20-06-2023
Линия 3 Невско-Василеостровская |
|
Петербургский метрополитен | |
Открытие первого участка: |
3 ноября 1967 года |
---|---|
Длина, км: |
22,547 км |
Количество станций: |
10 |
Время поездки: |
32 мин. |
Максимальное число вагонов в составе поезда: |
6 |
Число вагонов в составе поезда: |
6 |
Самая напряжённая станция: | |
Наземные участки: |
Станция «Рыбацкое» |
Электродепо: | |
Невско-Василеостровская линия | |
---|---|
Третья линия Петербургского метрополитена, также известная как Не́вско-Василеостро́вская, или зелёная, линия, соединяет через центр западные и юго-восточные районы Санкт-Петербурга.
Содержание |
Дата пуска | Участок | Длина | Кол-во станций |
---|---|---|---|
3 ноября 1967 года | «Василеостровская» — «Площадь Александра Невского» | 8,2 км | 4 |
25 декабря 1970 года | «Площадь Александра Невского» — «Ломоносовская» | 6,2 км | 2 |
29 сентября 1979 года | «Василеостровская» — «Приморская» | 2,4 км | 1 |
10 июля 1981 года | «Ломоносовская» — «Обухово» | 4,3 км | 2 |
28 декабря 1984 года | «Обухово» — «Рыбацкое» | 3,2 км | 1 |
1986 год | «Рыбацкое» — ТЧ-5 «Невское» | 1,1 км | — |
Всего: | 22,6 км[1] | 10 станций |
Первоначально планировали построить линию со станциями: «Красная площадь» (Площадь Александра Невского) — «Площадь Восстания» (нынешняя «Маяковская») — «Литейный проспект» — «Невский проспект» (нынешняя «Гостиный Двор») — «Мариинская площадь» (на Исаакиевской площади) — «Театральная площадь» — «Большой проспект В. О.»[2]. Несколько позднее планы пересмотрели и утвердили следующее направление линии: «Василеостровская» — «Адмиралтейская» — «Невский проспект» — «Площадь Восстания» — «Площадь Александра Невского» — «Хрустальная»[3].
В 1967—1979 годах — единственная линия с однотипными станциями («горизонтальный лифт»). До организации сквозного движения по Фрунзенско-Приморской линии в 2009 году была единственной линией, соответствующей своему первоначальному названию (соединяет левобережную часть Невского района с Васильевским островом).
На этой линии первоначально планировалось делать станции в полтора раза чаще: «Приморская» — «Гавань» — «Василеостровская» — «Университетская» — «Адмиралтейская» — «Гостиный Двор» — «Аничков Мост» — «Маяковская» — «Площадь Александра Невского» — «Смоляная» — «Хрустальная» — «Елизаровская» — «Ивановская» — «Щемиловка» (см.ниже) — «Обухово».[4] Из соображений экономии было решено отложить строительство большей части станций, и построить только часть, а остальные встроить позже. Поскольку строительство станций глубокого заложения без остановки движения представляется весьма сложной технической задачей, от строительства этих станций в настоящее время отказались, предусмотрено строительство только станции «Адмиралтейская» (с пересадкой на станцию «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской линии), из-за важности этого пересадочного узла для разгрузки весьма напряженного перехода «Гостиный Двор» — «Невский Проспект»[5].
Отказ от строительства промежуточных станций является просчетом, поскольку привёл, например, на Васильевском острове к огромной перегрузке станции «Василеостровская» и неудобству для горожан.
