Snowimage-e.ru

Зимняя одежда

Линия 3 Петербургского метрополитена

20-06-2023

Линия 3
Невско-Василеостровская
Петербургский метрополитен
Открытие первого участка:

3 ноября 1967 года

Длина, км:

22,547 км

Количество станций:

10

Время поездки:

32 мин.

Максимальное число вагонов в составе поезда:

6

Число вагонов в составе поезда:

6

Самая напряжённая станция:

«Василеостровская»

Наземные участки:

Станция «Рыбацкое»

Электродепо:

ТЧ-5 «Невское»

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить
Невско-Василеостровская линия
Приморская
Василеостровская






Гостиный двор






Маяковская






ССВ к Площади Восстания






Площадь Александра Невского-1






ССВ к Пл. Александра Невского-2






Елизаровская
Ломоносовская
Пролетарская
Обухово
Рыбацкое
ТЧ-5 «Невское»

Третья линия Петербургского метрополитена, также известная как Не́вско-Василеостро́вская, или зелёная, линия, соединяет через центр западные и юго-восточные районы Санкт-Петербурга.

Содержание

История

Хронология пусков

Дата пуска Участок Длина Кол-во станций
3 ноября 1967 года «Василеостровская» — «Площадь Александра Невского» 8,2 км 4
25 декабря 1970 года «Площадь Александра Невского» — «Ломоносовская» 6,2 км 2
29 сентября 1979 года «Василеостровская» — «Приморская» 2,4 км 1
10 июля 1981 года «Ломоносовская» — «Обухово» 4,3 км 2
28 декабря 1984 года «Обухово» — «Рыбацкое» 3,2 км 1
1986 год «Рыбацкое» — ТЧ-5 «Невское» 1,1 км
Всего: 22,6 км[1] 10 станций

История строительства

Первоначально планировали построить линию со станциями: «Красная площадь» (Площадь Александра Невского) — «Площадь Восстания» (нынешняя «Маяковская») — «Литейный проспект» — «Невский проспект» (нынешняя «Гостиный Двор») — «Мариинская площадь» (на Исаакиевской площади) — «Театральная площадь» — «Большой проспект В. О.»[2]. Несколько позднее планы пересмотрели и утвердили следующее направление линии: «Василеостровская» — «Адмиралтейская» — «Невский проспект» — «Площадь Восстания» — «Площадь Александра Невского» — «Хрустальная»[3].

В 19671979 годах — единственная линия с однотипными станциями («горизонтальный лифт»). До организации сквозного движения по Фрунзенско-Приморской линии в 2009 году была единственной линией, соответствующей своему первоначальному названию (соединяет левобережную часть Невского района с Васильевским островом).

Промежуточные станции

На этой линии первоначально планировалось делать станции в полтора раза чаще: «Приморская» — «Гавань» — «Василеостровская» — «Университетская» — «Адмиралтейская» — «Гостиный Двор» — «Аничков Мост» — «Маяковская» — «Площадь Александра Невского» — «Смоляная» — «Хрустальная» — «Елизаровская» — «Ивановская» — «Щемиловка» (см.ниже) — «Обухово».[4] Из соображений экономии было решено отложить строительство большей части станций, и построить только часть, а остальные встроить позже. Поскольку строительство станций глубокого заложения без остановки движения представляется весьма сложной технической задачей, от строительства этих станций в настоящее время отказались, предусмотрено строительство только станции «Адмиралтейская» (с пересадкой на станцию «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской линии), из-за важности этого пересадочного узла для разгрузки весьма напряженного перехода «Гостиный Двор» — «Невский Проспект»[5].

Отказ от строительства промежуточных станций является просчетом, поскольку привёл, например, на Васильевском острове к огромной перегрузке станции «Василеостровская» и неудобству для горожан.

Изменение трассы

Первоначально строительство линии было запланировано к станции «Обухово», за которой должно было находиться электродепо Невско-Василеостровской линии. После станций «Ивановская» и «Щемиловка» (перекресток улиц Бабушкина и Шелгунова) станция «Обухово» должна была стать конечной. В связи с увеличившейся в 1970 году протяженностью линии и отсутствием у неё собственного депо, для технологического отстоя поездов в 1972 году тупики за «Ломоносовской» были удлинены с одновременным уменьшением глубины их заложения для последующего вывода линии на поверхность. Подъём трассы был выполнен с уклоном порядка 40 тысячных, а обделка тоннеля собрана из двух видов тюбингов - сначала железобетонных, а затем - чугунных. Чаще всего такая конструкция обделки применяется при пересечении тоннелями водоносных слоёв [6]. Однако, в конце 70-х годов планы по развитию линии на юг изменились из-за намечаемого строительства крупного жилого района в селе Рыбацком. Линию было решено продлить в новый район и строить электродепо за станцией «Рыбацкое». Из-за неблагоприятных гидрогеологических условий глубину заложения трассы было решено изменить и станции «Пролетарская» и «Обухово» были построены на глубоком заложении. В связи с этим тупики за станцией «Ломоносовская» были выведены из эксплуатации и частично отсечены от строящихся перегонов бетонными пробками с переборкой обделки. Сейчас участки этих тупиков не эксплуатируются и практически забыты — со сводов свисают сталактиты (из-за протечек грунтовых вод и плохой вентиляции), а из действующего тоннеля в них можно попасть только через технические сбойки.[7].

