04-10-2023
Хаттаб | ||||
Прозвище |
Чёрный араб |
|||
---|---|---|---|---|
Дата рождения |
14.08, 1960-е годы |
|||
Место рождения | ||||
Дата смерти | ||||
Место смерти | ||||
Принадлежность |
Афганские моджахеды |
|||
Годы службы | ||||
Командовал |
1-й Амир иностранных моджахедов в Чечне |
|||
Сражения/войны |
Афганская война |
|||
Награды и премии |
Золотая медаль «Доблестный воин» |
|||
Связи |
Амир Ибн аль-Хаттаб[1] («Чёрный араб»; 14 августа[2], 1960-е годы, Саудовская Аравия — 20 марта 2002 года, Чечня) — арабский моджахед, ставший шахидом, один из самых известных иностранных моджахедов — полевых командиров, воевавших в Чечне[3][4]. Проповедовал идеи ваххабизма[5] и религиозной священной войны (газавата), практическим воплощением которых в жизнь он занимался и до Чечни, участвуя в боевых действиях на стороне исламистов в Афганистане (1987—1992) и Таджикистане (1993). Являлся участником Карабахской войны на стороне Азербайджана[6]. Входил в состав руководителей террористических организаций «Исламская международная миротворческая бригада» и «Высший военный маджлисуль шура объединённых сил моджахедов Кавказа».
Содержание |
В качестве его настоящего имени до его смерти называлось Хабиб Абд аль-Рахман (варианты написания — Хабиб Абдул Рахман, Абд-эль-Рахман, Хабиб ар-Рахман)[7], после — Самер Салех ас-Сувейлем[8][9].
Точные год и место рождения неизвестны (по некоторым сведениям, не были известны даже ему самому[10]). Указываются 1963 год[11], и, как наиболее вероятный — 1969 год[11][12]. Родился в городе Арар (Саудовская Аравия)[11]. По данным Newsweek, Хаттаб — этнический чеченец, представитель многочисленной иорданской чеченской диаспоры[13]. Встречается также информация о том, что он был наполовину черкесом , другие источники её опровергают: «По ряду свидетельств, Хаттаб имеет иорданское подданство. Слухи о его чеченском происхождении и якобы службе в "черкесской гвардии" - личной охране короля Иордании, состоящей из чеченцев и кабардинцев, не соответствуют действительности»[10]. Ахмат Кадыров в бытность главою администрации Чеченской Республики указал, что Хаттаб якобы на самом деле является йеменским евреем, который свою первую дочь назвал Сарой[14][15]. (Это заявление было сделано Кадыровым после личной поездки в Иорданию, в ходе которой он совершил неудачную попытку установить контакты с иорданской чеченской диаспорой.) Ссылаясь то на ФСБ, то на ГРУ, то даже на ЦРУ, его именовали то иорданским чеченцем, то арабом - когда иорданским, когда саудовским, изредка йеменским, а то и вовсе зачисляли в пакистанцы[16]. Зелимхан Яндарбиев заявлял, что Хаттаб по национальности саудовец, "хотя почему-то его называют то иорданским чеченцем, то ещё кем..."[17]. (По книге генерала Трошева — Хаттаб родился в «богатой иорданской семье чеченского происхождения»[18].) О том, что Хаттаб родом из Саудовской Аравии, свидетельствовал также воевавший под его началом Аукей Коллинз[19]. В 2001 году иорданский посол в Москве Ахмед Али Мубайдин заявил, что Хаттаб никогда не был гражданином Иордании и иорданцем не является[6].
Утверждают, что его отец был старейшиной кочевого бедуинского племени, территория кочевья которого расположена на границе Иордании и Саудовской Аравии, в песках пустыни аш-Шамах[10]. Тот же источник отмечает состоятельность его бедуинской семьи и то, что Хаттаб, «видимо, от природы был наделён неплохим умом и творческим воображением».
В 1987 году родственники отправили его на обучение в США, в Нью-Йорк[10]. Широкой общественности недоступна достоверная информация о его жизни в США, те источники, что есть, весьма противоречивы: по одним сведениям — он подал документы в один из американских колледжей, был принят, но к занятиям не приступил, некоторые источники указывают, что он всё же проучился до конца 1987 года, однако не ясно, уже в колледже или где-то в другом месте. Он не пожелал возвращаться домой, мотивируя это правом по шариату участвовать в газавате вопреки запрету родственников.
