01-07-2023
Георгий Николаевич Пио-Ульский | ||||
Дата рождения: | ||||
---|---|---|---|---|
Место рождения: | ||||
Дата смерти: |
12 августа 1938 (74 года) |
|||
Место смерти: | ||||
Страна: | ||||
Научная сфера: | ||||
Место работы: |
Техническое училище Морского ведомства |
|||
Альма-матер: | ||||
Награды и премии |
|
Гео́ргий Никола́евич Пио-Ульский (24 января 1864 — 12 августа 1938) — русский учёный в области механики и теплотехники, инициатор внедрения турбин в морском флоте, генерал-лейтенант корпуса инженеров-механиков флота.
Содержание |
Родился в 1864 году в Пскове.
Учился в Псковской мужской гимназии, среднее образование завершил во Введенской гимназии Санкт-Петербурга.
В 1884 году окончил Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте.
В 1890 году окончил по первому разряду механическое отделение Николаевской морской академии и произведён в помощники старшего инженер-механика. В 1891 году был командирован в Швецию для приемки судовых двигателей минных транспортов «Дунай» и «Буг».
С 1891 по 1896 годы — преподаватель математики и теории сопротивления материалов Технического училища Морского ведомства.
С 1896 года преподаватель кафедры паровых машин Императорского Института инженеров путей сообщения. На этой кафедре Пио-Ульский оборудовал первую в России лабораторию для испытания паровых машин. С 1913 года — экстраординарный профессор (профессор без должности) кафедры паровых машин и основ машиностроения института.
В 1897 году произведён в чин старшего инженер-механика.
В 1900 году Г. Н. Пио-Ульский создал «пневмограф» для записи дыхания водолаза.
В 1903 году стал первым заведующим кафедры судовых паровых механизмов кораблестроительного отделения Санкт-Петербургского политехнического института имени Петра Великого.[1] В 1906 году был избран профессором кораблестроительного отделения Политехнического института. С 1914 года заслуженный профессор института.
В 1905 году произведён в чин инженер-механики полковника, 10 апреля 1911 года произведён в инженер-механики генерал-майоры.
Свою преподавательскую и научную работу совмещал с практической работой на судостроительных заводах. В 1912—1915 годах состоял консультантом и конструктором на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Среди его разработок был проект выполненный совместно с инженерами завода «Brown-Bowery» паровых турбин для крейсеров «Кинбурн» и « Измаил» водоизмещением 32500 тонн.[2].
В годы Первой мировой войны был начальником механического отделения центральной технической лаборатории Военного министерства.
После Октябрьской революции Пио-Ульский выехал из Петрограда в Новочеркасск, где работал профессором Донского политехнического института.
В 1919 году принимал участие в создании нового Северо-Кубанского политехнического института в Екатеринодаре.
В 1920 году генерал-лейтенант Пио-Ульский покинул Россию и переехал в Белград.
С 1920 года состоял ординарным профессором кафедры термодинамики, кинематики машин и паровых машин технического факультета Белградского университета. На техническом факультете университета создал Музей машин, привлекая к работе по его оборудованию крупные машиностроительные заводы Европы.
В 1928 году стал одним из организаторов Русского научного института в Белграде, где возглавлял отделение математических и технических наук, работал в редакционной комиссии, а с 1928 по 1934 годы являлся товарищем председателя правления.
В течение многих лет занимал должность председателя Союза русских инженеров в Югославии, принимал участие в съездах Федерации Союзов русских инженеров в эмиграции. При его непосредственном участии Союзом издавался технический журнал «Инженер» на русском языке.
Состоял членом Федерации инженеров-славян. Оставался непримиримым противником большевизма, возражал против всякого сотрудничества с представителями СССР. Когда выяснилось, что его труды изданы в СССР, Пио-Ульский оставил пост председателя Союза русских инженеров и затем уволился и из Русского научного института (оставаясь почётным членом). Написал книгу «Русская эмиграция и её значение в культурной жизни других народов», опубликованную в Белграде посмертно.
В 1930-е годы часто посещал Париж по научным делам. Состоял почётным членом Союза русских инженеров во Франции и почётным председателем Объединения бывших воспитанников Морского инженерного училища, заведовал студенческими делами в Державной комиссии по назначению стипендий и пособий.
Умер в Белграде 12 августа (по другим данным — 15 августа) 1938 года. Правительство Югославии распорядилось почтить его память отданием воинских почестей как русскому офицеру. Похоронен на Новом кладбище Белграда.
Род Пио-Ульских известен с XI столетия. В 1609 году воевода польской шляхты Ульский перешёл на службу к русскому царю Василию Шуйскому. По семейной легенде, необычная приставка к фамилии «Пио» (в переводе с латинского — «Благочестивый»), была дарована одному из представителей рода Пио-Ульских Папой Римским Павлом V во время его поездки в Польшу при короле Сигизмунде III за то, что он спас дочь Сигизмунда.[4]
Пио-Ульский Г. Н. автор 28 научных работ, посвящённых проблемам проектирования судовых машин и механизмов, а также вопросам теории и расчёта паровых турбин.
Пио-Ульский, Георгий Николаевич.