя Андрея Дмитриевича покинул основанную им обитель, чтобы основать близь Можайска Лужецкий Рождества Богородицы монастырь. Очевидно в Ферапонтовом монастыре не нашлось достаточно подготовленного инока, который продолжил бы дело своего настоятеля, поэтому братия упросила преподобного Мартемиана стать их игуменом. Мартемиан Белозерский ввёл в монастыре устав преподобного Кирилла, а также прилагая усилия для благоустройства монастыря, вскоре привёл его в процветающее состояние. Поэтому именно Ферапонтов монастырь со времени игуменства там Мартиниана долгое время носил название «Мартемьяновского».
Знакомство преподобного с великим князем Василием Тёмным произошло в 1447 году, когда тот, поддержанный большинством боярства, церковными иерархами и игуменами важнейших монастырей[7] с новонабранным войском проходил через Белозерские пределы. Великий князь посетил Кирило-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Встреча с Мартинианом, по всей видимости, произвела на него особое впечатление. Житие рассказывает, что великий князь, получив благословение у святого, и, выслушав наставления, пообещал приблизить его к себе. Действительно, вскоре преподобный был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. В декабре 1447 года Мартимиан Белозерский подписал послание иерархов Русской Церкви Дмитрию Шемяке, уже как игумен Троице-Сергиева монастыря[8]. Житие сообщает, что преподобный Мартиниан стал духовником великого князя.
Примечателен случай, который показывает, насколько велик был авторитет святого у великого князя. Некий великокняжеский боярин, не названный в источниках по имени, «отъехал» от Василия на службу к тверскому князю. Желая вернуть боярина, князь просил Мартиана о посредничестве, обещая боярину прощение. Святой выполнил просьбу князя, но по возвращении боярин был брошен в темницу. Узнав от родственников опального боярина о клятвопреступлении великого князя, Мартиниан срочно прибыл в Москву, и со всей решительностью, пренебрегая принятым дворцовым этикетом, обличил Василия: «Зачем боярина того, мною призванного, моею душою, повелел оковать и слово свое преступил? Да не будет мое, грешного, благословение на тебе и на твоем великом княжении!» После этого святой столь же стремительно отбыл назад, в обитель Пресвятой Троицы. Князь, как это не удивительно, раскаялся в своё поступке[9], прибыл в Сергиев монастырь и просил прощения, а боярин был освобождён и восстановлен в своих правах.
В 1455 году преподобный оставил игуменство в Сергиевом монастыре и вернулся в Ферапонтов. Агиограф святого мотивирует его уход стремлением вернуться к безмолвию, которое было недостижимо для игумена большого, расположенное вблизи столицы монастыря. По другой версии, высказанной Н. С. Борисовым, причиной удаления преподобного из Сергиева монастыря было его отрицательное отношение к убийству Дмитрия Шемяки, совершённого по указу великого князя (в 1453 году). Как и в деле с опальным боярином, преподобный был принципиален, чем и вызвал немилость Василия II. По меньшей мере, после 3 июля 1453 года в великокняжеских жалованных грамотах троицкий игумен перестаёт упоминаться по имени, что свидетельствует об охлаждении к нему Василия, более того, раздражения[10]. Дата совпадает со временем, когда в Москве узнали об убиении Дмитрия. Преемником Мартиниана на игуменстве стал постриженник Пафнутиево-Боровского монастыря Вассиан (Рыло). Он же стал и духовником великого князя.
Однако и в Ферапонтовом ему не удалось в полной мере предаться безмолвию: братия упросила его занять должность монастырского строителя и продолжить попечения об устройстве обители.
В 60-х годах Пахомий Логофет, именно со слов Мартиниана написал житие Кирилла Белозерского.
В последние годы жизни преподобный болел, но не оставлял ни келейного правила, ни общей церковной службы. Когда он уже не мог ходить, братия монастыря носила его на руках в храм, чтобы святой мог принять участие в монастырском богослужении.
Преставился преподобный Мартиниан Белозерский 12/25 января 1483 года. Обретение мощей святого состоялось 7/20 октября 1514 года при погребении постриженника Ферапонтова монастыря и ученика преподобного Мартиниана архиепископа Ростовского Иоасафа.
К лику святых преподобный Мартиниан был причислен Макарьевским собором в 1547 году. В это же время было написано известное житие преподобного.
Иоасаф (Оболенский) архиепископ Ростовский
Мартиниан белозерский житие, мартиниан белозерский день памяти, мартиниан белозерский икона.
Шаблон:Орден Virtuti Militari 3 степени, Сырры Сюрейя Ондер, Смит, Генри (Англия), Файл:ENC 1-NA5 600px.jpeg, Файл:Panorama Ufa 2013.jpg.