В том же 1987 году отправился в Афганистан, где принял активное участие в боевых действиях против советских войск. Отличился в боях за Джелалабад и Кабул. Получил тяжёлое ранение в живот пулей калибра 12,7 мм[10]. Лишился нескольких пальцев на руке при взрыве гранаты.
В начале 90-х годов азербайджанское правительство обратилось к афганским моджахедам с просьбой о помощи - войска терпели поражение в боях с армянскими формированиями в Нагорном Карабахе. Одним из тех, кто откликнулся на призыв, был Хаттаб. [20]
В 1993 году, после прихода к власти в Афганистане коалиции моджахедов, вернулся домой, но вскоре опять (в 1994 году[21]) вернулся в Афганистан, где с группой соратников занялся подготовкой и вооружением исламских оппозиционеров из Таджикистана и Узбекистана. «Хаттаб в Таджикистане проявил свои командные способности, организовав ряд нападений на заставы российских пограничников» (Washington Profile, 27.06.2002)[22]. Участвовал в нападении на 12-ю заставу Московского погранотряда, в результате чего погибло 25 российских пограничников. Вопреки утверждению некоторых источников, Хаттаб не был организатором этого нападения, а лишь возглавлял один из участвовавших в нём отрядов.
В декабре 1994 года из репортажа CNN узнал о войне в Чечне: «Хаттаб рассказывал, как увидел по телевидению сюжет о событиях в Чечне. «На головах чеченцев были ленты с надписью шахады — Ля иляха илялах…, а сами они восклицали «Аллах Акбар!» Я понял, что в Чечне идет Джихад и я обязан принять в нём участие»[21], после чего использовав сложившиеся с чеченцами ещё в Нагорном Карабахе связи, уже в январе 1995 года вместе с 18 единомышленниками (в числе которых были Абу аль-Валид аль-Гамиди и Абу-Кутейб) прибыл в Грозный[18][20][11]. Принял активное участие в Первой чеченской войне, организовал ряд успешных операций против российских войск.
Герой России, генерал-полковник Геннадий Трошев так писал о нём в своих воспоминаниях: „Одноруким прозвали Хаттаба не случайно. На всех пальцах его правой руки не хватает одной-двух фаланг. Но и левой рукой он стреляет искусно. Любовь к оружию, видимо, болезнь семейная. Сестра террориста, например, владеет большим оружейным магазином в США. Однако навестить сестру Хаттабу вряд ли удастся, потому что западные спецслужбы много лет ведут за ним охоту: «Рост 174—176 см, моложавого вида, смуглый, носит бороду, длинные до плеч волосы…»“[23].
Был опытным и хорошо подготовленным террористом, владел всеми видами стрелкового оружия. Разбирался в минно-подрывном деле. Лично вёл обучение подчинённых ему боевиков-смертников.
Организовывал зарубежное финансирование закупки боеприпасов и обустройства лагерей по подготовке боевиков на территории Чечни.
В 1995 году вместе с членами своего отряда основал военно-религиозный учебный центр «Кавказ» на окраине селения Сержень-Юрт (на территории бывшего пионерского лагеря). В лагере молодёжь из близлежащих деревень проходила обучение исламу и разным аспектам военного дела. Всего в этом учебном центре прошли обучение около 10 тыс. боевиков.[24] По заявлению Зелимхана Яндарбиева: «Учебный лагерь Хаттаба создал я в конце первой войны через генштаб, возглавляемый Масхадовым»[17].
По данным СМИ, летом 1996 года готовил ликвидацию или, по возможности, похищение пророссийского главы Чеченской Республики Доку Завгаева.
Айман аз-Завахири вспоминал о своём заключении в Дагестане в 1996—1997 годах: «В тюрьме я видел, какой великий статус даётся Хаттабу в среде мусульман Кавказа, и как агенты разведки боятся его. Даже охрана тюрьмы говорила о нём со страхом и трепетом»[25].
Масхадов говорил[11]: "Хаттаб в нашем понимании – доброволец. Где-то в 95-м году оказался на территории Чечни, воевал, ничем особо не выделялся. Когда закончилась война, он прикинулся овечкой – ни в какую политику не вмешивался, никакого отношения ко всему, что здесь происходит, он не имеет. Но говорит: из-за того, что воевал в Чечне, не может вернуться к себе домой. Как сказать человеку, который воевал, помогал нам: "Все. Уходи отсюда, ты больше нам не нужен?"
В 1998 году вступил в террористическую организацию Конгресс народов Ичкерии и Дагестана (КНИД) и возглавил Исламскую миротворческую бригаду (вооружённое формирование КНИД).