Первоначально строительство линии было запланировано к станции «Обухово», за которой должно было находиться электродепо Невско-Василеостровской линии. После станций «Ивановская» и «Щемиловка» (перекресток улиц Бабушкина и Шелгунова) станция «Обухово» должна была стать конечной. В связи с увеличившейся в 1970 году протяженностью линии и отсутствием у неё собственного депо, для технологического отстоя поездов в 1972 году тупики за «Ломоносовской» были удлинены с одновременным уменьшением глубины их заложения для последующего вывода линии на поверхность. Подъём трассы был выполнен с уклоном порядка 40 тысячных, а обделка тоннеля собрана из двух видов тюбингов - сначала железобетонных, а затем - чугунных. Чаще всего такая конструкция обделки применяется при пересечении тоннелями водоносных слоёв [6]. Однако, в конце 70-х годов планы по развитию линии на юг изменились из-за намечаемого строительства крупного жилого района в селе Рыбацком. Линию было решено продлить в новый район и строить электродепо за станцией «Рыбацкое». Из-за неблагоприятных гидрогеологических условий глубину заложения трассы было решено изменить и станции «Пролетарская» и «Обухово» были построены на глубоком заложении. В связи с этим тупики за станцией «Ломоносовская» были выведены из эксплуатации и частично отсечены от строящихся перегонов бетонными пробками с переборкой обделки. Сейчас участки этих тупиков не эксплуатируются и практически забыты — со сводов свисают сталактиты (из-за протечек грунтовых вод и плохой вентиляции), а из действующего тоннеля в них можно попасть только через технические сбойки.[7].
С севера на юг:
Со станции | На линию, на станцию |
---|---|
«Гостиный двор» | «Невский проспект» |
«Маяковская» | «Площадь Восстания» |
«Площадь Александра Невского-1» | «Площадь Александра Невского-2» |
Пересадка на 5-ю линию отсутствует.
Линия обслуживается ТЧ-5 «Невское», расположенным за станцией «Рыбацкое». В 1967—1979 годах обслуживание велось депо ТЧ-1 «Автово», в 1979—1995 годах линия обслуживалась ТЧ-4 «Северное», что было прекращено из-за так называемого «размыва».
Ниже в таблице указаны типы и модели эксплуатируемых на линии вагонов с указанием их номеров; данные приведены на февраль 2013 года[8].
Тип/модель | Номера |
---|---|
Ем (Ема502/Емх503/Ем501) | 3714, 3715, 3720, 3721, 3726, 3729, 3739, 3743, 3744, 3746, 3751, 3755, 3759, 3764, 3765, 3771—3774, 3786, 3797, 3800, 3802, 3803, 3805—3809, 3812—3814, 3819—3824, 3827, 3828, 3837, 3838, 3855, 3860, 3862, 3864, 3877, 3878, 3880—3883, 3899, 3900, 3902—3904, 3931, 3933—3936, 6027—6034, 6036, 6040—6044, 6047—6051, 6053—6063, 6065—6071, 6073—6079, 6081—6094, 6096—6100, 6102—6108, 6110—6114, 6117—6125, 6127, 6128, 6278, 6284—6287, 6341—6344, 6347—6354, 6357, 6375, 6376, 6914 |
81-717/714 (.5) | 8174—8177, 8198—8201, 8681, 8682, 8686, 8687, 8781, 8782 |
81-540/541 (.8) | 10252—10257, 11441—11452, 11562, 11563, 11568, 11569 |
81-540.7/541.7 | 10263—10266, 11475—11481 |
81-717.5П/714.5П | 0129—0139, 1109—1112 |
Всего | 231 вагон: 33 шестивагонных состава, а также 33 резервных вагона (7 головных, 5 хвостовых (тип Емх503) и 21 промежуточный) |
На линии основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС. На линии не используется никакой системы автоведения, управление поездами осуществляется вручную, что затруднительно на линии с большим количеством станций закрытого типа, предъявляющих особые требования к точности остановок.
С 20 декабря 2012 года на линии начали эксплуатироваться составы модели 81-717.5П/714.5П с изменённой формой кабины и со светодиодным освещением.
Линии Петербургского метрополитена | |||||||||
Кировско-Выборгская | Московско-Петроградская | Невско-Василеостровская | |||||||
Правобережная | Фрунзенско-Приморская | Красносельско-Калининская | |||||||
Адмиралтейско-Охтинская | Кольцевая |
Линия 3 Петербургского метрополитена.