27-05-2023
«Пайлот» | ||
---|---|---|
|
||
Почтовая марка СССР. 1976. Ледокол «Пайлот» | ||
Основная информация | ||
Тип | буксир ледокольного типа | |
Государство | Российская империя | |
Порт приписки | Кронштадт | |
Спущено на воду | 1864 | |
Введено в эксплуатацию | 22 апреля 1864 | |
Выведено из состава флота | около 1880 | |
Параметры | ||
Длина | 26 м | |
Средняя осадка | 2,5 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | паровая | |
Мощность | 44,2 кВт (59 л.с.) | |
Экипаж | человек |
«Па́йлот» (англ. pilot — лоцман) — спасательный винтовой буксир, первое в мире паровое судно ледокольного типа. В 1864-1890 годах «Пайлот» использовался для почтово-пассажирского сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом в ледовых условиях, что позволяло удлинить навигацию на несколько недель.
Содержание |
По указанию русского судовладельца Михаила Бритнева в 1864 г. в Кронштадте на принадлежавшем ему небольшом пароходе «Пайлот» была срезана носовая оконечность под углом 20° к линии киля по образцу поморских торосных лодок, в результате чего судно могло наползать на лед и ломать его своей тяжестью.
Впоследствии такую форму носа назвали ледокольной, а сам пароход признали прообразом нового типа судов — ледоколов. В 1875 г. на заводе Бритнева в помощь «Пайлоту» было построено второе подобное судно — «Бой», а в 1889 г. третье — «Буй». В 1880-х гг. Ораниенбаумская пароходная компания построила ледоколы «Луна» и «Заря» по типу «Пайлота», но с более мощными двигателями в 250 л.с.(вместо 85 л.с. у «Пайлота»).
22 апреля 1864 года винтовой пароход «Пайлот» впервые вышел на пробу за гавань и прошел по большому и малому рейдам, однако толщина льда еще не позволяла легкому пароходу значительно удаляться от острова Котлин.
27 апреля 1884 года газета «Кронштадтский вестник» писала: «Большое удобство для публики, желающей ехать в Петербург и для приезжающих оттуда, доставляет винтовой пароход «Пайлот» почетного гражданина Бритнева, который ходил до настоящего открытия навигации три раза в день с пассажирами в Ораниенбаум, а именно в 8, 12 и 3 ч»[1].
В начале ноября 1866 года, когда Финский залив покрылся наносным льдом, чиновники Морского ведомства провели сравнительные испытания «Пайлота» и ледокольного судна «Опыт» снаряженного гирями для колки льда. «Пайлот» выиграл испытание обойдя застрявший во льдах «Опыт».
Осенью 1864 года Макаров писал: «этот маленький пароход сделал то, что казалось невозможным, он расширил время навигации осенью и зимой на несколько недель[1]»
Однако, несмотря на успех «Пайлота», перспективной была признана конструкция ледоколов оснащенных различными устройствами для колки или резки льда (по типу «Опыта»).
Успех и известность конструкции ледокола Бритнева принесла холодная зима 1870/1871 годов. В тот год замерзла Эльба и акватория Гамбургского порта. Судоходство прекратилось, владельцы судоходных компаний несли убытки. В этой обстановке власти Гамбурга за 300 рублей[1] приобрели у Бритнева чертежи «Пайлота», переделали по его подобию несколько портовых паровых судов и восстановили навигацию. Это же примеру последовали предприниматели Дании, Швеции и США. В дальнейшем в результате усовершенствования бритневской конструкции в различных странах появились собственные проекты ледоколов — ледоколы с носовым винтом (американского типа), ледоколы гамбургского типа и т.д.
Успех и мировое признание бритневских ледоколов «Пайлот» и «Бой» натолкнули адмирала Макарова на идею строительства мощного арктического ледокола «Ермак».
Пайлот.