Пересадки

С севера на юг:

Со станции На линию, на станцию
«Гостиный двор» «Невский проспект»
«Маяковская» «Площадь Восстания»
«Площадь Александра Невского-1» «Площадь Александра Невского-2»

Пересадка на 5-ю линию отсутствует.

Депо и подвижной состав

Депо, обслуживающие линию

Линия обслуживается ТЧ-5 «Невское», расположенным за станцией «Рыбацкое». В 1967—1979 годах обслуживание велось депо ТЧ-1 «Автово», в 19791995 годах линия обслуживалась ТЧ-4 «Северное», что было прекращено из-за так называемого «размыва».

Количество вагонов в составах

  • С момента пуска первой очереди и до начала 1970-х годов на линии ходили четырёхвагонные составы, с начала 1970-х годов по середину 1970-х годов использовались пятивагонные составы, с середины 1970-х годов и по настоящее время на линии используются шестивагонные составы. Дальнейшее увеличение количества вагонов невозможно из-за станций «горизонтальный лифт».
  • При этом с середины 1970-х до 1991 года использовалась не совсем стандартная схема наполнения вагонов. Обычно, все вагоны поезда открыты для пассажиров на всём пути следования поезда. Здесь же при движении от «Рыбацкого» к «Приморской» последние вагоны открывались для пассажиров лишь на станции «Маяковская». Остановка поезда на станции «Обухово» осуществлялась так, чтобы последний вагон оказался в тоннеле. На станциях «Пролетарская» и «Рыбацкое» часть платформы, на которой останавливался последний вагон, была огорожена. На станциях закрытого типа двери, ведущие в последний вагон, были заблокированы.
  • При движении от «Приморской» к «Рыбацкому» посадка пассажиров в первые два вагона на станциях «Приморская» и «Василеостровская» не осуществлялась. На «Приморской» часть платформы, напротив которой останавливались первые два вагона, была огорожена и доступна только персоналу метрополитена. На «Василеостровской» станционные двери, ведущие в первые два вагона, были заблокированы. Во второй вагон пассажиров начинали пускать на «Гостином дворе», а в первый — на «Маяковской».
  • С 1991 года эту схему пересмотрели, теперь все шесть вагонов при движении от «Рыбацкого» к «Приморской» открыты везде. На «Приморской» при движении в сторону «Рыбацкого» по настоящее время перекрыт доступ пассажиров в первый вагон. Но если до 1998 года он шёл без пассажиров до «Маяковской», то после 1998 года посадку на него разрешали уже на «Василеостровской».

Типы вагонов, используемых на линии

Ниже в таблице указаны типы и модели эксплуатируемых на линии вагонов с указанием их номеров; данные приведены на февраль 2013 года[8].

Тип/модель Номера
Ем (Ема502/Емх503/Ем501) 3714, 3715, 3720, 3721, 3726, 3729, 3739, 3743, 3744, 3746, 3751, 3755, 3759, 3764, 3765, 3771—3774, 3786, 3797, 3800, 3802, 3803, 3805—3809, 3812—3814, 3819—3824, 3827, 3828, 3837, 3838, 3855, 3860, 3862, 3864, 3877, 3878, 3880—3883, 3899, 3900, 3902—3904, 3931, 3933—3936, 6027—6034, 6036, 6040—6044, 6047—6051, 6053—6063, 6065—6071, 6073—6079, 6081—6094, 6096—6100, 6102—6108, 6110—6114, 6117—6125, 6127, 6128, 6278, 6284—6287, 6341—6344, 6347—6354, 6357, 6375, 6376, 6914
81-717/714 (.5) 8174—8177, 8198—8201, 8681, 8682, 8686, 8687, 8781, 8782
81-540/541 (.8) 10252—10257, 11441—11452, 11562, 11563, 11568, 11569
81-540.7/541.7 10263—10266, 11475—11481
81-717.5П/714.5П 0129—0139, 1109—1112
Всего 231 вагон: 33 шестивагонных состава, а также 33 резервных вагона (7 головных, 5 хвостовых (тип Емх503) и 21 промежуточный)

Технические подробности

На линии основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС. На линии не используется никакой системы автоведения, управление поездами осуществляется вручную, что затруднительно на линии с большим количеством станций закрытого типа, предъявляющих особые требования к точности остановок.

