Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Пио-Ульский, Георгий Николаевич

01-07-2023

Георгий Николаевич Пио-Ульский
Дата рождения:

24 января 1864

Место рождения:

Псков

Дата смерти:

12 августа 1938 (74 года)

Место смерти:

Белград, Югославия

Страна:

 Российская империя Королевство Югославия

Научная сфера:

механика, теплотехника

Место работы:

Техническое училище Морского ведомства
Институт инженеров путей сообщения
Петербургский политехнический институт
Белградский университет

Альма-матер:

Техническое училище Морского ведомства

Награды и премии


Гео́ргий Никола́евич Пио-Ульский (24 января 186412 августа 1938) — русский учёный в области механики и теплотехники, инициатор внедрения турбин в морском флоте, генерал-лейтенант корпуса инженеров-механиков флота.

Содержание

Биография

Родился в 1864 году в Пскове.

Учился в Псковской мужской гимназии, среднее образование завершил во Введенской гимназии Санкт-Петербурга.

В 1884 году окончил Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте.

В 1890 году окончил по первому разряду механическое отделение Николаевской морской академии и произведён в помощники старшего инженер-механика. В 1891 году был командирован в Швецию для приемки судовых двигателей минных транспортов «Дунай» и «Буг».

С 1891 по 1896 годы — преподаватель математики и теории сопротивления материалов Технического училища Морского ведомства.

С 1896 года преподаватель кафедры паровых машин Императорского Института инженеров путей сообщения. На этой кафедре Пио-Ульский оборудовал первую в России лабораторию для испытания паровых машин. С 1913 года — экстраординарный профессор (профессор без должности) кафедры паровых машин и основ машиностроения института.

В 1897 году произведён в чин старшего инженер-механика.

В 1900 году Г. Н. Пио-Ульский создал «пневмограф» для записи дыхания водолаза.

В 1903 году стал первым заведующим кафедры судовых паровых механизмов кораблестроительного отделения Санкт-Петербургского политехнического института имени Петра Великого.[1] В 1906 году был избран профессором кораблестроительного отделения Политехнического института. С 1914 года заслуженный профессор института.

В 1905 году произведён в чин инженер-механики полковника, 10 апреля 1911 года произведён в инженер-механики генерал-майоры.

Свою преподавательскую и научную работу совмещал с практической работой на судостроительных заводах. В 1912—1915 годах состоял консультантом и конструктором на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Среди его разработок был проект выполненный совместно с инженерами завода «Brown-Bowery» паровых турбин для крейсеров «Кинбурн» и « Измаил» водоизмещением 32500 тонн.[2].

В годы Первой мировой войны был начальником механического отделения центральной технической лаборатории Военного министерства.

После Октябрьской революции Пио-Ульский выехал из Петрограда в Новочеркасск, где работал профессором Донского политехнического института.

В 1919 году принимал участие в создании нового Северо-Кубанского политехнического института в Екатеринодаре.

В 1920 году генерал-лейтенант Пио-Ульский покинул Россию и переехал в Белград.

Эмиграция

С 1920 года состоял ординарным профессором кафедры термодинамики, кинематики машин и паровых машин технического факультета Белградского университета. На техническом факультете университета создал Музей машин, привлекая к работе по его оборудованию крупные машиностроительные заводы Европы.

В 1928 году стал одним из организаторов Русского научного института в Белграде, где возглавлял отделение математических и технических наук, работал в редакционной комиссии, а с 1928 по 1934 годы являлся товарищем председателя правления.

В течение многих лет занимал должность председателя Союза русских инженеров в Югославии, принимал участие в съездах Федерации Союзов русских инженеров в эмиграции. При его непосредственном участии Союзом издавался технический журнал «Инженер» на русском языке.

Состоял членом Федерации инженеров-славян. Оставался непримиримым противником большевизма, возражал против всякого сотрудничества с представителями СССР. Когда выяснилось, что его труды изданы в СССР, Пио-Ульский оставил пост председателя Союза русских инженеров и затем уволился и из Русского научного института (оставаясь почётным членом). Написал книгу «Русская эмиграция и её значение в культурной жизни других народов», опубликованную в Белграде посмертно.

