12-10-2023
Авиакатастрофа в Серритосе Рейс 498 Aeroméxico |
|
Падающий после столкновения DC-9 Hermosillo. Видно отсутствие горизонтального и части вертикального стабилизаторов |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
11:52 PST |
Характер | |
Причина |
Ошибка пилота Piper Cherokee, несовершенство системы УВД |
Место | |
Координаты |
(место падения DC-9) |
Погибшие |
82 (64+3+15) |
Раненые |
8 (на земле) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Имя самолёта | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
AM 498 |
Бортовой номер |
XA-JED |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
58 |
Экипаж |
6 |
Погибшие |
64 (все) |
Второе воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания |
частный (семья Крамеров) |
Пункт вылета |
Замперини-Филд (англ.)русск. (Торранс, Калифорния) |
Пункт назначения |
Биг-Бир-Сити (Калифорния) |
Бортовой номер |
N4891F |
Пассажиры |
2 |
Экипаж |
1 |
Погибшие |
3 (все) |
В воскресенье 31 августа 1986 года в ясном небе над Серритосом (округ Лос-Анджелес, штат Калифорния) на высоте 6560 футов (2000 метров) столкнулись авиалайнер DC-9 компании Aeroméxico и частный Piper Cherokee Archer II (семьи Крамеров), после чего оба самолёта упали на расположенный под ними город. В катастрофе погибли все находящиеся на обоих самолётах 67 человек, а также ещё 15 человек на земле.
В СМИ известна как Авиационная катастрофа в Серритосе (англ. Cerritos Airplane Crash).
Содержание |
McDonnell Douglas DC-9-32 с бортовым номером XA-JED (заводской — 47356, серийный — 470) был выпущен 21 февраля 1969 года и сперва эксплуатировался Delta Air Lines под регистрационным номером N1277L. С 30 ноября 1979 года он стал эксплуатироваться в Aeroméxico, в связи с чем был перерегистрирован и получил имя Эрмосильо (исп. Hermosillo)[1]. 31 августа 1986 года DC-9 выполнял рейс 498 из Мехико в Лос-Анджелес с промежуточными посадками в Гвадалахаре, Лорето и Тухуане. Его лётный экипаж был следующим[2]:
Оба пилота на момент катастрофы работали 6 часов, из них непосредственно в полёте — 4,7 часов. В салоне работали 4 бортпроводника[2]. В 11:20 DC-9 вылетел из последнего промежуточного аэропорта Тихуана и взял курс на Лос-Анджелес[3]. На его борту находились 58 пассажиров (48 взрослых и 10 детей), которые по национальности были распределены следующим образом: 36 граждан США (включая 10 детей), 20 граждан Мексики (из них 11 проживали в США, а 9 — в Мексике) и по одному гражданину Колумбии и Сальвадора (последний проживал в США в Нью-Йорке). Из этих 58 человек, 2 сели в Мехико, 6 в Гвадалахаре, 31 в Лорето и 19 в Тихуане[4][5].
Национальность | Пассажиры | Экипаж | Всего |
---|---|---|---|
Колумбия | 1 | 0 | 1 |
Мексика | 20 | 6 | 26 |
Сальвадор | 1 | 0 | 1 |
США | 36 | 0 | 36 |
Итого | 58 | 6 | 64 |
PA-28-181 (Piper Cherokee Archer II) с регистрационным номером N4891F принадлежал 53-летнему Уильяму Крамеру (англ. William K. Kramer) — работнику химической промышленности, который получил лицензию пилота 21 декабря 1984 года и имел общий налёт 231 час. Самолёт был окрашен в белый цвет с двойной жёлтой полосой вдоль фюзеляжа, а на обтекателях шасси нанесены синие полосы. Синим цветом были нанесены и регистрационные номера. Транспондер самолёта был модели AT-50A, который не передавал информацию о высоте, что тогда было нормой для малых воздушных судов[6][2].
Примерно в 11:41 PA-28 вылетел из Торранса и направился в Биг-Бир-Сити по правилам визуальных полётов. На борту самолёта помимо самого Уильяма Крамера находились также его жена Кэйтлин (англ. Kathleen Kramer), по профессии врач-диетолог, и одна из дочерей — Каролина (англ. Caroline Kramer). Уильям связался с диспетчером аэропорта Хоторн и согласовал с ним план полёта. Согласно плану, самолёт должен был сперва лететь в сторону Лонг-Бич, затем к Парадайсу, после которого уже напрявляться прямо к Биг-Бир-Сити[3][7].
В диспетчерском центре аэропорта Лос-Анджелес работал 35-летний Уолтер Уайт (англ. Walter R. C. White). Диспетчером он устроился 3 декабря 1980 года и до перевода в Лос-Анджелес имел опыт работы на диспетчерских башнях в аэропортах Браун (en:Brown Field Municipal Airport) и Монтгомери (en:Montgomery Regional Airport), оба которые находятся у Сан-Диего, авиабазе Морской пехоты Эль Торо (en:El Toro Marine Corps Air Station), а также в ряде других[8].