В августе и сентябре 1999 года совместно с Шамилем Басаевым организовал и возглавил рейды чечено-дагестанских боевиков на территорию Дагестана.
"До настоящего времени я воевал только против армии. Против гражданских никогда не воевал. Но после событий в Дагестане за свои действия будет отвечать не только русский солдат, но и весь русский народ, - заявил Эмир аль-Хаттаб чешским журналистам. - Я прибыл сюда по зову собственного сердца и по долгу правоверного мусульманина, поскольку Коран открыто говорит об обязанности мусульманина участвовать в борьбе за утверждение ислама... Я хочу обратиться ко всем, кто думает, что чеченская война завершилась. Они глубоко ошибаются. Как прошлая, так и недавняя история горцев-мусульман знает немало примеров, когда неверные просили о долгосрочном перемирии, а затем нарушали его" [1].
Ведь русский оккупант по сути раб,
А моджахед — как горная порода.
Сражаются не Трошев и Хаттаб —
Здесь бьются насмерть рабство и свобода!
Из поэмы «Улус-Кертское сражение»
чеченского поэта Билала Алканова
Именно Хаттаб являлся связующим звеном между боевиками в Чечне и международными террористическими структурами[26]. «The Washington Post» в конце 2001 года писала: «Один западный дипломат, наблюдающий за событиями в Чечне, сказал, что россияне хотят, чтобы Масхадов изолировал и ликвидировал исламскую часть чеченского сопротивления, лидерами которой являются загадочный боевик из Иордана по имени Хаттаб и чеченец Шамиль Басаев. Хаттаб в течение многих лет получает средства от мусульманских благотворительных организаций из богатых нефтедобывающих стран. Однако неизвестно, хочет ли и может ли Масхадов сражаться с исламскими силами. По словам дипломата, как минимум 60 % партизанских сил принадлежат к мусульманской группировке»[27].
Отмечают, что поражение талибов, нанесенное им силами Северного альянса при поддержке США, сильно повлияло на эмоциональное состояние Хаттаба[11]. Вообще гибели Хаттаба предшествовала запутанная история с его якобы намерением отправиться в Афганистан. Отмечают, что если он делал эти заявления, это могла быть попытка запутать российские силы. С другой стороны, существуют утверждения, что эти заявления инспирировались российскими силами с целью связать Хаттаба с Усамой бин Ладеном. Как сообщил в конце 2001 года в Париже журналистам Владимир Рушайло, «нами была получена достоверная информация о переговорах Хаттаба со своими полевыми командирами о том, что в его планы входит в ближайшее время появление в Афганистане», также он процитировал слова Хаттаба о том, что тот намерен «убивать жирных американцев» в Афганистане[28].
«Хаттаб — дисциплинированный воин. Моджахед мирового масштаба и вообще прекрасный парень... Хаттаб не проявит ненужной самостоятельности. Как и Басаев, [он] командующий большой группы подразделений», — так отзывался о нём Зелимхан Яндарбиев в конце 2001 года[17].
Погиб в марте 2002 года в результате секретной операции российских спецслужб (Хаттабу было передано письмо, якобы от его матери, бумага которого была обработана ядом)[29].
Первая информация об этом появилась в прессе 11 апреля 2002 года: "Об этом можно говорить с большой долей уверенности, поскольку в последние два месяца Хаттаб никак себя не проявлял: он не выходил на связь, действия боевиков в районе, контролируемом Хаттабом, не скоординированы. Вероятность его гибели подтверждается также данными наших осведомителей", — заявил анонимно один из сотрудников ФСБ, принимавший участие в специальной операции, он также сообщил, что для выполнения поставленной задачи был задействован "агент из числа арабов, воюющих в Чечне, ранее завербованный спецслужбой одного из государств СНГ"[11]. Ранее сообщения о его смерти появлялись в СМИ не менее десяти раз.
Боевики, со ссылкой на "военный совет шуры", заявили, что полевого командира отравил его помощник дагестанец Ибрагим Алаури, который впоследствии был казнен моджахедами[30]. Ибрагим, казненный за отравление Хаттаба, приходился братом Газимагомеда Магомедова, более известного как Газимагомед Гимринский, впоследствии убитого депутата Дагестана[31].
Представители ФСБ официально объявили об «окончательной» ликвидации Хаттаба 25.04.2002[32]: начальник управления программ содействия Федеральной службы безопасности Александр Зданович заявил, что Хаттаб убит в результате "агентурно-боевой операции", эту же новость озвучили помощник президента Сергей Ястржембский и министр обороны Сергей Иванов[33]. Было заявлено, что стопрецнтные доказательства ликвидации получены, и будут продемонстрированы широкой общественности ещё до майских праздников, пауза обяснялась наобходимостью "вывести из-под возможного удара людей, участвовавших в операции"[32].