Перспективы

Вагоны моделей 81-556/557/558 «НеВа» в депо «Невское»
  • «Адмиралтейская» — долгие годы существовал перспективный проект создания на линии пересадочной станции «Адмиралтейская». Метрополитеном он не отвергался, но в планы развития до 2020 года не вошёл[9].
  • Продление линии на север — согласно программе развития метрополитена принятой 28 июня 2011 года на заседании правительства Санкт-Петербурга планируется продление Невско-Василостровской линии в Осиновую Рощу, c 8-ю станциями «Новокрестовская», «Улица Савушкина», «Яхтенная», «Зоопарк», «Парашютная», «Академгородок», «Парголово» и «Осиновая Роща».[10]
    16 сентября 2011 года Комитет по транспорту Санкт-Петербурга объявил конкурс на проектирование участка Невско-Василеостровской линии от станции «Приморская» до станции «Зоопарк».[11]
Вагоны моделей 81-717.5П/714.5П в депо «Невское»
  • Обновление подвижного состава — на перспективные вагоны метрополитена моделей 81-556, 81-557 и 81-558 «НеВа» с асинхронными тяговыми электродвигателями. Название «НеВа» произошло как раз от названия данной линии (Невско-Василеостровская). 28 марта 2011 года в депо «Невское» прибыли первые три вагона (электросекция) опытного поезда, а летом прибыли и остальные три вагона, после чего был сформирован шестивагонный состав. На весну 2012 года опытный состав (номера вагонов: 10404—11631—11623—11624—11632—10405) находится в депо и проходит предсертификационные испытания. В перспективе вагоны «НеВа» должны заменить на линии вагоны типа Ем.

С 20 декабря 2012 года на линии начали эксплуатироваться составы модели 81-717.5П/714.5П с изменённой формой кабины и со светодиодным освещением.

Особенности

  • Центральный участок линии проходит вдоль всего Невского проспекта — главной улицы Петербурга.
  • На линии имеется шесть станций закрытого типа, идущих подряд от «Василеостровской» до «Ломоносовской».
  • Линия имеет всего одну односводчатую станцию — «Обухово».
  • Единственная линия Петербургского метрополитена, где нет ни одной пилонной станции, а также нет станций с вестибюлями, совмещёнными с подземными переходами.
  • Эта линия единственная в Петербургском метрополитене не имеет системы автоведения поездов — управление осуществляется вручную.
  • Только на данной линии первый и второй путь поменяли местами. На всех линиях путь, который выходит из основного депо, является первым. А на этой линии — наоборот — путь, выходящий из депо «Невское», является вторым. Это связано с так и не построенным основным депо за «Василеостровской» в районе Гавани[5]
  • C 25 мая по 2 июня 2009 года станции на третьей линии объявлялись голосом Михаила Боярского[12].
  • Западнее станции «Приморская» на перегоне (на пятом пути) расположен единственный ПТО третьей линии, рассчитанный на один состав. На шестом пути — просто тупик, между ними есть оборотный тоннель. Шестой и четвёртый станционные пути рассчитаны на три состава, за станцией 6-й путь круто загибается по дуге радиусом 500 метров и сделан на перспективу — для продления линии к бывшему Стадиону имени Кирова. В конце тупика сделана монтажная камера для сборки щита для продления линии[5].
  • 3 перегона из 9-ти имеют длину более трёх километров: «Рыбацкое» — «Обухово» — 3,1 километра; «Елизаровская» — «Площадь Александра Невского-1» — 4,74 километра (предполагалось строительство станции «Хрустальная»); «Гостиный двор» — «Василеостровская» — 3,23 километра (предполагалось строительство станции «Университетская», возможно строительство станции «Адмиралтейская-2»).
  • С 14 по 20 ноября 2011 года в рамках проекта «Международная неделя в метро» оповещения в вагонах поездов дублировались на английском языке.

Ссылки

  • Невско-Василеостровская линия на metro.vpeterburge.ru
  • Невско-Василеостровская линия на ometro.net

Примечания

  1. Официальный сайт Петербургского метрополитена
  2. Cхема десятилетнего развития ленинградского метрополитена, 1955
  3. Форум «Старые документы метрополитена» на metro.nwd.ru
  4. План развития Ленинградского метрополитена к 1980 году
  5. ↑ «Невско-Василеостровкая» линия 3 — Линии и станции — Размышления о питерском метро
  6. Метро: Второй «Размыв»
  7. Metro.NWD.ru • Просмотр темы — НВЛ после Ломоносовской (ст. Щемиловка и пр.)
  8. График текущего содержания подвижного состава 3 линии электродепо «Невское» в феврале 2013 г. Утверждён 5.12.12
  9. С застройкой территории Северной Верфи пассажиропоток возрастёт и потребуются новые пересадочные узлы.
  10. Схема развития на официальном сайте Петербургского метрополитена
  11. Выполнение работ по разработке проектной документации строительства Невско-Василеостровской линии от станции «Приморская» до станции «Зоопарк», для государственных нужд Санкт-Петербурга
  12. Пьеха, Розенбаум, Боярский, Орлов и Быков озвучили петербургский метрополитен… :: Общество :: Новости :: MR7 — Новости Петербурга



Линии Петербургского метрополитена
Кировско-Выборгская Московско-Петроградская Невско-Василеостровская
Правобережная Фрунзенско-Приморская Красносельско-Калининская
Адмиралтейско-Охтинская Кольцевая

Линия 3 Петербургского метрополитена.

© 2012–2023 snowimage-e.ru, Россия, Петрозаводск, ул. Диспетчерская 33, +7 (8142) 28-85-31