В 1930-е годы часто посещал Париж по научным делам. Состоял почётным членом Союза русских инженеров во Франции и почётным председателем Объединения бывших воспитанников Морского инженерного училища, заведовал студенческими делами в Державной комиссии по назначению стипендий и пособий.

Умер в Белграде 12 августа (по другим данным — 15 августа) 1938 года. Правительство Югославии распорядилось почтить его память отданием воинских почестей как русскому офицеру. Похоронен на Новом кладбище Белграда.

Награды

Семья

Род Пио-Ульских известен с XI столетия. В 1609 году воевода польской шляхты Ульский перешёл на службу к русскому царю Василию Шуйскому. По семейной легенде, необычная приставка к фамилии «Пио» (в переводе с латинского — «Благочестивый»), была дарована одному из представителей рода Пио-Ульских Папой Римским Павлом V во время его поездки в Польшу при короле Сигизмунде III за то, что он спас дочь Сигизмунда.[4]

Библиография

Пио-Ульский Г. Н. автор 28 научных работ, посвящённых проблемам проектирования судовых машин и механизмов, а также вопросам теории и расчёта паровых турбин.

  • Пио-Ульский Г. Н. Паровые турбины — СПб., 1916—1917;
  • Пио-Ульский Г. Н. Курс по паровым турбинам в 4-х частях (на сербском в 1931—1937 годы, на французском);
  • Пио-Ульский Г. Н. Учебник термодинамики (на сербском — 1934 г.);
  • Пио-Ульский Г. Н. Проектирование морских паровых машин. Часть I—II, Издательство: Издание Морского Инженерного Училища Императора Николая I, 1902 г.;
  • Пио-Ульский Г. Н. Искусственное производство холода и механическое приготовление льда — 53 с.;
  • Пио-Ульский Г. Н. Русская эмиграция и её значение в культурной жизни других народов. //Белград изд. Союза русских инженеров в Югославии, 1939 г.

Примечания

  1. Факультет Кораблестроения и океанотехники Санкт-Петербургского государственного морского технического Университета (СПбГМТУ).
  2. Виноградов С. Е. «„Измаил“: сверхдредноут Российской империи» — Морская коллекция, 2001
  3. Косик В. И. Что мне до вас, мостовые Белграда? /Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920—1950-е годы).
  4. Пио-Ульский К. Рассказ о знатной фамилии и скромном тире.
  5. Волков С. В. Офицеры флота… М.,2004
  6. Фото Пио-Ульского Владимира Георгиевича и памятника на его могиле.
  7. Русские в Северной Америке. Е.А. Александров. Хэмден (США)-Сан-Франциско (США)-Санкт-Петербург (Россия), 2005.

Литература

  • Фармаковский В. В. «Очерк жизни и деятельности Г. Н. Пио-Ульского», 1939.
  • Попов А. В. «Научно-технические труды проф. Г. Н. Пио-Ульского», 1939.
  • Буров В. Н. «Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории».-СПб.: Судостроение, 1995.
  • Борисов В. П. Энциклопедический биографический словарь «Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века» — Г. Н. Пио-Ульский. 1997 г.
  • ГАПО. ф. 8. оп. 1. д. 28., д. 12., д. 6., Памятная книжка Псковской губернии. 1895 г. Русское зарубежье. Золотая книга русской эмиграции. М. 1997.
  • Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917—1997 в 6 томах. Том 5. Н—Пер. М.: «Пашков дом», 1999. — ISBN 5-7510-0169-9. С. 461
  • Российское зарубежье во Франции 1919—2000. Л. Мнухин, М. Авриль, В. Лосская. Москва. Наука; Дом-музей Марины Цветаевой. 2008.

Ссылки

  • Пио-Ульские, Центр генеалогических исследований.
  • Толковый словарь. Пио-Ульский Георгий Николаевич
  • Сербские ветви русских корней. Пио-Ульский Г. Н.
  • Фото Пио-Ульского Г.Н на сайте Политехнического института.
  • О Русском Некрополе в Белграде
  • Константин Антониевич Пио-Ульский. Рассказ о знатной фамилии и скромном тире. // «Новый Журнал» 2012, №267.

Пио-Ульский, Георгий Николаевич.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31