Ликвидация Хаттаба по значению сопоставлялась с ликвидацией 21 апреля 1996 года Джохара Дудаева[7][34], это "самый большой успех федеральных сил в Чечне с момента взятия Грозного", — писал журнал "Итоги"[35].
«Самой одиозной, харизматической и, отчасти, полумифической фигурой в руководстве чеченских сепаратистов», — так характеризовала его газета "Время новостей" (26.04.2002), — «За время «второй чеченской кампании» этот человек сумел заработать все возможные для предводителя боевиков эпитеты и «заслуги», давно затмив по «популярности» у спецслужб и влиятельности среди коллег Аслана Масхадова»[32].
Был удостоен высших воинских наград ЧРИ: двух орденов «Къоман Турпал» (чеч. «Герой нации», первый от Зелимхана, второй от Шамиля), орденом «Защитник Отечества» (от Джохара) и золотой медалью «Доблестный воин» (от Аслана).[36] Есть данные о награждении орденом Ичкерии "Честь нации" от Масхадова[37].
Российский суд посмертно признал Хаттаба одним из заказчиков террористических актов в Буйнакске, Москве и Волгодонске в 1999 году.[38][39]
В одном из материалов, распространяемых Хамас среди палестинской молодёжи (ноябрь 2003 года), неизвестный автор писал о Хаттабе: «ты оставил все тщетные удовольствия этого мира и его интересы благодаря тому, что вера, переполнявшая твое сердце, была твоим жилищем; я любил тебя как брата в вере, безжалостного (к врагам) в битве, но доброго с друзьями»[3].
«Вы говорите про Хаттаба скверные слова, но его милосердие, его любовь, его сострадание к верующим проявилось в том, что он оставив родину, семью, имущество всё то, что может быть близко и дорого человеку, всё то к чему влечёт, столь порицаемый вами нафс, вышел на нелёгкий путь, борьбы ради Аллаха, для того чтобы защитить своих братьев и сестёр, от кровожадных ельцинских гиен. Наверняка он осознавал меру опасности, что он может быть убит или изувечен или взят в плен, но желание защитить веру, честь и жизни мусульман, было сильнее, чем желание жить в тиши и безопасности», — писал некий Гулям Мухаммад а-Дагестани в 2007 году[40].
В основном отмечают, что он отличался в военном мастерстве и знал несколько языков: «он был настоящий знаток военного дела, хорошо образован, говорил на пуштунском, английском и русском языках»[21]. Указывают на его жестокость[11]. По многочисленным свидетельствам — хромал на левую ногу. Отмечали его пристрастие к видеосъёмкам. Павел Евдокимов описывал один из видео-эпизодов: «Хаттаб со своими боевиками остановился возле подбитого российского БТРа. Его бойцы вытащили оттуда раненого солдата. Аббас достал нож, хладнокровно вырезал печень у еще живого человека и, слегка обжарив на разведенном огне, съел»[11].
Указывают, что отец Шамиля Басаева Салман «предоставил Хаттабу свой дом в Дышне-Ведено и назвал его своим сыном. Так Шамиль, в тот период невольно для себя, стал названым братом Хаттаба»[10].
В 1996 году женился на даргинке из Кадарской зоны Дагестана Фатиме Бидаговой, дочери мухтара — старейшины даргинского села Карамахи[10].
Поверь мне, Дирхам (деньги) занимают поклоняющихся. Поклоняющихся Западу, этому миру, с работой, и зарплатой. Но всё, что у Аллаха — лучше.Это ложное поклонение привело к тому, что поколения за поколениями прошли мёртвую жизнь рутины, которая сродни жизни животного. Они поднимаются утром к завтраку, затем идут на работу, затем на обед, потом домой, потом ложатся спать… И жизнь не имеет никакой цели.
Поверь мне, о Салех, смыслом их жизни стало получение богатства и процветания, попытка застраховаться от неприятностей. Но неприятности никогда не кончатся. Неприятность с работой, с женой, с детьми, с размещением, и всякий раз, когда одна неприятность решена, появляется другая. Они решают одну неприятность за другой, и жизнь заканчивается, а неприятности остаются.— Из послания Хаттаба своему сыну Салеху, когда тому исполнилось 3 месяца[43]
Хаттаб.