20-10-2023
Халиуллин Юрий Михайлович | ||||
Дата рождения: |
10 августа 1943 (71 год) |
|||
---|---|---|---|---|
Место рождения: |
деревня Анисимова Поляна, Шаранский район, Башкирская АССР |
|||
Страна: |
СССР, Россия |
|||
Место работы: | ||||
Учёная степень: | ||||
Учёное звание: | ||||
Альма-матер: | ||||
Награды и премии |
|
Юрий Михайлович Халиуллин — военный инженер-механик, учёный, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, начальник Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени В. И. Ленина, начальник Военно-морского инженерного института, генеральный директор ОАО «Завод «Кризо», контр-адмирал.
Халиуллин Юрий Михайлович родился 10 августа 1943 года в деревне Анисимова Поляна Шаранского района Башкирской АССР.
В 1950 году семья Халиуллиных переехала в город Верхнеднепровск Днепропетровской области.
С 1960 года, после окончания средней школы Юрий работал в колхозе трактористом, затем литературным сотрудником редакции районной газеты, арматурщиком и сварщиком в тресте «Днепрометаллургстрой» города Вольногорска.
В 1962 году призван на военную службу на Балтийский флот. В 1963 году старшина 2-й статьи Ю. М. Халиуллин поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина (город Пушкин Ленинградской области).
В 1968 году после окончания училища с отличием, лейтенант Ю. М. Халиуллин был назначен командиром машинно-котельной группы БЧ-5 сторожевого корабля «Лунь»[1] бригады противолодочных кораблей базировавшейся в Петропавловск-Камчатском.
В 1969 году назначен командиром электромеханической боевой части корабля. За добросовестную службу старшему лейтенанту Ю. М. Халиуллину было досрочно присвоено воинское звание капитан-лейтенант. Был назначен помощником флагманского инженер-механика по живучести бригады противолодочных кораблей.
В 1975 году окончил с отличием кораблестроительный факультет Ленинградской военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова и получил назначение на должность заместителя командира бригады противолодочных кораблей по электромеханической части на Камчатке. Вскоре электромеханическая служба бригады, возглавляемая Халиуллиным, была признана лучшей на Тихоокеанском флоте.
В феврале 1980 года капитан 2-го ранга Халиуллин был назначен заместителем начальника факультета паросиловых и газотурбинных энергетических установок по учебной работе Высшего военно-морского инженерного училища имени В. И. Ленина.
С марта 1982 по март 1987 года был начальником технического отдела Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота.
В 1987 году капитан 1 ранга Ю. М. Халиуллин был переведён на должность начальника технического управления Черноморского флота. В марте 1989 года назначен заместителем командующего Черноморским флотом по эксплуатации и ремонту. В 1990—1992 годах он был избран народным депутатом Крымской АССР[2].
В 1990 году Халиуллину присвоено звание контр-адмирал, 22 января 1991 года он защитил кандидатскую диссертацию.
В 1992 году контр-адмирал Ю. М. Халиуллин был назначен на должность начальника Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени В. И. Ленина.
В 1998 году после объединения двух высших военно-морских учебных заведений: училища имени В. И. Ленина и училища имени Ф. Э. Дзержинского в один военно-морской инженерный институт Ю. М. Халиуллин возглавил это новое учебное заведение. Институт на 8 факультетах и 41 кафедре стал осуществлять подготовку морских офицеров по 15 специальностям.
31 января 1997 года Ю. М. Халиуллин защитил докторскую диссертацию по теории судоремонта[3]. В 1998 году ему было присвоено звание профессора.
В 2000 году Юрий Михайлович уволился в запас. Продолжал работать в институте профессором, возглавил диссертационный совет института. Одновременно Халиуллин работал заместителем генерального директора по развитию в Балтийской судостроительной компании. Затем заместителем генерального директора ФГУП «ЦНИИ технологии судостроения» по научной работе.
С 2005 по 2009 годы был генеральным директором оборонного завода ОАО „Завод «Кризо»“.
В настоящее время продолжает преподавательскую деятельность в Военно-Морском инженерном институте. Работает директором филиала «Санкт-Петербургский» ОАО «Славянка».
Юрий Михайлович Халиуллин внёс существенный вклад в теорию структурного анализа судоремонтной отрасли и теорию физических полей корабля, в совершенствование организации судоремонта. Он заложил теоретические основы сохранности кораблей. Получил важные научные результаты в совершенствовании структур управления. Им были разработаны методологические основы информационной технологии решения сложных распределительных задач, тесно связанных логически и информационно, а также он создал систему понятий и расчётных алгоритмов исследования судоремонтного потенциала. Исследования, проведённые под его руководством, позволили найти новый подход к изучению акустических полей корабля, внедрять эффективные методы технического диагностирования, а также методы непрерывного технического обслуживания на кораблях Военно-морского флота.
Ю. М. Халиуллин автор более 120 научных работ, в том числе трёх учебников и двух монографий, более 20 изобретений[4]. Под его руководством защищено 8 кандидатских и 3 докторских диссертаций.
Заслуженный деятель науки Ю. М. Халиуллин является академиком Санкт-Петербургской инженерной академии и Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, старшиной Санкт-Петербургского морского собрания[5].
В 1998 году Ю. М. Халиуллин получил сертификат персонального участника петербургского ежегодника «Известные и влиятельные люди города», в котором сказано: «Оценивая личные заслуги перед Санкт-Петербургом, редакционная коллегия настоящим сертификатом удостоверяет: Халиуллин Юрий Михайлович является одним из 1417 наиболее влиятельных и известных людей Санкт-Петербурга за 1998 г.»
Халиуллин, Юрий Михайлович.