В 11:47:28 с диспетчером вышел на связь рейс 498 и доложил, что он на высоте 7000 футов (2134 метра). В ответ рейсу 498 было дано указание ложиться на курс 320°, для захода на посадку по приборам, на что пилоты подтвердили приём информации. В 11:50:05 пилотам было дано указание снизить воздушную скорость до 210 узлов (389 км/ч). В 11:49:36—11:49:52 экипаж рейса 498 связался с оператором в центре Aeromexico и доложил, что будет осуществлять посадку в аэропорту Лос-Анджелеса[3].
В 11:50:46 диспетчер Лос-Анджелеса предупредил рейс 498 о движении на десять часов (около 60° слева по направлению полёта) на расстоянии мили (1,8 км) и на неизвестной высоте. Пилоты рейса 498 подтвердили приём информации, но не доложили, что видят самолёт. Здесь стоит отметить, что дополнительный самолёт был вовсе не Пайпер Чероке семьи Крамеров, который в свою очередь на экране радара не отображался. В 11:51:04 пилоты рейса 498 получили указание снизить скорость до 190 узлов (352 км/ч) и снижаться до 6000 футов (1829 метров)[3].
Неожиданно в 11:51:18 с диспетчером вышел на связь пилот легкомоторного Grumman Tiger (AA-5B Tiger) (англ.)русск. (регистрационный номер N1566R). Он летел из Фуллертона в Монтерей на высоте 4500 футов (1372 метра), когда нарушил воздушное пространство аэропорта и теперь просил о радарном сопровождении. Занятый ведением рейса 498, диспетчер смог ответить пилоту легкомотрного самолёта только в 11:52:04 и дал указание установить код ответчика 4524. также он дал указание данному пилоту снизиться до 3400 футов (1036 метров), в связи с плотным движением выше 5000 футов[3].
Тем временем, в 11:51:45 пилоты рейса 498 получили указание сохранять текущую скорость. В ответ они запросили какая скорость им желательна, на что услышали: Снизьте до… один девять ноль (англ. educing to… one niner zero). В 11:52:00 с рейса 498 доложили о поддержании скорости 190 узлов, на что диспетчер дал им указание: Ожидайте визуальный заход на полосу два четыре правая [24R] (англ. expect the ILS runway two four right approach…). Но с рейса 498 получение информации не подтвердили. Доклад о скорости в 11:52:00 был последней передачей с рейса 498. Диспетчер предпринял несколько безуспешным попыток связаться с ним, когда в 11:52:36 отметка рейса 498 пропала с экрана локатора[3]. Диспетчер связался с рейсом 333 компании American Airlines и спросил, видит ли тот DC-9, на что ему доложили о наблюдении большого шлейфа дыма слева от себя[9].
DC-9 компании Aeromexico был над Серритосом на высоте около 6560 футов (2000 метров), когда в 11:52:06 посреди ясного неба при видимости 14 километров в его киль врезался Piper Cherokee Archer II Уильяма Крамера. Ударом авиалайнеру снесло верхнюю часть киля вместе с горизонтальными стабилизаторами и тот быстро перешёл в пике. На большой скорости DC-9 как ракета врезался в жилой район, разрушив пять домов и повредив ещё семь. Пайпер упал на двор начальной школы[3].
В катастрофе погибли все 64 человека на борту DC-9 (6 членов экипажа и 58 пассажиров), все три человека на борту Piper Cherokee (пилот, его жена и дочь), а также 15 человек на земле (жители Серритоса), то есть всего 82 человека. Ещё 8 человек на земле получили ранения различной степени тяжести[10].
По итогам расследования, комиссия сделала следующие выводы[11]:
Наиболее вероятной причиной катастрофы Национальный совет по безопасности на транспорте назвал ограничения системы управления воздушным движением, которая не имела защиты от столкновений в воздухе и автоматического резервирования систем. Факторами, приведшими к катастрофе стали (1) несанкционированный вход Piper PA-28 в пространство аэропорта из-за невнимательности пилота и (2) ограниченность системы УВД аэропорта по защите от столкновений[11].
Столкновение над Серритосом было показано в 4 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в эпизоде Столкновение над Лос-Анджелесом (подразумевался не город, а округ)[9].
Вопреки традиции отказываться после катастрофы от номера погибшего рейса, рейс 498 компании Aeroméxico существует и поныне, однако выполняется уже авиалайнерами Boeing 737-800 и по маршруту Мехико — Монтеррей — Лас-Вегас[12].
← 1985 · Авиационные происшествия и инциденты 1986 года · 1987→ | |
---|---|
Катастрофа шаттла «Челленджер» (28 января) — Катастрофа в Антарктиде (17 февраля) — Рейс Ф-77 Аэрофлота (2 марта) — Рейс 940 Mexicana (31 марта) — Катастрофа под Ханты-Мансийском (17 мая) — Столкновение над Гранд-Каньоном (18 июня) — Рейс 5569 Аэрофлота (22 июня) — Рейс 2306 Аэрофлота (2 июля) — Столкновение над Серритосом (31 августа) — Захват Ту-134 Аэрофлота (20 сентября) — Рейс 6502 Аэрофлота (20 октября) — Рейс 892 Аэрофлота (12 декабря) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Столкновение DC-9 и Piper Cherokee над Серритосом.